• Фото: Ярослав Коршунов (Архив АП)
  • Фото: Андрей Ильинский

Верю — не верю

— Светлана Анатольевна, всех, кто следит за погодой, в сводках синоптиков утомляет повторяемость слова «местами». Местами шквальный ветер, местами сильные дожди… Почему мало конкретики?

— Нам иногда кажется, что область у нас небольшая. А на самом деле территория очень большая и сложная, в один диапазон область не загонишь. И дожди распределяются неравномерно. Допустим, даешь в прогнозе осадки: для большей части Приамурья наиболее характерен диапазон температур от +20 до +25. Но я прекрасно знаю, что на северо-западе при этом висит холодный фронт, и в той же Усть-Нюкже выше 12 градусов температура не поднимется. Значит, надо давать «местами». Если есть возможность оговорить конкретно район, если он четко отделяется по линии холодного фронта, то стараемся это делать. У нас не настолько мощный Гидрометцентр, чтобы расписывать прогнозы по отдельным территориям.

— Почему синоптики так часто ошибаются: послезавтра обещали солнце, а за окном дождь?

—  Меня традиционно напрягает слово «обещали». Мы не можем «обещать» вам погоду. Синоптики ее прогнозируют, то есть вам предлагается наиболее вероятный, научно обоснованный вариант развития погодных процессов. Это и есть прогноз погоды. Поэтому не обещаем, а информируем.

Светлана Казачинская:

 

«То, что мы тонем из‑за таяния ледников, — это бред. На территории Амурской области нет таких ледников, которые давали бы нам такие паводки летом. Это не про нас! 70—80 процентов питания рек амурского бассейна — дождевое».

К тому же, согласно госзаданию, мы отвечаем только за прогноз на сутки, хотя давно даем их на три и на четыре дня, но не более. Потому что пользуемся методикой краткосрочного прогнозирования — это называется «гидродинамический подход». С ним никогда не будет 100-процентной оправдываемости. Допустим, наши аэрологические станции все зонды выпустили, и мы знаем погоду на уровне полутора, трех, пяти, семи километров. Это погодообразующий слой атмосферы, где все фронты, все наши осадки, вся наша облачность формируются. Нынешнее состояние атмосферы мы экстраполируем на сутки вперед: этот фронт — сюда, этот центр циклона — сюда, здесь будет размываться, а здесь – обостряться. С учетом особенностей территории уже предполагаешь, что будет в Усть-Нюкже, что в Экимчане, что в Зее или Благовещенске. На сутки все более или менее понятно, на второй и третий день тоже, а на четвертый все начинает размываться — нарастает степень неопределенности. Конечно, для отдельных наших потребителей мы делаем и недельные прогнозы. Корпишь, анализируешь все модели, чтобы выдать интеллектуальный продукт, что наиболее вероятно в погоде, а доходит до четвертого дня — и процессы начинают меняться. Быстро идет динамика. И там, где прогностические модели давали вчера антициклон, идет циклонище и дает нам экстремальные дожди.

— А зарубежные страны в прогнозировании погоды намного дальше нас продвинулись? Вы используете их данные?

— Конечно. Сегодня хорошо налажен международный обмен. Американцы, англичане, японцы, корейцы, есть там и разработки Гидрометцентра России — все выкладывают свои прогностические карты в интернет. Мы все смотрим, сравниваем процессы, и хорошо, когда все данные совпадают. Казалось бы, методики краткосрочного прогнозирования во всем мире одинаковые, но одни модели так видят развитие процессов, а другие с точностью до наоборот.

— Даже такое бывает?

— Чаще всего именно так и бывает. В чем минус гидродинамического подхода — решающее слово все-таки за синоптиком. Именно он должен сделать вывод, какая будет погода в ближайшие дни. Среднесрочные  и прогнозы на месяц нам самим присылает Хабаровский гидрометцентр, и мы лишь принимаем их к сведению, но далее ничего: мы их не комментируем и не строим своих предположений. Они делаются совершенно по другой методике. Там уже мелкие детали отпадают, специалисты видят крупные центры действия атмосферы (зимой это сибирский антициклон, в теплое время года летняя дальневосточная депрессия) и делают выводы. К примеру, для месячных прогнозов делают сравнительный анализ, находят аналог схожих процессов за прошлые годы, и делают вывод: с наибольшей вероятностью будет так-то и так-то. Вот тебе месячный прогноз. И когда журналисты пишут: «Синоптики обещали жаркий август!» — это, мягко говоря, преувеличение на грани научной недобросовестности. Здесь две неправды. Первая: прогноз — это не обещание, а наиболее вероятный характер развития процессов, а вторая — даже если в прогнозе говорится, что средняя температура предполагается выше нормы на 1—1,5 градуса, это не значит, что будет жара.

