Региональная общественно-политическая газета
Свежий выпуск: №103 (28867) от 22 октября 2019 года
Издается с 24 февраля 1918 года
23 октября 2019,
среда

Сто световых лет одиночества: рецензия на новый фантастический фильм «К звёздам» с Брэдом Питтом

Кино

Вопрос «одни ли мы во Вселенной?» терзает человечество давно, но в отличие от «есть ли жизнь на Марсе?», пока не превратился в повод для всеобщего веселья. Более того, размышления на тему существования других цивилизаций или хотя бы богов Асгарда заставляют голливудских звёзд и по совместительству продюсеров запускать массивные киномеханизмы, продуктом деятельности которых становятся такие фильмы, как «К звёздам». На тернии через которые придётся пробиваться зрителю, его предупреждают уже в оригинальном названии Ad astra — публика имеет дело с кино, которое трудно досмотреть до конца, ни на что не отвлекаясь. И присутствие Брэда Питта в кадре практически в каждой сцене не меняет дела: Джеймс Грэй снял один из самых бессобытийных фильмов современности.

Сто световых лет одиночества: рецензия на новый фантастический фильм «К звёздам» с Брэдом Питтом / Вопрос «одни ли мы во Вселенной?» терзает человечество давно, но в отличие от «есть ли жизнь на Марсе?», пока не превратился в повод для всеобщего веселья. Более того, размышления на тему существования других цивилизаций или хотя бы богов Асгарда заставляют голливудских звёзд и по совместительству продюсеров запускать массивные киномеханизмы, продуктом деятельности которых становятся такие фильмы, как «К звёздам». На тернии через которые придётся пробиваться зрителю, его предупреждают уже в оригинальном названии Ad astra — публика имеет дело с кино, которое трудно досмотреть до конца, ни на что не отвлекаясь. И присутствие Брэда Питта в кадре практически в каждой сцене не меняет дела: Джеймс Грэй снял один из самых бессобытийных фильмов современности.

Главного героя зовут Рой МакБрайд, он живёт в «недалёком будущем», работает астронавтом-инженером-военным, терзается от одиночества и оттачивает искусство удаления неотправленных сообщений для безвременно ушедшей от него жены. Жену играет Лив Тайлер, что как бы анонсирует грядущий поток намёков и заимствований, и ушла она недалеко — надо только совершить подвиг планетарного масштаба, и повторному соединенью двух сердец помешать уже ничто не сможет. Повод для подвига подворачивается незамедлительно: давным-давно отец Роя отправился исследовать окраины Солнечной системы, да так и сгинул, теперь же выясняется, что он не только жив и по мере возможности здоров, но ещё и пуляет в сторону Земли зловредными импульсами.

Импульсы наносят ущерб, и американские толстосумы недовольны. Главный герой должен отправиться на Марс и оттуда дозвониться до папаши — сказать, чтоб прекращал пакостить и возвращался в объятия общества. Пока Рой летит, его начинают терзать смутные сомнения насчёт истинных планов тех, кто его послал — а потом начинаются те самые тернии, становится не до детектива, а вскоре выясняется, что кино это не про импульсы, не про спасение Земли и даже толком не про космос. Хотя и происходит по большей части именно там.

Питт, который явно вспомнил, что у него до сих пор нет актёрского «Оскара», решил напомнить о себе довольно странным образом — и сам в многочисленных интервью рассказывал, насколько сложной для него работой оказался фильм «К звёздам». Как и прошлогодний «лунный» Райан Гослинг, который не демонстрировал публике никакого воодушевления по поводу собственных свершений, Питт играет человека, которого ни в какие дальние странствия по вакууму отправлять ни в коем случае нельзя. Вряд ли глубокая депрессия значится в списке обязательных качеств астронавта.

Впрочем, речь идёт о реальности, в которой в космические миссии, рассчитанные на десятки лет, отправляют граждан предпенсионного возраста, а кураторы важнейших и дорогостоящих внеземных операций хватаются за сердечко прямо в процессе. Возможно, потому что им далеко за 80. Те, кто помоложе, тоже ведут себя нестандартно: взлетев с поверхности, мгновенно закидываются наркотиками, чтобы настроение было в порядке, из-за чего напрочь теряют способность принимать решения или хотя бы быть осторожными. В результате МакБрайд оказывается единственным более или менее здравомыслящим парнем в клубе самоубийц и лауреатов премии Дарвина. Как вы понимаете, веселее ему от этого не становится.

Нагоняя пессимизму, Грэй тщательно следит за картинкой — и это единственное, к чему невозможно придраться в новом фильме. Все эти лунно-марсианские пейзажи и повисшие в бесконечном молчании планеты впечатляют, и при этом помогают постановщику более отчётливо обозначить основную идею. Оригинальной её назвать сложно: успокойтесь, примите таблетку, мы здесь совсем одни. Впрочем, параллельно развивается полная психотерапевтической боли история об отцах и детях, которая постепенно выходит на теологический уровень: Рой преодолевает чудовищное расстояние, борясь с собой и другими, чтобы встретиться с тем, кто его создал — и услышать от создателя, что ему нет никакого дела до собственных созданий.

Папаша в исполнении Томми Ли Джонса — это обезумевшее от одиночества божество, отягощённое массовым убийством в резюме и полным крушением планов в ближайшей перспективе. В конце концов Икар-сын в буквальном смысле разрывает прочную связь с Дедалом-отцом: только так можно не расплавить воск в крылышках и вернуться к Лив Тайлер. Логический бардак, которым это всё сопровождается, должен, видимо, восприниматься как часть мифа.    

