Региональная общественно-политическая газета
Свежий выпуск: №84 (28848) от 15 августа 2019 года
Издается с 24 февраля 1918 года
19 августа 2019,
понедельник

Вызывая огонь: рецензия на новый фильм Квентина Тарантино «Однажды в... Голливуде»

Кино

Ух, как поднимется статистика просмотров в Википедии информации о том, что случилось в доме знаменитого режиссёра Романа Полански в ночь на 9 августа 1969 года. Зрители, которые не в курсе, не смогут в полной мере оценить новый, девятый и вроде бы даже предпоследний фильм Квентина Тарантино, который залихватски стартовал в прокате. «Однажды в Голливуде» (позвольте и в дальнейшем обходиться без этого неказистого многоточия в названии фильма) делает себе кассу: суперзвёздами в главных ролях, уникальным юмором, выбранной для сюжета эпохой и, в первую очередь, именем самого режиссёра. Тарантино, регулярно анонсирующий своё перманентно находящееся не за горами прощание с Голливудом, вполне мог бы поставить точку и этой картиной. Но он предпочёл восклицательный знак.

Вызывая огонь: рецензия на новый фильм Квентина Тарантино «Однажды в... Голливуде» / Ух, как поднимется статистика просмотров в Википедии информации о том, что случилось в доме знаменитого режиссёра Романа Полански в ночь на 9 августа 1969 года. Зрители, которые не в курсе, не смогут в полной мере оценить новый, девятый и вроде бы даже предпоследний фильм Квентина Тарантино, который залихватски стартовал в прокате. «Однажды в Голливуде» (позвольте и в дальнейшем обходиться без этого неказистого многоточия в названии фильма) делает себе кассу: суперзвёздами в главных ролях, уникальным юмором, выбранной для сюжета эпохой и, в первую очередь, именем самого режиссёра. Тарантино, регулярно анонсирующий своё перманентно находящееся не за горами прощание с Голливудом, вполне мог бы поставить точку и этой картиной. Но он предпочёл восклицательный знак.

Рассказывать сюжет, понятное дело, нельзя: и сам постановщик горячо просил об этом на первых показах. В эпоху всеобщей спойлерофобии парадоксально мало картин, детали которых действительно стоит держать от непосвящённых в секрете — в самом деле, как будто не было понятно, что Тони Старк погибнет, а остальные — победят. С «Однажды в Голливуде» другая история: здесь зрителю нужно знать хотя бы общие факты о Чарльзе Мэнсоне и Шарон Тейт, но при этом умудриться избежать даже намёков на концовку фильма. Но и оставшиеся два с лишним часа хронометража, в которых, по мнению многих критиков, «ничего не происходит, представляют собой удивительно сбалансированное зрелище, за которым можно наблюдать почти бесконечно. Работает та же магия, что и в «Омерзительной восьмёрке», когда публика забывала обо всём, глядя, как несколько неприятных друг другу и окружающим людей разговаривают разговоры у чёрта на куличках в небольшом помещении с плохо закрывающейся дверью. Актёры, уже работавшие с Тарантино, наконец вышли на сцену вместе: Леонардо Ди Каприо играет актёра, имя которого уже загорелось над выходом, который ведёт в тираж, Брэд Питт — его дублёра, который по стечению обстоятельств стал спутником жизни. И здесь почти всё держится на этом дуэте: ну, то есть, конечно, присутствует и Марго Робби, и многие другие, но они выполняют не совсем сюжетообразующие задачи. 

