• Фото: Андрей Ильинский

«Чтобы быть «хорошим», нужно выпить три литра пива! Но хорошего пива!» — советует Станислав Нелипович.

«Поставила б тебя директором над пивоварней!»

Цех достался нынешнему владельцу в наследство от золотодобывающей артели «Дамбукинской» — когда-то богатейшего предприятия в Зейском районе, позволившего в 1993 году открыть первый и тогда единственный пивзавод на северной территории.

— Я работал зампредседателя артели, но в 99-м она разорилась. Трое сотрудников, в их числе я, успели выкупить пивзавод до банкротства. Чувствовали, что уже все, — рассказывает историю стремительной переквалификации из золотодобытчика в бизнесмена Станислав Брониславович.

Времена на границе тысячелетий не зря прозвали лихими — выживал сильнейший. «Тяжело было. Кредитования никакого не было»,  — вспоминает пустые карманы предприниматель. Налаженный производственный процесс подорвал и кадровый голод.

— Когда завод делали, с Питера приезжали люди, монтировали оборудование. Были и пивовары, которые обучили персонал. А когда я начал курировать процесс, всех прижал. Потому что было воровство, жили на широкую ногу, — продолжает свой рассказ суровый начальник.

Недовольные сотрудники разбежались. Предприятие во главе с выпускником автодорожного техникума, который ничего не смыслил в производстве пива, было в шаге от краха. «Мне всю жизнь везет!» — пожимает плечами Станислав Нелипович, вспоминая первые попытки запустить завод. Как сегодня говорит директор, он воссоздал свой продукт «методом тыка». Знали бы тогда северяне, что своими деньгами оплачивают эксперименты энтузиаста с хорошим воображением и большим желанием выжить в новой нищей России.

Пиво «от Брониславыча» варят на солоде. Оно не фильтрованное и не пастеризованное. После розлива хранится всего 8 суток.

— Солод закупить не могли — денег не было. Попала мне книга «Все о пиве». Нашел рецепт сахарного пива, сварил. Пробую — горькая бражка. Думаю: кто это будет пить?! А посоветоваться-то не с кем! Поехал я в магазин, закупил пшеницу и сварил на ней. Выбродило и получилось хорошее пиво. Думаю: а дай-ка я смешаю эти два танкера 50 на 50. Пробую — отлично! Продажу дал. Пошло! — смеется Станислав Брониславович.

Пивовар-любитель без устали проводил опыты. «И пшеницу, и ячмень, и перловку, и гречку добавлял. Ничего! Никто не отравился, все живы остались!»

Пивовар-любитель без устали проводил опыты. «И пшеницу, и ячмень, и перловку, и гречку добавлял. Ничего! Никто не отравился, все живы остались», — сыпет анекдотами из собственной жизни руководитель завода.

Финансовое положение выправилось. Станислав Нелипович заказал солод и отправился в амурскую столицу за советами профессионалов.

— Познакомился я в Благовещенске с главным технологом предприятия Галиной Сергеевной Фунтиковой. Когда поведал, как начинал работать, у нее волосы на голове шевелились. Она сказала: «Брониславыч, если бы я была начальником, я б тебя поставила генеральным над пивоварней!» — улыбается директор.

Оглядываясь на свой трудный путь, Станислав Нелипович понял: проторенной дороги к успеху нет. «Идею продукта никто вам не скажет — этого не вычитаешь нигде! Правило касается всего, что вы делаете дома — тех же блинов. Это опыт. Вот так достигают сияющих вершин! И надо душу вкладывать — не просто так», — подводит итог Станислав Нелипович. 

И директор, и уборщик

С годами бизнес превратился в семейный. Одна из соучредителей стала женой Станислава Нелиповича, другой ушел из жизни. Привыкший полагаться только на себя, хозяин цеха, которому сегодня уже к 70, ни тогда, ни сейчас не стал расширять коллектив  — трудился и до сих пор трудится сам.

— Я насчитал у себя много должностей. Директор, снабженец, охранник, водитель, кочегар, поломой, электрик, слесарь, технолог… На работе дотемна. Никого не нанимал. Потому что, если бы нанял, уже давно две доски были бы заколочены, — разводит руками Станислав Брониславович.

«Продавали по 700 литров в месяц! А потом пошло пиво бутылочное. И все кончилось», — вздыхает Станислав Нелипович.

Предприятие беспрестанно преодолевает кризисные этапы. Безмятежными были лишь несколько лет, когда зейский завод закрывал потребности горожан в пенном напитке. «Продавали по 700 литров в месяц! А потом пошло пиво бутылочное. И все кончилось», — вздыхает Станислав Нелипович.

Завод Станислава Брониславовича уже давно работает не в полную мощность. Но владелец упорно пытается перевоспитать потребителя и ради снижения издержек не упрощает производство: выпускает натуральный продукт из настоящего солода, который заказывает на западе страны. Вопреки дорогой доставке по железной дороге. Процесс приготовления тоже долгий — настоящее пенное созревает около месяца.

— А русскому народу надо дешево и сердито. Выпил крепкого пива — и рога в землю. Вкусовые качества не интересуют. Такого никогда раньше не было, чтобы с пива попадали в наркологию. Это о чем говорит? Что присутствует спирт в нем и так далее. А у нас натуральное пиво, так как оно проходит естественный процесс брожения, не разбавляется подготовленными экстрактами, порошки не используются. От моего пива голова не болит! Я гадость не делаю! — уверяет Станислав Брониславович, негодуя на неразборчивого клиента.

Директор надеется передать дело своей жизни сыну Максиму Кулаенко. Сейчас он — технолог пивоваренного завода.

Несмотря на ворчание, бизнесмен из 90-х верит в будущее своего детища. Станислав Нелипович взял в технологи сына, чтобы передать дело своей жизни. Пенсионер строит планы. «Хочу запустить выпуск лимонада. Его легко делать! Можно хоть тархун», — рассуждает Станислав Брониславович. Летом производственные мощности завода заняты квасом, который высоко ценят местные жители.

На вопрос о том, как не спиться, владея пивным заводом, хозяин отвечает просто. «Надо иметь тормоз, как в машине, — наука простая. Еще на Украине я четыре года отработал в лечебно-трудовом профилактории, где пьющих лечат. И у меня желание стать алкоголиком отпало», — шутит Станислав Брониславович, которого в самые тяжелые минуты спасали юмор и отчаянная смелость.

«Хотел на БАМ!»

Станислав Нелипович родом из Украины и времен, когда жить было тяжело.

— Я сирота. Как на ноги встал? Вкалываю! — отмечает он.

В 1982 году Станислав Брониславович приехал в Амурскую область искать хорошую жизнь. «Хотелось добиться чего-то. Первоначально думал на БАМ, но так подвернулось, что оказались Зейском районе. Незадолго до Нового года прибыл. Прикидывайте, какой мороз был! На Украине 3 градуса, а тут — минус 40», — помнит, как нерадушно встретили его амурские севера. Станислав Нелипович прошел путь от водителя до заместителя председателя артели.

— Как достиг успеха? Трудом! — бесхитростно говорит он, не зная иного маршрута к успеху.