Это я, как специалист, знаю: что такое «выше нормы» или «ниже» и насколько это по-разному может выглядеть. Допустим, те же осадки: они могут распределяться по всему августу, то есть много дождей умеренных и слабых, которые в сумме превысят месячную норму, при этом будет холодно, преобладание пасмурной облачной погоды, как в 2009-м было. А могут эти осадки «выше нормы» быть локализованы в небольшом временном промежутке, как было в Дугде, когда за пять дней июля выпало 240 мм осадков. Пять дней был потоп. При этом в целом погода была солнечной и жаркой.

Цистерна воды на «квадрат» земли

 — Сильный дождь — как вы его оцениваете, как измеряете количество осадков?

 — Один миллиметр — это когда на участок площадью в один квадратный метр выпадает литр воды. К примеру, наливаете в лейку литр воды и «этим одним миллиметром» рассеиваете ее на квадратном метре. Когда говорят: «Осадков выпало 15 мм». Это уже у тебя ведро 15-литровое в руках, и ты полила участок нормально. А если речь о 42 мм осадков, то представьте, что на тот же самый метровый «квадрат» вылили 42-литровую канистру воды. Какие будут последствия, все видели 3 августа — тогда за час выпало 44 мм осадков!

Осадки измеряются два раза в сутки. Сильный дождь — это когда за половину суток выпадает больше 50 мм. Причем это не для Амурской области, а таковы критерии Росгидромета для всей страны. Ливень — это когда за период менее часа выпадает 30 мм. Это мы наблюдали в Благовещенске 1 и 3 августа — ливень, схожий с потопом. Правда, он не продолжается долго, тем не менее это было явление погоды, способное вызвать какой-то ущерб, повредить хозяйственно-экономической деятельности. После сухой погоды этим ливням все были бы только рады. Но у нас, во-первых, был паводок — это когда берега рек топятся и плюс еще переувлажнение почвы там, где нет больших рек, потому что дождей выпало больше нормы. В том же 2013 году у нас от переувлажнения ущерб был не меньше, чем от подтопления. И в этом году переувлажнение почвы тоже есть.

— Зима у нас была аномальной и лето тоже…

— Об этом говорить еще рано. Впереди еще половина августа, и она тоже пойдет в оценку летнего сезона. Длиннющая зима у нас «подъедает» и осень, и весну, а вот лето почти всегда — с 1 июня по 31 августа. Здесь у нас редчайший случай, когда мы совпадаем с календарем точь-в-точь. И что бы там ни говорили, лето в целом хорошее, обеспечено теплом. Температурных аномалий нет. Средние характеристики июня и августа для Благовещенска около +19 градусов, а в июле — около +21. Июль у нас вообще самый уникальный месяц.

— В чем его уникальность?

— В этот месяц все сходится: самая высокая жара и самые большие дожди. И больше всего часов солнечного сияния именно в июле, а не в июне, хотя там солнцестояние. С утра ясно-ясно, солнце палит, потом начинают тучки появляться, к вечеру они уплотняются, гремит гроза и начинает идти ливень. Конечно, такое, чтобы декадная норма осадков выпала за час, как 3 августа, бывает не часто. Но ливни в июле — явление обычное. Что мне в нашем климате не нравится, так это затяжная зима. А лето, при всей его бурности, неплохое. Но мы, конечно, ориентированы на то, что оно будет таким, как мы хотим: чтобы на выходные на шашлычки — нужная погода, дождик полил грядки, когда нам надо, а в это время пусть будет солнышко, потому что помидоры завязываются. Давайте с такими мерками к погоде не подходить. Погода — она разная, и нам она совершенно ничем не обязана.

 О ГЭС и таянии ледников

— У нас наводнение за наводнением, чуть ли не каждый год происходят подтопления. Все сетуют, что климат у нас изменился, винят в этом ГЭС и космодром.