Почти закатившаяся звезда вестернов Рик Далтон переживает глубокий кризис: из стопроцентных героев его перевели в злодеи, на горизонте маячит переезд в Европу — а пока приходится опускать лицо в воду со льдом после ночных попоек, чтобы не пугать людей на съёмочной площадке. Клифф Бут уже давно не подменяет его в опасных сценах, а выполняет функции шофёра, собутыльника и собеседника: в конце концов, само наличие такого помощника, как и дома по соседству с Полански, позволяет Далтону думать, что песенка ещё не спета. Тарантино превращает диспозицию в основное действие — ему доставляет неописуемое удовольствие раз за разом заставлять Ди Каприо рыдать в кадре, а Питта — в кадре же ухмыляться. Рассказывая не самую примечательную историю, которая явно навеяна недавним творчеством братьев Коэн, режиссёр нашпиговывает её цитатами и отсылками, многие из которых ведут к нему самому. Что поделать: человек, создавший культ из обрывков чужого творчества (чаще всего — полузабытого и мало кому интересного), оборачивается назад и видит, что сам стал классиком. С этим, безусловно, можно сколько угодно спорить, но Тарантино не собирается вступать в дискуссии — он просто черпает энергию из единственного известного ему источника, наделяя новыми жизненными силами и персонажей, и тех, кто этих персонажей воплощает на экране. 

Не изменять себе становится всё труднее: и вот уже Майклу Мэдсену, любимчику режиссёра, достаётся крохотный эпизод, Курт Расселл отыгрывает скромную сценку, в которой всё внимание достаётся издевательскому образу Брюса Ли, а сцену с Тимом Ротом и вовсе вырезают при окончательном монтаже. Показывая конец золотого голливудского века, Тарантино машет рукой и собственной эпохе: было здорово, давайте же напоследок повеселимся. И будет уже совсем не странно, если десятый фильм постановщика окажется вовсе не последним, и будет это заведомо ставший конспирологическим «Звёздный путь», в котором от великого и ужасного Квентина останется совсем чуть-чуть. На «Однажды в Голливуде» продюсеры потратили 100 миллионов долларов: мог ли о таком мечтать постановщик, который когда-то продал сценарий «Настоящей любви» за 30 тысяч, чтобы снять своих «Бешеных псов». Впрочем, к девятизначным суммам Тарантино уже привык — вероятно, придётся привыкнуть и к тому, что последнее слово будет не за ним, а за правообладателем франшизы. Но пока заведение не закрылось, режиссёр пускается во все тяжкие, а следом за ним — и голливудские знаменитости, побросав свои «Оскары» и карьерные амбиции. Тот же Питт в тарантиновском фильме успевает спародировать целую россыпь собственных ролей — а ещё сыграть настолько хорошего человека, что у зрителя сбивается сердцебиение. 

На экране, как и положено, не просто фильм, а целая обойма фильмов в фильме: и просто наблюдать за тем, как герой, которого не пускают сниматься в вестерне, раз за разом попадает в эти вестерны наяву — незабываемое удовольствие. Тарантино бросает исследователям его творчества кость за костью, пока не оказывается, что они поролоновые: если вы что-то слышали о горячей любви постановщика к женским ступням и их демонстрации на экране, то здесь этого добра просто через край. И ступни будут далеко не только женские. Зато с насилием режиссёр проделывает обратный фокус: это, конечно, атрибут, мимо которого не пройти, но «Однажды в Голливуде» — первый фильм Тарантино, в котором жестокость и боль настолько переведены в область несуществующего в действительности. Вы только вспомните, прямыми метафорами говорит нам фильм, в 1969 году случилось непоправимое: в умиротворённый мирок, где все стреляли друг в дружку холостыми, получали за это доллары и шли веселиться до утра, а потом с удовольствием смотрели на умирающих самих себя из зала кинотеатра, ворвались чокнутые ребята с ножами. И вроде как они планировали благие дела, а вместо этого смешали ужас с кровищей и подали обществу на стол со словами: зажрались — отведайте вот этого. «Однажды в Голливуде», рассыпая шуточки, ведёт зрителя к неизбежному финалу. Это знание вселяет беспокойство, это беспокойство растёт, и к развязке публика приходит хорошо подготовленной. 

