• В церковь переданы частицы мощей великомученицы Варвары. Прихожане верят: они исцеляют от болезней.

Бога в душе пронесли через два века

20 лет назад здесь зарастала бурьяном хозяйственная база Зейской ГЭС.

— В конце 90-х в Амурской области не было ни одного женского монастыря. Обратились к владыке, тогда еще Гавриилу, было решено возродить церковь в Зейском районе. В начале 2000-х ГЭС пожертвовала это место епархии, — рассказывает о первых шагах прихожанка Лариса Соколова.

В заброшенной зоне появилась монашеская келья Богородично-Албазинского женского монастыря, церковь была скромной, придомовой. Веру поддерживали четыре монахини: с раннего утра до заката они трудились и молились. Как рассказывает прихожанка современного храма Людмила Федорова, одной из первых монахинь стала ее мама Аниссия Лузянина.

— Моя мама родилась 1927 году в Башкирии. В ее роду был еретик, которого забрали за веру в 37-м. И больше никто его живым не видел. Но вся мамина родня верила в Бога. Я помню, у бабушки икона висела, когда было запрещено. Она молилась, а мы посмеивались, — вспоминает Людмила Федорова.

Когда мне было 12 лет, я начал задаваться вопросом, для чего живу. Это был конец 70-х, атеизм, я искал Бога и не мог его найти

После переезда в Зею Аниссия Лузянина пела на клиросе перед церковным алтарем. А когда образовался Богородично-Албазинский женский монастырь, ушла сюда: приняла монашество и стала матушкой Августой. Ей было за 70. У сподвижниц матушки были нелегкие судьбы. Матушка Евдоксия тоже родилась в светские советские времена. Ей было 10 лет, когда со школьной скамьи она отправилась на войну. «Окончила всего два класса и в 1941 году начала свою трудовую деятельность в тылу: сеяла хлеб, управляла лошадьми. Ребенком выполняла непосильную работу», — передает рассказы монахинь Людмила Федорова. Бога в душе она сохранила благодаря матери.

— Днем запрещали молиться, и мама водила детей на тайные молитвы ночью. Еще маленькой девочкой стала петь дома, где на молебны собирались односельчане. Когда матушка Евдоксия узнала, что организуется монастырь, хозяйство свернула, забрала свою буренку и пришла сюда жить. Все деньги, которые у нее были, пожертвовала церкви,  — продолжает Людмила Федорова.

Вскоре таежная обитель стала местом притяжения для православных. В 2009-м здесь установили поклонный крест на месте будущей церкви. Началось строительство с помощью меценатов. В 13-м деревянный храм был возведен. Первые монахини уже ушли из жизни, они похоронены на этой земле. Как рассказывают их последователи, святое место переживало разные времена.

— После смены владыки головной монастырь перенесли в село Среднебелое Ивановского района. Реорганизация сказалась болезненно. Раньше было большое хозяйство со своими угодьями, много техники, свои яйца, молоко и творог продавали. После все стало приходить в упадок, речь шла о закрытии. Но Господу было угодно сохранить это место. Было решено преобразовать его в приход храма Великомученицы Варвары, — рассказывает прихожанка Лариса Соколова.

Птичий двор

В разные годы приход окормляли разные священники. Сегодня настоятель — отец Владимир. Батюшка с семьей служил в селе Овсянка, владыка благословил его вести службы и под Зеей. Каждые выходные священник с супругой Аллой привозили в храм молитвы.

— В ноябре прошлого года владыка благословил меня на постоянное место проживания в этом храме. Мы с матушкой постепенно переехали, — рассказывает отец Владимир Мельников.

«Здесь ничего не было. Хозяйство сами завезли. Дел теперь у нас много: есть куры, гуси, утки и цыплята — всего около 500 птиц. В пять утра отец Владимир встает: кормит, доит, траву косит», — ведет на экскурсию матушка Алла. Птичий двор отстроен руками батюшки, скирды сена накручены им же.

У семьи священника большое хозяйство. Птичий двор и подсобные помещения батюшка строит своими руками.