— С 1974 года Зейская плотина уже стояла и заполнялось водохранилище. А до этого за два года было сильное наводнение. Скажите, много ли у нас людей, которые жили в Амурской области и помнят то наводнение 1972 года? Я хоть и была школьницей, но помню, потому что папа мой как раз летом того года получил назначение председателем Свободненского райисполкома. И он с вертолета практически не вылезал. Мотались по району, эвакуировали, людей спасали…

«Журналисты пишут: «Синоптики обещали жаркий август!» Прогноз — это не обещание, а наиболее вероятный характер развития процессов

Давайте еще раз повторю: все разговоры о влиянии ГЭС на уровне обывателя. После наводнения 2013 года природа нам выдала «компенсацию» — 2014-й и 2015-й были очень сухими и теплыми годами. Но все об этом уже забыли, словно их не было. Хотя и Зейское водохранилище в этом момент в области было, и Нижне-Бурейское строилось. Мониторинг Зейского водохранилища ведет даже не сама Зейская ГЭС. Там наши посты, которые входят в гидрологическую сеть региона и подчиняются федеральной службе гидрометеорологии. Мы с энергетиками сотрудничаем, но от них никак не зависим. И нам незачем скрывать информацию. Шесть лет назад Зейская ГЭС в значительной степени даже уберегла Амурскую область от еще большего ущерба. Да, часть воды они сбросили в Зею, когда этого требовали технические характеристики, но большая ее часть в водохранилище осталась. Только представьте: 11 кубических километров воды — столько Зейская ГЭС в себе удержала.

И про то, что мы тонем из-за таяния ледников — это бред. На территории Амурской области нет таких ледников, которые давали бы нам такие паводки летом. Это не про нас! 70—80 процентов питания рек амурского бассейна — дождевое.

— Смогут ли люди в будущем сами создавать погоду?

— На самом деле люди уже сейчас воздействуют на погоду. Скажем, в Армении и на юге России активно используют противоградовые установки, а в Саудовской Аравии специально усиливают осадки. Хотя надо понимать, что атмосфера находится в балансе: если дожди пройдут в одном месте, то уже не пройдут в другом где-то поблизости.

 — Почему один год топит, а на следующий — засуха?

 — Это вопрос не уровня амурского Гидрометцентра. Почему идут  значительные колебания год от года, думаю, что на этот вопрос никто не сможет ответить.  Меня еще часто спрашивают: можно ли спрогнозировать  наводнение?  Такого прогнозирования нет — ни у нас в Гидрометцентре, ни в России, ни вообще в науке! В книге Романа Вильфанда, многолетнего руководителя Гидрометцентра России, прочла: «В истории известен лишь один случай, когда был дан верный заблаговременный прогноз наводнения, на основании которого было предпринято правильное действие. Это предупреждение, которое было дано библейскому праведнику Ною!» Шутка, конечно, но очень о многом говорящая.

Люди не могут это понять: мы же покорили природу полностью! Да ничего подобного! У нас сложно устроенная планета: моря, океаны, суши, материки, пустыни, тайга, горы  — все это по-разному  нагревается, по-разному тепло отдает, поэтому в атмосфере идет процесс перемешивания. При этом планета еще вращается. Причем  есть теория, что механизм изменения климата лежит в глубинах океана.

«Мокрые» пики амурской погоды

Самый сильный дождь за всю историю наблюдений за погодой в Благовещенске выпал в августе. А именно 13 августа 1895 года за сутки выпало месячное количество осадков — 121 мм.

В июле 2019 года в Благовещенске за месяц выпало 258 мм, больше, чем в 2013-м, на 27 мм, но меньше, чем в 2006-м — тогда выпало 275 мм.

Рекорд самых обильных июльских осадков в Благовещенске не побит с 1928 года, когда их было за месяц 292 мм. В этом году в Зее их выпало даже больше — более 300 мм, а в  Дугде — более 450 мм.

Подсказки о погоде

Можно узнать, как далеко находится гроза. Для этого нужно засечь время между молнией и громом. Если между громом и молнией проходит одна секунда, гроза находится примерно в 330 метрах, если три секунды — в километре.

Облака тоже бывают предвестниками изменения погоды. Развитие кучевых облаков может говорить о том, что в ближайшие два-три часа пройдет ливень. Но есть небольшая хитрость. Если кучевые облака появляются утром, то дождя, скорее всего, не будет. Облака закроют землю, так что она не прогреется, и конвекция сама остановится. Если же такие облака появляются после обеда, вероятен дождь.

Классическое гало вокруг солнца или луны говорит о том, что приближается теплый фронт. Через 6–8 часов воздух потеплеет, вместе с ним придут осадки.

Возрастная категория материалов: 18+