Что ж, вас сюда звали не чтоб одни лишь анекдоты рассказывать: вечно недовольный тем, что показывают в соседних залах, Тарантино откровенно умывает руки. И от заложенного в замысел оптимизма остаётся двойственное ощущение: слишком уж отчаянно режиссёр, самостоятельно построивший для себя башню из слоновой кости, поливает её огнём из припрятанного на такой случай в сарайчике огнемёта. «Однажды в Голливуде», казалось бы, всего лишь рассказывает о том, что мирская слава проходит, и иногда совсем не так, как ожидалось — но в итоге получается мощное кино, которое многим захочется смотреть ещё и ещё. Квентин Тарантино, который много лет с разным успехом, но всё же маскировал свою любовь к безвозвратно ушедшему, на этот раз открыл для этого чувства все шлюзы и сам бросился в этот безудержный поток. Зрителю ничего не остаётся, кроме как смотреть на корчащиеся в пламени киноплёнки. И нет ничего предосудительного в том, что автор так часто обращается к уже использованным ходам и образам. Сцену, в которой Шерон Тейт, беззаботная и совершенно одинокая, сидит в тёмном зале и горящими глазами смотрит на экран, забыть невозможно. Похоже, именно так выглядит счастье, которое не вернуть.

 

Афишу благовещенских кинотеатров смотрите  ЗДЕСЬ.

Добавить комментарий

Забыли?
(Ctrl + Enter)
Регистрация на сайте «Амурской правды» не является обязательной.

Она позволяет зарезервировать имя и сэкономить время на его ввод при последующем комментировании материалов сайта.
Для восстановления пароля введите имя или адрес электронной почты.
Закрыть
Добавить комментарий

Комментарии

Комментариев пока не было, оставите первый?
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было

Материалы по теме

Гроб на колесиках: рецензия на новый фильм ужасов «Страшные истории для рассказа в темноте»Гроб на колесиках: рецензия на новый фильм ужасов «Страшные истории для рассказа в темноте»
Вызывая огонь: рецензия на новый фильм Квентина Тарантино «Однажды в... Голливуде»Вызывая огонь: рецензия на новый фильм Квентина Тарантино «Однажды в... Голливуде»
До третьего пришествия: рецензия на новый фильм ужасов «Вельзевул» с Тобином Беллом
Деревянные солдаты: рецензия на «Форсаж: Хоббс и Шоу» с Дуэйном Джонсоном и Джейсоном Стэйтеном
Русский музей: рецензия на новый фильм «Искусство обмана» с Тео Джеймсом и Эмили Ратаковски
Незаконный оборот: рецензия на новый фильм ужасов Ари Астера «Солнцестояние»
Паль, Кузнецов и врачебные тайны: зрители дождались премьеры сериала «Бихэппи»
Восстали и ушли: рецензия на новый фильм Джима Джармуша «Мёртвые не умирают»
Спасибо, не надо: рецензия на новый фильм Люка Бессона «Анна» с Хелен Миррен и Александром Петровым
Огонь, вода и всякая ерунда: рецензия на новый кинокомикс «Человек-паук: Вдали от дома» 
Победителей не будет: рецензия на фильм Кантемира Балагова «Дылда»

Амурским предпринимателям предлагают взять льготный заём на развитие бизнесаЭкономика
«Первичка» в Приамурье продается дешевле себестоимостиЭкономика
В нескольких домах микрорайона Благовещенска две недели не будет горячей водыОбщество
Гороскоп на 19 августа: Водолеи устроят праздник родственникам, а Рыбы постоят в сторонкеСоветы
Почти все амурские подтопленцы вернулись из пунктов временного размещения в свои домаПаводок—2019
Движение по трем участкам дорог в Благовещенске будет ограничено из-за ремонтаОбщество

Читать все новости

Кино

Гроб на колесиках: рецензия на новый фильм ужасов «Страшные истории для рассказа в темноте» Гроб на колесиках: рецензия на новый фильм ужасов «Страшные истории для рассказа в темноте»
До третьего пришествия: рецензия на новый фильм ужасов «Вельзевул» с Тобином Беллом
Деревянные солдаты: рецензия на «Форсаж: Хоббс и Шоу» с Дуэйном Джонсоном и Джейсоном Стэйтеном
Русский музей: рецензия на новый фильм «Искусство обмана» с Тео Джеймсом и Эмили Ратаковски
Незаконный оборот: рецензия на новый фильм ужасов Ари Астера «Солнцестояние»
Система Orphus