Маяк семьи и спорта  

Светлана Яковлева предложила начать «Любимый маршрут» в восемь утра от «маяка» на набережной Амура. В 7.58 служебный автомобиль главы минобрнауки подъезжает к Мухина, 1. Министр предупреждает: у нее час, чтобы успеть прогуляться до начала рабочего дня, и сразу приступает к рассказу.

— В этом месте провожу много времени, — объясняет Светлана Яковлева. — Я живу недалеко, на Мухина — Зейской. Мы здесь гуляем с семьей, с внуками. Иногда приходим пешком, а если с собой спортивный инвентарь — самокаты, велосипеды внуков, мои ролики — то едем на машине. Год назад я здесь научилась кататься на роликах. Приехала на машине, надела ролики и попыталась прокатиться  — и поняла, что ничего не получается. Я не могла на них ни стоять, ни ехать. Хотя всю жизнь занималась конькобежным спортом и летом на тренировках мы катались на роликах. В итоге я убрала ролики и поехала домой.

Но настоящие педагоги не сдаются. Светлана Вячеславовна начала смотреть видеоуроки по интернету и учиться кататься по квартире.

— Второй раз приехала на набережную — и все получилось. Люблю кататься здесь по утрам или по вечерам. Правда, времени очень мало, вот в августе и сентябре не удалось. А вообще у меня два сына и два внука, поэтому и увлечения мальчишеские, — улыбается министр.

Светлана Яковлева родилась и выросла в Благовещенске. Поэтому с набережной, которая за эти годы менялась вместе с городом, у нее связано множество воспоминаний. «Помню 1972 год, я пошла в первый класс, — рассказывает глава министерства, прогуливаясь вдоль госграницы. — Мы с мамой пошли на набережную на улице Театральной. И я вижу, как река заплескивается на ступеньки — это было наводнение 72-го года. Почему-то у меня не было страха — только ощущение мощи от реки, на которой мы живем».

Гимназия — второй дом

По набережной мы планировали дойти до площади Победы, но ради экономии времени решили доехать на автомобиле. По пути, конечно же, заезжаем в гимназию № 1, куда в 1994 году Светлана Яковлева пришла учителем физики, а спустя пять лет возглавила это учебное заведение.  

— Вот, новый стадион в этом году оборудовали. На старом еще мои дети в футбол играли,  — говорит министр, шагая по школьному двору. — Помню, младший сын уже окончил школу, а они сюда с друзьями приходили в футбол играть. И как-то сами скинулись и заказали машину с песком. Можно много рассказывать — вот здесь, например, мы клумбу копали.

О визите в гимназии не знали. Поэтому неожиданную, но всегда желанную гостью у входа в здание встречает растерянная директор Галина Крицкая.

— Привет! — смеется Светлана Яковлева и обнимает коллегу, с которой проработала много трудных, но счастливых лет.  

По пути в гимназию Светлана Вячеславовна не перестает здороваться с удивленными охранниками, учителями, детьми. Останавливаемся у большой старинной лестницы, ведущей на второй этаж. Посреди на стене — рисунок «Дерево выпускников».

— А раньше здесь висел огромный портрет Надежды Константиновны Крупской, так как школа носит ее имя, — замечает Яковлева. — Если честно, он был не очень удачный. Когда я только начинала работать, мы пришли с сыном. Он увидел портрет и говорит: «Какой страшный дяденька!» (Смеется.) Я не сторонник переписывать историю, какая она была — такая и есть. И если была в истории России Надежда Константиновна Крупская — надо о ней рассказывать. А каждый пусть формирует собственное мнение.

Поднимаемся по ступенькам исторического здания. «У меня здесь папа учился, когда еще мужская гимназия была, — вспоминает Светлана Вячеславовна. — В седьмом классе мальчиков объединили с девочками. А папа был из очень малообеспеченной семьи, они жили очень бедно. Знаете, почему он бросил школу? Потому что у него на штанах была заплатка и он стеснялся этого перед девчонками. Бросил школу и уехал учиться в Артем. Хотя, как все говорили, подавал большие надежды».  

Кабинет физики и шутка от министра

На втором этаже проходим мимо кабинета номер 25, где будущий министр не только преподавала физику, но и сеяла разумное, доброе, вечное.

— Вот наш кабинет. Правда, двери уже другие — у нас были старинные, голубые, — Светлана Яковлева замедляет шаг.

— Давайте зайдем! — предлагаю министру.

— Нет, вы что! Там же урок, там дети, и вообще я в пальто! — она пытается отказаться.

— Ничего страшного, на минуточку можно! — подмигивает Галина Крицкая.

— Да что ж такое! — смеется министр и заходит в класс.

В кабинете урок у десятиклассников. Школьники здороваются и дружно встают.

— Здравствуйте, здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста, — просит Светлана Яковлева.  

На столе у молодого учителя физики современный компьютер, на стене у доски — огромный телевизор.

— Светлана Вячеславовна, вот как раз этот цифровой комплекс мы получили по программе цифровизации, — показывает директор гимназии. 