Ну то есть не спрашивайте, почему могучая корпорация не может ничего поделать с космическими сомалийскими пиратами; почему у одних путь из точки А в точку Б занимает десятки лет, а у других — полтора месяца; почему пассажиры коммерческого рейса на Луну вынуждены дополнительно оплачивать подушечку и одеялко. Последний и самый важный этап путешествия МакБрайда вообще вызывает недоумение в техническом смысле — даже акробатические прыжки в «Марсианине» начинают казаться чем-то весьма реалистичным.

Надёргав приёмов откуда только можно, от «Космической одиссеи» до «Апокалипсиса сегодня», Грэй раз за разом напоминает, что снимает не какой-нибудь «Звёздный путь», а глубокое и вдумчивое кино о травмах детства и выборе жизненного пути. Зрителю предлагают запастись терпением и внимательно слушать монологи главного героя, которые он с завидной регулярностью произносит для самого себя. Сцены, в которых действительно что-то происходит, «К звёздам» демонстрирует очень экономно и сдержанно — как только начинается мало-мальская движуха, главный герой стремится как можно скорее покинуть локацию, чтобы снова одиноко болтаться в безвоздушном пространстве, сохраняя лёгкую щетину и причёску Тайлера Дердена.

Наблюдать за этим довольно скучно, хотя визуальный ряд и помогает фильму не превратиться в артхаус за 100 миллионов долларов. Выжимая из себя скупые мужские слёзы, Питт изо всех сил старается — но то, что недавно с лёгкостью получалось у актёра в волшебной вселенной Тарантино, даёт сбои в «К звёздам». Классику оказалось очень тяжело преподать под современным углом — а последовательно копировать её создателям картины явно не хотелось. Получилось довольно унылое повествование о том, как человеки пытались пробраться к новым мирам и сделать так, чтоб везде развевался земной звёздно-полосатый флажок — а вместо этого построили планетарный зал ожидания с дорогой газировкой и обнаглевшими таксистами.

Технический прогресс не останавливается, но и рассчитывать на него особенно не приходится: этих достижений никто не оценит по достоинству. На этом фоне совсем уж притянутыми за уши выглядят бесконечные страдания 50-летнего ребёнка, оставленного бродягой-отцом: главный герой с таким мучительным выражением лица волочит свой крест сквозь световые года, что заранее становится понятно — лучше бы бросил, толку не будет. Итог один: преступника признают героем, но не потому, что он переродился, а потому что именно такой пиар — верный.

Добавить комментарий

Забыли?
(Ctrl + Enter)
Регистрация на сайте «Амурской правды» не является обязательной.

Она позволяет зарезервировать имя и сэкономить время на его ввод при последующем комментировании материалов сайта.
Для восстановления пароля введите имя или адрес электронной почты.
Закрыть
Добавить комментарий

Комментарии

Комментариев пока не было, оставите первый?
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было

Материалы по теме

Асоциальная сеть: рецензия на новый фильм «Герой» с Александром Петровым и Светланой ХодченковойАсоциальная сеть: рецензия на новый фильм «Герой» с Александром Петровым и Светланой Ходченковой
Герой нашего времени: рецензия на новый фильм «Джокер» с Хоакином ФениксомГерой нашего времени: рецензия на новый фильм «Джокер» с Хоакином Фениксом
Сто световых лет одиночества: рецензия на новый фантастический фильм «К звёздам» с Брэдом Питтом
Дополненная реальность: рецензия на новый фильм «Однажды в Стокгольме» с Итаном Хоуком и Нуми Рапас
Кукольный домик: рецензия на новый фильм ужасов «Проклятие Аннабель 3»
Тайны, дети, Мэрил Стрип: на телеэкраны вернулся сериал «Большая маленькая ложь»
«Я же мать»: рецензия на новый фантастический фильм «Дитя робота» с Хиллари Суэнк
Словарный запас: рецензия на новый фильм «Игры разумов» с Мэлом Гибсоном и Шоном Пенном
Моя семья: рецензия на новый кинокомикс «Шазам!» с Закари Ливаем и Марком Стронгом
Ложные воспоминания: рецензия на драму «Курск» о гибели российских подводников

Понадкусывал каждую печеньку: в Зейском заповеднике расплодились бурундукиОбщество
Мать пятерых детей, пожарный и учительница победили в конкурсе «Поступки и люди»Общество
Хоккеисты благовещенского «Форварда» победили на турнире в НовобурейскомОбщество
Амурчане чаще всего передают показания счетчиков через сайт ДЭКНовости партнеров
Гороскоп на 23 октября: Козероги позволят себе отдых, а Близнецы впустую потратят свое времяСоветы
Памятную доску поэтессе Светлане Борзуновой хотят установить на ее доме в БлаговещенскеОбщество

Читать все новости

Кино

Зловещая скукота: рецензия на фильм ужасов «Они» с Кэти Стивенс Зловещая скукота: рецензия на фильм ужасов «Они» с Кэти Стивенс
Обратный билет: рецензия на новый фильм Вуди Аллена «Дождливый день в Нью-Йорке»
У каждого свой «Путь»: в свет вышло полнометражное продолжение культового сериала «Во все тяжкие»
Дорогу молодым: рецензия на новый боевик «Гемини» с Уиллом Смитом
Асоциальная сеть: рецензия на новый фильм «Герой» с Александром Петровым и Светланой Ходченковой
Система Orphus