Фото: kg-portal.ruФото: kg-portal.ru

Перед просмотром, правда, немного настораживает скромный послужной список режиссера Мэтта Аселтона, в котором кроме «Искусства обмана» значится только вполне трогательный, но прошедший незамеченным фильм «Гигантик» 2008 года выпуска с Полом Дано и Зои Дешанель. На этот раз вместо комедии романтической постановщик избрал жанр комедии криминальной — правда, смешного в сценарии оказалось маловато. Главный герой — простой, обаятельный и ловкий на всякие фокусы парень с простым русским именем Иван, который в первой же сцене заявляется на светский раут в богатенький дом и выносит оттуда скульптуру «Кролик» работы Джеффа Кунса, издевательски оставляя на постаменте надувной аналог. Так Аселтон дает нам понять, что по мелочам Ваня не разменивается — стоимость серебристо-зеркального животного в реальном мире превышает 90 миллионов долларов. На этом же приеме главный герой встречает свою потенциальную даму сердца. Героиня Ратаковски по имени Элиза, как выяснится позднее, постоянный посетитель подобных мероприятий. Джеймс, конечно, тоже красавчик, проверенный «Дивергентом», так что сомнений насчет того, что пара сложится, не возникает. Все бы хорошо: и миллионы, и фотомодель, но только жизнь у Ивана вовсе не такой сахар, как кажется.

Аселтон успевает пройтись по коллекционерам артефактов нацистского толка, беспощадно сжигая в развязке этой сюжетной линии автопортрет самого фюрера.

Главную проблему зовут Дмитрий. Это такой шаблонный пожилой негодяй в роговых очках, постоянно причмокивающий и не знающий милосердия. Именно ему Ваня относит все, что плохо лежало и вообще никак не охранялось в домах американских богачей. Масла в огонь добавляет и старший брат, которого в очередной раз выгоняют из реабилитационного центра. Он пьет, употребляет всякую дрянь, но при этом сохраняет все необходимые для старшего брата качества. Понятное дело, что троице героев предстоит провернуть главную в своей жизни махинацию, чтобы избавиться от Дмитрия с его барбершопными и еще более русскими приспешниками, а также от внимания со стороны ФБР и какого-то нелепого продюсера, которому задолжала бедняжка Элиза. Подчиняясь законам жанра, Аселтон трамбует величайшую аферу в самый конец своего фильма, не очень умело используя при этом флешбэки. Зритель чувствует себя несколько растерянно. Всю дорогу режиссер не утруждал себя разъяснением деталей, подготовка Ивана к каждой краже проходила за кадром, а во время самой кражи становилось понятно, что ей предшествовал титанический сбор информации. Впрочем, полная картина финального трюка не очень-то впечатляет. По большому счету, Ивану с друзьями просто ощутимо везет. А где нет — там фильм вовремя отключает логику.

«Искусство обмана» вызывает двойственные ощущения. С одной стороны, это весьма посредственное и непритязательное кино с парочкой условных звезд и сильно недоработанным сценарием, с другой — довольно остроумный эпизод из жизни аристократов, которым изрядно достается, причем по заслугам. Рука неравнодушного зрителя будет то и дело тянуться к телефону, чтобы узнать, о каком произведении искусства на этот раз идет речь — есть риск зависнуть в созерцании картин Уайета и забыть про само кино. Более того, Аселтон успевает пройтись по коллекционерам артефактов нацистского толка, беспощадно сжигая в развязке этой сюжетной линии автопортрет самого фюрера. Отдельного внимания заслуживает второстепенный персонаж, которому недостаточно тщательно прописали экранную жизнь: брат главного героя выглядит гораздо более реальным и интересным персонажем, нежели сам глянцевый Иван. Тут вам и биполярное расстройство, и навыки изготовителя наркотиков, и манера каждое утро с важным видом уходить на работу, выпив при этом банку пива и залив вторую в маскировочный термос. «Работа», впрочем, находится в ближайшем баре. Здесь, впрочем, сценаристы опять недоработали: свалившийся на голову Ивана проблемный родственничек на самом деле выглядит не столько проблемой, сколько галлюцинацией и никаких особенных неприятностей не приносит.

«Искусство обмана» не запаслось ни операторскими достижениями, ни достойными внимания диалогами, ни даже заявленном в названии обманом.

Отношения между Иваном и Элизой складываются самым картонным образом: легкий флирт, пара партий в пул и одна скомканная исповедь, и вот они уже просыпаются вместе и доверяют друг другу собственные жизни. Тут еще и проблема с главной угрозой. Хотя Аселтон и пытается показать Дмитрия этаким криминальным монстром, он все равно выглядит выжившим из ума ростовщиком. Не помогает даже старательно вшитая в сюжет кровавая сцена, которая должна была продемонстрировать, насколько опасен босс русской мафии, но вместо этого сходит на нет вместе с неудачной шуткой про туалет. По дому Дмитрия призраком бродит его брат, который играл в сериале «Секс в большом городе»: это только добавляет происходящему на экране несерьезности. Попытка сыграть на разнице между двумя парами братьев вообще проваливается: никаких отношений толком не просматривается, так что и сравнивать нечего. Эпизод с ограблением сумасшедшего вояки выглядит куда более сбалансированным, чем любые попытки режиссера вникнуть в мотивацию и последствия человеческих поступков, что само по себе странно, ведь в «Гигантике» с этим все было в порядке. Оушена-одиночки из Ивана не получается, героя-любовника — тоже, в сухом остатке есть только счастливчик, оставляющий отпечатки пальцев и гуляющий перед камерами в домах, которые грабит.

В результате в памяти зрителя остаются только несколько шуточек и имена художников — «Искусство обмана» не запаслось ни операторскими достижениями, ни достойными внимания диалогами. Ни даже заявленном в названии обманом. То, что режиссер оставил на десерт, могло бы потянуть разве что на эпизод в начале фильма. Про Элизу и вовсе помолчим. Вместо того чтобы показать нам начинающую талантливую аферистку, Аселтон ограничился стандартным образом женщины, которая сбивает с толку стада мужиков одними лишь вырезами платьев. При просмотре фильма постоянно возникает ощущение, что его собирались сделать с большой любовью, но вдруг одномоментно разлюбили и снимали уже по инерции. Конечно, нехватки фильмов про неотразимых грабителей нет ни в истории, ни в списке грядущих премьер. Тем не менее сценарию «Искусства обмана» неплохо было бы отлежаться на полке пару-тройку лет. Глядишь, для неплохих идей нашли более привлекательную обертку, ответственных исполнителей и вообще смысл. А так мы получили совсем уж проходное кино, которому ничего не светит в кассах — и сиквела никто не захочет видеть.

 

Афишу благовещенских кинотеатров смотрите  ЗДЕСЬ.

Возрастная категория материалов: 18+