—  В 1994 году — ровно 25 лет назад — я зашла в этот класс. Здесь стояли железные парты и обычная доска — и больше ничего не было. А сейчас все есть! Это круто! — говорит глава минобрнауки.

В родном кабинете нахлынули воспоминания об учительской жизни в суровых 90-х.

— Галина Александровна, а помните, как мы в КВН играли? Команда педагогов против команды учеников, зал был полный! Кстати, а кто победил? — интересуется министр.

— Мы! — радостно напоминает Крицкая.

— Я помню, после игры особо предприимчивые ребята ко мне подошли и сказали: «Светлана Вячеславовна, а давайте еще раз КВН проведем, только будем билеты продавать!» Я даже помню шутку нашей команды: «Чем отличается новый русский ученик от старого ученика? У нового русского не только пиджак красный, но и дневник». Потому что в двойках! — смеется Светлана Яковлева.

— А сейчас у нас электронные дневники! — замечает директор.

Новая жизнь обсерватории

Этаж за этажом, ступенька за ступенькой министр ведет нас в знаменитую и единственную в Благовещенске школьную обсерваторию.

— Когда я проезжаю мимо гимназии, всегда вспоминаю историю про обсерваторию, — признается бывший директор учебного заведения. — В 2002 или 2003 году ко мне пришли дети и попросили: «Светлана Вячеславовна, у нас есть обсерватория — давайте ее восстановим!» Кстати, Яна Стародуб была тем самым возмутителем спокойствия. Мы стали искать историю, почему обсерватория не работает. Оказалось, что ее открыли в 60-х годах, в ней год или два проработал Борис Иванович Стрелец (известный в Благовещенске ученый-физик и астроном. — Прим. АП). Но в силу того, что она находилась на стыке двух зданий школы — исторического и пристройки к нему,— основание перекосило и движение купола заело. Потом пошли дожди, потом еще что-то — в итоге ее запечатали и закрыли.

Директор привлекла инженеров, но они после обследования вынесли неутешительный вердикт  — обсерваторию восстановить невозможно.

— Но оказалось, что возможно. За дело взялся Анатолий Федорович Токмаков — замечательный инженер и человек. Его дети учились у нас в гимназии. Он пришел, посмотрел, посчитал и сказал, что все можно исправить. Мы обратились на судостроительный завод к Вячеславу Ивановичу Попову — там помогли сделать новый проект, — говорит министр.  

Спустя год благодаря командной работе родителей, детей и руководства школы все получилось — заменили купол обсерватории и его основу.

— Вот наш уникальный телескоп, — мы наконец поднялись и Светлана Яковлева показывает гордость гимназии. — Мы заказывали его в Новосибирске. В том году таких собирали всего два — для нас и для астронома из Америки. Телескоп подсоединен к компьютеру в 39-м кабинете, поэтому его можно использовать на занятиях по астрономии. Здесь вряд ли можно сделать громкие открытия, но научить детей исследовательской деятельности, посмотреть за границы своей жизни, поднять голову к звездам — это тоже очень важно.  

Одна из проблем обсерватории в том, что в Благовещенске мощная уличная подсветка. «Город у нас очень светлый, очень трудно работать», — констатирует Светлана Яковлева. 

Во время рассказа министр начинает уверенно крутить задвижку купола — все системы работают. Правда, годы берут свое — обсерватории нужен ремонт. «Сделаем, как деньги появятся», — обещает Галина Крицкая.

По пути вниз министр вспоминает романтическую историю.

— Однажды зимним вечером сижу в гимназии, на улице уже темно, проверяю тетради. Приходит охранник и говорит: «К нам ребята пришли, просятся в обсерваторию». Вышла — стоят парень с девушкой. Парень говорит: «Нам очень-очень надо наверх!» И не объясняет зачем. Я в итоге их провела, показала, рассказала, посмотрели на звезды. Я уже пошла вниз, а они еще стоят. И слышу, в этот момент парень признается девушке в любви. Вот такая романтика была!

На первом этаже прощаемся с директором. 

— Все, не будем больше отвлекать! С наступающим праздником, так держать! Вы все молодцы! Здоровья и терпения!— желает на прощание Галине Крицкой министр образования. 

Уже на улице Светлана Вячеславовна признается: «Очень люблю приходить сюда. Как будто возвращаюсь домой». 

Горячий хлеб и лекции наставников

Министр хотела завести нас на площадь Победы, но мы проехали мимо — после ностальгической экскурсии по гимназии оставалось мало времени. «У нас на площади тренировки были, а рядом стоял хлебозавод. Мы с подружками забирались на забор и просили: «Дайте хлеба, дайте хлеба!» — улыбается от детских воспоминаний Светлана Вячеславовна. — Нам давали горячие булки — вкуснее я не ела».

Едем по улице Ленина, за окном — здание Благовещенского педуниверситета. 

— У нас на физмате было особое отношение и особая аура, — говорит выпускница БГПИ. — Нас учили не только рядам Фурье и тройным интегралам, а человечности, созданию ученического коллектива и умению жить в коллективе педагогическом.

— А этому можно научить?

