Фото: chelzoo.ruФото: chelzoo.ru

«Первый раз в жизни»

Это была обычная дорога домой — Алексей Кузнецов с детьми-школьниками Викой и Мишей на своей «японке» возвращались в Кундур. Мужчина работает водителем у предпринимателей, держащих дорожное кафе «Восток» и металлопрокат. 

— Мы только свернули с федералки на поворот к селу. Смотрю — прям посреди дороги тигр стоит! У меня аж кепка на голове поднялась! — смеется Алексей Кузнецов. — Дети сначала не увидели, в телефонах сидели. Я закричал: «Доча, смотрите, тигр!» Я за всю жизнь один раз тигра видел — когда несколько лет назад к нам усыпленного привозили. У нас в Кундуре самая большая собака — азиатская овчарка. Так этот тигр был гораздо больше!

Для хищника встреча с людьми тоже стала неожиданной, но от этого не менее любопытной.

— Он отошел — мы проехали. Потом я развернулся и снова поехал к федералке — он опять стоит на дороге! Тигр не спешил убегать: спокойно, не торопясь, спустился, зашел в траву — только хвост оттуда торчал, — вспоминает житель Кундура. — Потом еще два раза проехали, но его уже не было.

От опасной встречи под впечатлением вся семья. Вот только шестиклассница Вика переживает, что не сняла исторический момент на телефон — на улице уже было темно. История уже облетела маленькое село. «Потом некоторые начали говорить, что тоже видели тигра, то на трассе, то у села. Не знаю, правда ли это», — констатирует Алексей Кузнецов.

«В селе активно обсуждают встречу с тигром, но никакой паники нет, — рассказал АП глава Кундура Виктор Смоляков. — Тем более пока ни собаки, ни скот не пропадал. У нас люди хищников не боятся, спокойно ходят за грибами, ягодами. Все-таки в тайге живем, знаем, что любой зверь сам боится человека, поэтому первый уйдет и сделает все, чтобы избежать встречи». 

Гуляют и охотятся

В том, что кундурец действительно видел тигра, можно не сомневаться — его слова подтвердили сотрудники Хинганского заповедника. 

— После того как поступил сигнал от Алексея, мы посмотрели по нашей системе позиционирования тигров — Елена в то время действительно была на этой дороге, — рассказал «Амурской правде» заместитель директора по научной работе Хинганского заповедника Вячеслав Кастрикин. — Она первый раз показала себя людям. В основном Елена и Павлик находятся на территории заповедника, но иногда выходят за его границы. И это абсолютно нормально, они изучают территорию. 

Данные о перемещениях краснокнижных хищников ученые получают благодаря ошейникам с GPS-модулем — их на тигров надели перед выпуском в дикую природу. Сигналы с ошейников рассказывают о местонахождении и перемещениях тигров, а также позволяют ученым узнать, на кого они охотятся и чем питаются.

По данным Центра «Амурский тигр», обе кошки стараются держаться в пределах особо охраняемой природной территории и успешно охотятся. После анализа данных с ошейников специалисты едут по маршрутам обитания подопечных. Например, в ходе недавнего полевого выезда специалисты проверили сигналы о прогулках Елены. 

Ученые нашли останки изюбря, которым полакомилась Елена. Фото: Михаил Парилов.

— Мы обследовали четыре кластера тигрицы как в заповеднике, так и в охранной зоне, в каждом из них обнаружили останки добытых ей жертв. Нашли останки двух молодых кабанов, енотовидной собаки и взрослой изюбрихи. Видно, что проблем с охотой у Елены нет. В зависимости от ситуации, она может добывать жертв разных размеров и в разных местах, — подчеркнул Вячеслав Кастрикин.

Тигры в ловушке 

По словам специалиста, тигрица периодически покидает заповедник, но далеко не уходит. Такой же тактики придерживается и её брат: как показали данные с ошейника, Павлик полмесяца бродил по охранной зоне заповедника вдоль границы с Еврейской автономной областью, но недавно снова вернулся в границы ООПТ. 

— Довольно дождливая погода в Приамурье постоянно приводила к сбоям в работе ошейников. Данные приходили с большим опозданием, порой сигнала не было по несколько дней, поэтому нам всем пришлось поволноваться, — признается генеральный директор Центра «Амурский тигр» Сергей Арамилев. — Потом, конечно, все данные пришли, и группа мониторинга смогла установить все особенности перемещения тигров за это время. 

Как оказалось, летом Павлик решился на «побег» в Еврейскую автономию. 

— Но граница двух субъектов как будто током его ударила: как только он ее пересек, сразу развернулся на 180 градусов и вернулся в заповедник, —  отмечает Сергей Арамилев. — Все это, а также выход Елены, объяснимо: тигры чувствуют приближение зимы и начинают обследовать новые территории, где, возможно, у них будет зимний участок обитания. Для нас важно, что пока они находятся в лесу с достаточным количеством копытных животных и не причиняют беспокойство людям, предпочитая довольно отдаленные участки леса, где население не ведет хозяйственную деятельность. 

Совсем скоро специалисты расширят наблюдение за хищниками за счет фотоловушек. Автоматические фотокамеры установят в середине осени после наступления первых заморозков. Устройства разместят в границах участков, которые тигры выбрали для постоянного обитания, сообщает пресс-центр «Амурского тигра».

Тигриное досье 

Тигров Павлика и Елену изъяли из дикой природы вместе с матерью в феврале прошлого года. Взрослая тигрица повадилась охотиться на собак в селе Алексей-Никольское Приморского края. Специалисты конфликтной группы приморского охотнадзора пытались отпугнуть хищницу, но безуспешно. Тигрицу выловили и установили, что у нее есть тигрята. Малышей, которым на тот момент было около 6—7 месяцев от роду, решили не оставлять одних в тайге, отловили и доставили к матери в Центр реабилитации. После обследований взрослой кошки ученые пришли к выводу, что у нее нет шансов вернуться в дикую природу. В марте 2018 года ее отправили в Красноярский зоопарк. Тигрята больше года находились в Центре реабилитации, где их готовили к возвращению в дикую природу. 15 мая 2019 года окрепших хищников доставили из Приморья в Амурскую область. Неделю они жили в специальном временном вольере для адаптации, после чего специалисты выпустили их на свободу.

Возрастная категория материалов: 18+