— Я вырос в большой семье, семеро детей было. Сельское хозяйство знакомо с детства. Печки кладу сам, стеклю, строю, крышу крою. Все своими руками, — по-хозяйски рассказывает батюшка.

Недавно отец Владимир обзавелся пасекой. От деревенской православную ферму отличают только ежедневные молитвы.

От сторожа до настоятеля

Так повелось, что в таежный храм попадают проверенные Богом люди. Уроженец Читинской области, будущий батюшка Владимир рос в светской семье, где никто не носил на груди крестик.

— Когда мне было 12 лет, я начал задаваться вопросом, для чего живу. Это был конец 70-х, атеизм, я искал Бога и не мог его найти. Мне был 21 год, когда я попал в храм Воскресения Христова в Чите. Зашел и понял: вот оно — мое, — признается священник.

В 2013 году решением Священного синода монастырь преобразован в подворье, в этом же году переименован в Варваринский.

«Из храма меня выгоняли трижды! Я не знал, что попрошайки, которые на паперти стоят, — это не служители церкви. У меня не было денег им подать, а они говорили: «Иди отсюда!» Только потом понял, что так Бог меня испытывал», — вспоминает путь к вере отец Владимир. Первый же приход в церковь стал для него решающим.

— Покрестился, стал ходить все чаще и чаще. А когда мама заболела, ездил молиться каждый день, — рассказывает повесть о жизни батюшка.

По профессии простой бригадир попал под сокращение. И неурядицы в жизни вновь привели его к Богу — устроился работать церковным сторожем. «Трижды приходил один и тот же сон: как меня поставили на комбайн поле убирать. Я рассказал о видении на исповеди. И батюшка Владимир Фомичев сказал мне: «Скоро ты станешь священником». После этого он начал называть меня «отец Владимир», — хранит в памяти знаковые события настоятель. Молва о набожном охраннике дошла до преподавателя семинарии, будущего Читинского и Забайкальского епископа Иннокентия. Телеграммой он вызвал Владимира Мельникова на учебу.

— Перед рукоположением владыка назначил меня в Завитинск. Это было в начале 90-х, я оказался лишь четвертым священником в Амурской области, — продолжает отец Владимир.

Батюшка Владимир Мельников с супругой, дочерью и прихожанами.

В выборе судьбы священника Владимир Мельников не усомнился. «Я находил утешение и радость в том, что приведу людей к Богу. Чем ближе к Богу, тем легче переносить скорбь. Я чувствую его покровительство и помощь», — делится сокровенным настоятель.

Рука об руку с мужем идет матушка Алла. Больше 30 лет назад их тоже свел Бог.

— Мы в Молдавии до переезда на Дальний Восток жили, там вера сохранилась. Познакомились с Владимиром, полюбили. Мама мне сказала, когда я замуж собралась: «Только не за священника!» — делится теплыми воспоминаниями Алла Сергеевна.

Матушка и батюшка вместе заселяют в души амурчан православие. «Сейчас мы в Овсянке церковь строим, купола будут золотые. Раз в месяц по бездорожью за 100 километров ездим на службы в поселок Юбилейный», — рассказывает матушка, выбравшая скромную жизнь супруги священника.

— Вот родинка у меня над коленом. Никогда выше ее юбки не носила! — улыбается светлая женщина.

Возрождение женского монастыря

Первый и единственный женский монастырь появился в Приамурье в начале XX века. Богородично-Албазинский Свято-Никольский храм открыли в Благовещенске, где была учреждена женская монашеская обитель. В 1920-м ее закрыли. Возродить церковь удалось только в новом веке — в 2001 году на бывшей хозяйственной базе Зейской ГЭС. Спустя еще десять лет на ее территории был освящен храм в честь Албазинской иконы Божией Матери. В 2013 году решением Священного синода монастырь преобразован в подворье, в этом же году переименован в Варваринский. Недалеко от монастыря протекает Теплый ключ, который не замерзает даже зимой. Воду в нем считают целебной.

Возрастная категория материалов: 18+