— Можно. Своим поведением и своим примером. Я всегда вспоминаю добрым словом Луизу Александровну Ступникову — она у нас преподавала педагогику. Она говорила: вы заходите в класс — вы должны привлечь к себе внимание ученика. У вас должна быть опрятная внешность, прическа, вы должны быть примером. И не надо чопорности. В вас ребенок должен влюбиться, вы должны его удивить, заинтересовать. Я всегда об этом помнила.

Окно мамы в бывшей пятой школе

Министр просит водителя остановиться у здания бывшей пятой школы. Сегодня в этом здании располагается банк. Мимо шлагбаума проходим в бывший школьный двор, бывшая ученица показывает: здесь стояла аллея карагачей, а вот здесь был приусадебный участок. «Есть выражение «сын полка», а я — дочь школы. Я провела здесь все детство», — замечает Светлана Вячеславовна.

 — Пятый кабинет на втором этаже был кабинетом математики, а нашим классным руководителем была Елизавета Александровна Бобровникова. Наш знаменитый педагог, почетный гражданин Благовещенска. Уникальный человек — она до 90 лет работала в школе. А вот на четвертом этаже первое окно — лаборантская, а второе — кабинет физики — это кабинет моей мамы, — показывает Светлана Яковлева. — Мама, наверное, сыграла в моем становлении, как учителя, самую большую роль. Она всегда говорила: главное в педагогике — встать на место ученика, родителя, учителя. И когда к тебе приходят с проблемой, суметь ее понять. Самые ценные уроки — уроки моей мамы.

На обратном пути министр с улыбкой призналась:

— Ирония судьбы, но в мои школьные времена наша пятая школа всегда соревновалась с первой! Всегда! Это были такие конкуренты в городе! И если б мне в детстве сказали, что я буду директором первой школы, я бы долго смеялась.  

Парк детства

В утреннем Первомайском парке — тишина и красота. Идем по усыпанным опавшей листвой дорожкам, нас пытается преследовать белка.

— Подождите, если мы сейчас сядем на лавочку, она подойдет, постучит лапой и скажет: «Где еда?» — шутит Светлана Вячеславовна, явно знакомая с наглым характером местных пушистых зверьков.

Для министра этот парк — символ счастливого детства и любимого спорта.

— Мы жили рядом, на Лазо, 42 — по соседству с музыкальной школой. С ней как раз был забавный случай, — рассказывает Светлана Яковлева. — У нас дома стояло уникальное японское фортепиано, ему было больше ста лет, клавиши — из слоновой кости. Его привезли после войны из Берлина как трофей. Дедушка купил его для моей мамы — они жили в поселке Большой Невер Сковородинского района. И мама из Невера ездила на поезде в Сковородино на уроки в музыкальную школу — и закончила ее. Из меня тоже решили сделать музыканта. Меня приняли в музыкальную школу, я проучилась месяц, безо всяких испытаний меня перевели из подготовительного в первый класс. Но тут к нам в школу пришла тренер Наталья Станиславовна Кикоть и сказала: «Девочки-мальчики, кто хочет заниматься конькобежным спортом?» Ну это ж совсем рядом с музыкой! (Смеется.) Я записалась.     

В противостоянии музыки и спорта победил последний — маленькая Света выбрала коньки. Правда, признаться в этом родителям побоялась.

— Конечно, как дочь, я поступила не очень хорошо: брала ноты, садилась в автобус, 40 минут проезжала круг по кольцу, прибегала домой, оставляла ноты и бежала заниматься конькобежным спортом. Когда обман раскрылся, родители меня очень серьезно наказали, но потом махнули рукой и сказали: занимайся своим спортом. И вот здесь, на стадионе «Юность», зимой мы катались на коньках, а летом бегали кроссы по парку, — говорит министр.  

В Первомайский парк Светлана Яковлева приходит все эти годы: и молодой мамой, и счастливой бабушкой. Со времен детства, признается министр, здесь мало что изменилось. Те же тихие аллеи, те же качели, та же скульптура Маши и медведя. «Только в нашу школьную пору у него нос был отбит, а сейчас исправили», — улыбается Светлана Вячеславовна и трет медведя по носу.   

— На мой взгляд, эта не до конца ухоженность парка — это плюс, — говорит она. — Мне нравится, что время здесь немного остановилось.  

Учитель — лучшая профессия  

От ностальгии в парке Светлана Яковлева и сама потеряла счет времени — надо срочно в министерство. Каждый день расписан по минутам, а впереди командировка в Москву. Поэтому День учителя Светлана Вячеславовна будет отмечать вдали от родного дома,  школы и коллег. 

— Я хочу сказать, что самая лучшая профессия — это учитель. Самая лучшая! Потому что через твои руки проходит все наше будущее — наши ученики будут теми людьми, которые будут управлять государством или печь хлеб. И на учителе самая огромная ответственность за жизнь человека и за будущее нашей страны. Я преклоняюсь перед этой профессией и хочу сказать нашим учителям огромное спасибо за их труд, — призналась на прощание министр образования и науки Амурской области. — Мама всегда говорила: любую профессию выбирай, только не учителя — она очень тяжелая. Я хотела быть строителем, как папа, но все-таки выбрала школу. И ни разу об этом не пожалела.