• Амурский краеведческий музей
  • Адольф Даттан суровой зимой в России.
  • Потомки Даттана на экскурсии в Амурском краеведческом музее -  бывшем магазине их прадеда.

Сопровождает иностранцев по Дальнему Востоку известный немецкий журналист, автор книги по истории торгового дома «Кунст и Альберс» Лотар Деег. Именно благодаря его публикации потомки Даттана узнали, что в России до сих пор сохранились здания, где работал их знаменитый прадед.

Его величество случай

Лотар Деег рассказал предысторию своего знакомства с большим семейством.

— В 1991 году, будучи еще абсолютно молодым журналистом, который только что окончил университет, у меня появилась уникальная возможность приехать во Владивосток, — припомнил Лотар. — Я не мог упустить такой случай. И после такого удивительного путешествия я написал большой материал о Владивостоке. И буквально один абзац у меня был посвящен старому универмагу «Кунст и Альберс», который сохранился в столице Приморья.

Репортаж о самом восточном городе России опубликовали в одной из немецких газет, и она случайно попала в руки к Дитриху Бенникеру — внуку Адольфа Даттана. С него и начался новый виток этой удивительной истории, протяженность которой 140 лет.

В поисках приключений

Жизнь самого Адольфа Даттана словно списана с приключенческих романов прошлого века. Он был десятым — самым младшим ребенком в бедной семье евангелического священника в глухой немецкой деревушке Рудерсдорф. Юноша мечтал о приключениях, о славе и в 18 лет собрался ловить удачу в Южной Америке, но у судьбы на молодого Даттана были свои планы.

В Гамбурге он учился на бухгалтера и перебивался случайными заработками, пока не познакомился с ювелиром Фрицем Альберсом. Тот рассказал, что его брат Густав основал в далеком российском городе Владивостоке торговую компанию. Спустя некоторое время сам Густав Альберс приехал на родину в отпуск и заприметил молодого перспективного бухгалтера, а после отпуска забрал его в загадочную Россию.

Очень быстро Адольф Даттан из обычного бухгалтера дорос до управляющего с солидным заработком, принял российское гражданство. А в 1904 году, когда один из основателей — Куствав Кунц решил покинуть компанию, Даттан стал владельцем половины акций фирмы. Под его началом открылся филиал магазина в Благовещенске. К 1914 году компания «Кунст и Альберс» построила целую сеть из 30 магазинов на Дальнем Востоке России и Китае.

Не стояла на месте и личная жизнь молодого предпринимателя. В 1887 году он съездил в отпуск на родину, откуда вернулся с молодой женой Мари Фендлер.

Война разделили семью

Брак оказался удачным и плодотворным — у Адольфа и Марии Даттан родилось семеро детей. Трагедией для этой большой семьи стала Первая мировая война. Линия фронта разделила семейство — двое его сыновей сражались на стороне России, а третий бился за Германию. Двое из них с войны не вернулись…

Александр, корнет гусарского полка, в боях за Россию был награжден шестью боевыми орденами и погиб смертью храбрых в 1916 году. Адольф, воевавший за Германию, пропал без вести во время атаки на позиции французских войск в 1915 году.

Не было мира и там, куда не доносилась канонада. Адольф Даттан, несмотря на титул потомственного дворянина и прежние заслуги, был арестован и вскоре отправлен в ссылку в Томскую губернию, а сама компания оказалась на грани закрытия. Слишком многие в России считали, что «Кунст и Альберс», помимо торговли, попутно занимается шпионажем в пользу врага.

Революция не вернула фирме былого величия. После возвращения из ссылки Даттан тщетно пытался поднять компанию,  но в 1921 году оставил фирму на Альфреда Альберса и вернулся на родину в Германию.  

Даже во время Второй мировой войны судьба к потомкам Адольфа Даттана была более благосклонной.

— Дети были такие маленькие, что им не пришлось воевать, — рассказал семейную историю правнук Ганс Филипп Масшер. — Поэтому войну пережили без потерь. Один из внуков, Дитрих, был на грани призыва в фашистскую армию, но был еще слишком молодым… Кто-то пережил тяжелое время в Швеции — нейтральной стране, некоторые уже перебрались в Америку, кто-то жил в Китае. Знаю, что Бенникеры жили в Гамбурге, их дом был частично разрушен, но это типичная судьба немцев, которые жили в Германии.

Семья оказалась разделена на долгие годы — до 1989 года — момента воссоединения Германии.

— Недвижимость Даттана в Восточной части Германии вернулась в собственность потомков, — продолжил рассказ немецкий журналист Лотар Деега. — И в течение 20 лет недвижимостью управляли, но теперь распродали. И выручка позволила потомкам Даттана совершить это путешествие и найти свои корни.

Россия покорила небом и воздухом

Черты характера знаменитого прадеда его потомки находят у себя. «Некоторые из нас стали индивидуальными предпринимателями, мы любим приключения и путешествия», — отметил Ганс Филипп Масшер.

По признанию иностранцев, родные отпускали их на Дальний Восток России с некой опаской. Не дай бог, медведя по дороге встретят, но все обошлось. И неожиданно далекий регион пришелся по вкусу путешественникам — опять гены прадеда сказались.

— Прежде всего Дальний Восток поражает чистотой своего воздуха, бездонным синим небом. В Европе давно такого чистого воздуха не встретишь. Размер России поражает — это страна, над которой нужно лететь целых восемь часов, страна, в которой живет такое множество народов, — отметили правнуки и правнучки. — Очень хочется в ваши края вернуться.

Страсть к орденам 

Согласно документам, сохранившимся в Амурском краеведческом музее, у Адольфа Даттана было множество орденов. По легенде, он даже был награжден перстнем российского императора. Сотрудники музея поинтересовались у потомков знаменитого торговца: «Сохранилось ли что-то в семейном архиве?»

— Несколько орденов сохранились у внука — Дитриха Бенникера, — перевел на русский Лотар Деега и рассказал интересную историю, как большинство из этих наград попали на грудь предприимчивому немцу.

По легенде, Адольф Даттан получил много орденов от университетов различных стран — датских, голландских. И получал их очень оригинальным способом — собирал и передавал в музеи различных университетов коллекции разных дальневосточных народов. И за это просил орден. Кстати, эти коллекции до сих пор сохранились в музеях многих европейских университетов.

Страсть же к орденам объяснялась просто. Адольф фон Даттан жил и работал в военном Владивостоке, где было очень много офицеров, многие с военными орденами. Он стал богатым, влиятельным. Но чтобы добиться уважения у военных, стал собирал различные ордена.