Региональная общественно-политическая газета
Свежий выпуск: №102 (28866) от 17 октября 2019 года
Издается с 24 февраля 1918 года
21 октября 2019,
понедельник

Кстати о птичках: рецензия на экранизацию фильма «Щегол» с Николь Кидман и Энселом Элгортом

Кино

Долгожданный фильм «Щегол», основанный на получившем Пулитцеровскую премию романе Донны Тартт, вышел в прокат и столкнулся с невиданной волной негатива. Поклонники книги, ожидавшие неизвестно чего, размахивают флагами, копьями и чем там еще принято размахивать: они не уловили в фильме «духа первоисточника». А вместе с ним не уловили ни нескольких великолепных актерских работ, ни бережного отношения режиссера к объекту их поклонения, ни отличной операторской работы. Сомнительный принцип «книга лучше» обрек «Щегла» на сокрушительный провал: на сборы 45-миллионной картины в первый уик-энд больно смотреть. Вслед за этим наверняка закончится, не начавшись, и наградная история. Такое бывает.

Кстати о птичках: рецензия на экранизацию фильма «Щегол» с Николь Кидман и Энселом Элгортом / Долгожданный фильм «Щегол», основанный на получившем Пулитцеровскую премию романе Донны Тартт, вышел в прокат и столкнулся с невиданной волной негатива. Поклонники книги, ожидавшие неизвестно чего, размахивают флагами, копьями и чем там еще принято размахивать: они не уловили в фильме «духа первоисточника». А вместе с ним не уловили ни нескольких великолепных актерских работ, ни бережного отношения режиссера к объекту их поклонения, ни отличной операторской работы. Сомнительный принцип «книга лучше» обрек «Щегла» на сокрушительный провал: на сборы 45-миллионной картины в первый уик-энд больно смотреть. Вслед за этим наверняка закончится, не начавшись, и наградная история. Такое бывает.

С проектом с самого начала все шло не совсем гладко. Права на экранизацию романа, буквально ошеломившего мир в 2013 году, достались компании Warner Bros. Примечательно, что именно она воплотила в жизнь киноверсию другого бестселлера, про мальчика со шрамом на лбу. В кресло режиссера посадили Джона Краули, постановщика недавнего «Бруклина», получившего три номинации на «Оскар» (и немного работавшего над «Настоящим детективом») — а публике явно хотелось кого-то более именитого. В процессе работы над сценарием за бортом оказалась сама писательница. Не будем вникать в суть этих творческо-коммерческих разборок, но фанаты «Щегла», конечно, приняли и это близко к сердцу. Наконец, выбор актера на главную роль тоже вызывал сомнения. Энсел Элгорт, конечно, старается выбиться в люди, но ему еще долго будут припоминать участие в «Дивергенте». Таким образом, задолго до премьеры фильм обзавелся солидным количеством недоброжелателей, которые изрядно подпортили ему маркетинг, а съемочной группе — нервы. А ведь перед командой во главе с Краули стояла очень сложная задача: упаковать роман почти на тысячу страниц в 2,5-часовой хронометраж. На сагу это безусловно цельное произведение не делилось, а от идеи сериала отказались. Вероятно, зря, если вспомнить, в какое время мы живем.

Работа Николь Кидман — и это истинное волшебство. А главная удача фильма — это молодой исполнитель Финн Вулвард, уже ставший звездой благодаря кинодилогии «Оно» и сериалу «Очень странные дела».

Если отвлечься от гневных воплей, то Краули совершил настоящее чудо, умудрившись обойтись без особых потерь. Пожертвовать кое-чем пришлось, но в «Щегле» остались невредимы практически все фигурировавшие в романе персонажи, а передать саму историю удалось, превратив линейное повествование в нелинейное. Это тоже мало кому понравилось. В романе Тео Декер на наших глазах вырастал из мальчонки, потерявшего маму во время взрыва в картинной галерее, в подростка с непростой судьбой, а после и в юношу с целой пачкой тайн за пазухой. Тартт талантливо управлялась со скоростью развития событий в разных локациях. Но у нее для этого была целая гора бумаги, а Краули в монтажной ждали неумолимые ножницы. На самом деле действие от проделанных с ним манипуляций не очень-то и пострадало, а главное — осталось понятным для тех, кто не успел прочитать бестселлер. Неизбежные потери создатели «Щегла» постарались закрыть главным оружием кинематографистов — нет, не визуальными эффектами, а актерской игрой. И если Элгорт, играющий взрослого Декера, иногда выглядит очень невнятно, а Оакс Фигли, которому доверили образ Тео в детстве, слишком увлекается демонстрацией глубины печали, то второй план достоин тех самых наград, которых фильм, похоже, не увидит.  

Пропуская даму вперед, отметим работу Николь Кидман, сыгравшую приемную мать Тео — и это истинное волшебство. Понимая, что режиссер не может позволить себе вдаваться в детали биографии второстепенного персонажа, актриса делает это сама, чаще всего — одним лишь взглядом. А главная удача фильма, которую вряд ли станет оспаривать самый яростный его критик, это молодой исполнитель Финн Вулвард, уже ставший звездой благодаря кинодилогии «Оно» и сериалу «Очень странные дела». Зритель испытывает неподдельное сожаление, когда подросток-Борис исчезает из сюжета навсегда — потому что это одна из лучших ролей сезоне, без всяких сомнений. Вулвард с ювелирной точностью попадает в образ, созданный Тартт. И этот образ, который и в книге-то перетягивал на себя одеяло, причем порой буквально, в фильме становится главной находкой. Тем не менее Борис — лишь часть повествования, которое построено даже не вокруг Тео. В центре всего находится картина Карела Фабрициуса «Щегол»: произведение, символизирующее в этой истории всепобеждающую силу искусства — и его же пагубную притягательную силу. Как неоднократно повторяется в книге и фильме, «Щегол» уцелел после двух чудовищных взрывов — первый из них в XVII веке унес жизнь самого художника. При этом картина официально считается «обманкой», то есть создает иллюзию трехмерности.

