Фото: kinopoisk.ruФото: kinopoisk.ru

События первой части остались в далёком прошлом: подростки, давшие отпор неведомому чудовищу, предпочитающему являться людям в облике клоуна, выросли и, в общем-то, всё забыли. Прошло 27 лет, и Пеннивайз вернулся — Мускетти показывает это так, будто снимает дешёвый ужастик в прошлом веке: вероятно, это следы монтажных ножниц, которыми пришлось кромсать первоначальный четырёхчасовой вариант ленты. В «Оно 2» предостаточно этих следов: роман Кинга достаточно фундаментален и без жертв его в киноформат утрамбовать трудно, даже если речь идёт о дилогии. Монстр незамедлительно принимается за старое, в городе Дерри снова гибнут люди, причём довольно-таки кроваво — не зря же на постерах значится рейтинг 18+. Майк, как единственный из «Клуба неудачников», кто остался в городе, быстро понимает, что пора обзвонить старых друзей. Взрослым и в разной степени преуспевающим и отягощённым проблемами на личном фронте героям приходится, преодолевая странный туман в мыслях, вспомнить всё и собираться в провинциальный вояж. Режиссёр перемешивает действие с флэшбеками, чтобы сохранить связь с предыдущей картиной и дать немного поиграть молодым Финну Вулфарду, Софии Лиллис иже с ними — но главное внимание всё же приковано к тем, в кого эти герои превратились через четверть века с небольшим. На первом плане, безусловно, персонажи Джеймса МакЭвоя и Джессики Честейн: остальные актёры на их фоне заметно проигрывают.

Но и их роли неумолимо превращает в наброски монтаж: показывать, как изменились характеры героев, что с ними на самом деле стало за прошедшие годы, режиссёру некогда. Ему и так приходится прятать за намёками главное оружие своего фильма — клоуна, который всё так же хорош в исполнении Билла Скарсгарда, но теперь предпочитает прятаться в тени. Мускетти, которому два года назад удалось несколько раз действительно напугать публику, теперь снимает скорее комедию с жутковатой подоплёкой. Выросший в полноценного стэндап-комика весельчак Ричи Тозиер выдаёт шутку за шуткой, его подростковое альтер-эго успешно делает то же самое, когда действие перепрыгивает в прошлое. Остальные герои помогают, и хотя МакЭвою порой удаётся включить актёрский талант, а Честейн усиленно делает скорбное лицо, им всё равно приходится раз за разом включаться в общий несерьёзный настрой. Тем более, что бороться приходится пусть и с инопланетным и кровожадным, но всё-таки клоуном, который и сам не прочь повалять дурака. Так и выходит, что Билл Денбро носится по зеркальным комнатам, пытаясь спасти очередного «пацана», а на лице его тревога и страх смешиваются с неудержимым желанием отмочить какой-нибудь номер. На экране фильм ужасов, а зал хохочет: вовсе не это нам обещал Стивен Кинг, когда анонсировал сиквел «Оно» в социальных сетях.    

Зато фильм перенасыщен графическими эффектами — всё это мелькает и пульсирует, а Пеннивайз и вовсе превосходит сам себя в своих редких выходах на сцену. С визуальной составляющей всё практически всегда в порядке: и хотя некоторые вариации клоуна выглядят не столько пугающе, сколько по-карнавальному, общего впечатления это не портит. Отдельного поощрения заслуживает оживший Поль Баньян, здоровенный лесоруб с топором, встречающий водителей на въезде в Дерри. Но если эта часть аттракциона — безусловная удача, то сюжет подводит: и хотя Мускетти с самого начала намекает зрителю на то, что приготовил ему не самую впечатляющую концовку, то обо всём остальном он предупредить как-то забывает. И если в «Оно» у него получилось собрать из подростков по-настоящему живую компанию, которая на волне внезапной популярности кинговских произведений въехала прямиком на вершину, где обретаются кассовые рекордсмены, то у сиквела что-то подобное получится вряд ли. Взрослые «Неудачники» только и делают, что в кромешном ужасе пытаются собрать чемоданы и уехать прочь: по идее, это должно символизировать неистребимый ужас человека перед собственным прошлым, но на деле выглядит совершенно нелепо.

Было ли действительно так задумано — неизвестно, но молодые персонажи безо всякого труда затыкают за пояс себя же взрослых. Мускетти щедро пересыпает действие ассоциациями и отсылками, приглашает в кадр тех, кого публика очень ждёт и тех, кого она никак не могла ожидать — но никак не может справиться с тем, что шестёрка повзрослевших героев выглядит разве что приглашёнными аниматорами на детском празднике в безумном парке развлечений. Знакомому с книгой и её первой экранизацией зрителю непременно захочется задать режиссёру вопросы по списку — но он на них не ответит. «Оно 2» не то что бы не оправдывает ожиданий — фильм обманывает их, уводя хорошую историю в какие-то сомнительные дали. В картине есть пространство, которое решительно нечем заполнить, а предоставленные Кингом параллели и перпендикуляры, которые и в книге-то выглядели сомнительно, на экране превращаются в неуместную иронию: детки выросли, уехали из Дерри, но при этом все эти годы старательно создавали Дерри вокруг себ, где бы они ни были. Неловкость, с которой они это осознают, вполне способна развеселить публику — а психологи пусть держатся подальше. Создателю фильма рассказывать про детей в жестоком мире было гораздо интереснее — а взрослые, попав в тот же мир, так и не смогли понять, что они там забыли.

Мускетти к тому же пошёл по пути самых актуальных товарищей по жанру, проспойлерив все самые важные сюжетные повороты и пообещав заново показать всё, что было важным в первой части. Вроде бы неплохо придумано — заставить зрителя вместе с персонажами вернуться в прошлое и заново его пережить. Но механизм даёт сбой: поверить в то, что эти закомплексованные донельзя дядьки и тётки — именно те герои, которых мы узнали два года назад, невозможно. Столкнувшись с гипертрофированной обыденностью, теряется вся магия «Оно», благодаря которой проект оказался на голову выше конкурентов в 2017-м. Режиссёру и актёрам остаётся только смеяться над сценарием, в котором «Неудачники» действительно оказались неудачниками, и победив Пеннивайза, они снова вернутся на кушетки психологов, где постараются поскорее забыть о том, что представляет из себя их жизнь. Наверное, можно было бы устроить и третий, пенсионерский заход в канализационные катакомбы выдуманного Кингом города, но это было бы совсем уж жестоко по отношению к публике.