Даже если Краули не удалось в необходимой мере перенести атмосферу со страниц на белую простыню, всеобщего разгрома и остракизма его фильм точно не заслуживает. 

Проходя через все повествование, картина то и дело попадает в объектив камеры. И знаменитый оператор Роджер Дикинс делает все, чтобы «Щегол» действительно производил впечатление особенной картины, настоящего артефакта среди себе подобных. В фильме никто не сокрушается по поводу множества других произведений живописи, безвозвратно утраченных во время чрезвычайного происшествия в музее, зато картине Фабрициуса посвящают отдельные статьи. Когда же появляются слухи о том, что «Щегол» не погиб, а оказался в руках плохих парней, за ним начинается настоящая охота. Так Краули напоминает о двух ценностях, которыми располагает истинный шедевр, материальной и духовной. И тут же добавляет, что одна в большинстве случаев исключает другую. Чтобы усилить эту линию, в фильме присутствует реставратор и антиквар Хоби, которого играет Джеффри Раш. Он пытается балансировать между поклонением прекрасному и торговлей им же, но рано или поздно досточка кончается, даже если совсем не его вине. Алкоголь и наркотики, любовь и измена, надежды и их крушение — все укладывается в единую идею и находит отражение в искусстве. И в данном контексте экранизация нисколько не портит роман, а дополняет его визуально, как звуки пианино — немой фильм.  

На самом деле было бы странно ждать от экранного «Щегла», что он в полной мере удовлетворит запросы поклонников книги. В случае с упомянутым выше Гарри Поттером (который, кстати, то и дело оставляет отчетливые следы в романе Тартт) режиссеры могли себе позволить куда больше вольностей: спасали многочисленные экшен-сцены, возможность применить спецэффекты, а еще целевая аудитория, которая была в силу возраста не так придирчива. Но даже если Краули не удалось в необходимой мере перенести атмосферу со страниц на белую простыню, всеобщего разгрома и остракизма его фильм точно не заслуживает. Так же, как и книга, он способен вызвать и смех, и слезы, так же он затягивает в себя публику и так же напоминает о важном и вечном. Может быть, режиссер обращается к зрителю с излишней простотой, которая отбивает желание повторить просмотр. Но те же Кидман и Вулвард с лихвой компенсируют эту оплошность. Рассматривать же фильм вне первоисточника никто не спешит. И эта очевидная и неизбежная связь удерживает экранизацию от взлета, словно неумолимая цепочка на лапке щегла, которого так талантливо изобразил несчастный голландский художник Карел Фабрициус.

Добавить комментарий

Забыли?
(Ctrl + Enter)
Регистрация на сайте «Амурской правды» не является обязательной.

Она позволяет зарезервировать имя и сэкономить время на его ввод при последующем комментировании материалов сайта.
Для восстановления пароля введите имя или адрес электронной почты.
Закрыть
Добавить комментарий

Комментарии

Комментариев пока не было, оставите первый?
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было

Материалы по теме

Зловещая скукота: рецензия на фильм ужасов «Они» с Кэти СтивенсЗловещая скукота: рецензия на фильм ужасов «Они» с Кэти Стивенс
У каждого свой «Путь»: в свет вышло полнометражное продолжение культового сериала «Во все тяжкие»У каждого свой «Путь»: в свет вышло полнометражное продолжение культового сериала «Во все тяжкие»
Джон Леннон и пустота: рецензия на новый фильм Дэнни Бойла Yesterday
Идеальный «Шторм»: новый сериал Бориса Хлебникова добрался до зрителей
Приходите в мой дом: рецензия на новый боевик «Рэмбо: Последняя кровь» с Сильвестром Сталлоне
Смежный возраст: рецензия на новый фильм ужасов «Оно 2» с Джессикой Честейн и Джеймсом МакЭвоем
Ограниченно годен: рецензия на новый боевик «Падение ангела» с Джерардом Батлером
Гроб на колесиках: рецензия на новый фильм ужасов «Страшные истории для рассказа в темноте»
Вызывая огонь: рецензия на новый фильм Квентина Тарантино «Однажды в... Голливуде»
До третьего пришествия: рецензия на новый фильм ужасов «Вельзевул» с Тобином Беллом

Новый школьный стадион и автогородок открылись в БелогорскеОбщество
Белогорцы помолятся главной иконе Вооруженных сил РоссииОбщество
Константиновские фермеры нашли в поле раненого осоедаЖивотные
Более тонны контрафактного алкоголя изъято в Сковородинском районеОбщество
Благовещенцы представят в Москве нейростимулятор и прибор для внесения гербицидовЭкономика
Огонь прошел более 500 гектаров леса в Сковородинском районеОбщество

Читать все новости

Кино

Зловещая скукота: рецензия на фильм ужасов «Они» с Кэти Стивенс Зловещая скукота: рецензия на фильм ужасов «Они» с Кэти Стивенс
У каждого свой «Путь»: в свет вышло полнометражное продолжение культового сериала «Во все тяжкие»
Дорогу молодым: рецензия на новый боевик «Гемини» с Уиллом Смитом
Асоциальная сеть: рецензия на новый фильм «Герой» с Александром Петровым и Светланой Ходченковой
Герой нашего времени: рецензия на новый фильм «Джокер» с Хоакином Фениксом
Система Orphus