Коррупционеры поневоле: почему муж главы Новороссийки больше 20 лет работает ее личным водителем

Надежда Первухина, ее помощница, водитель и старенький уазик. Вот вся команда такого же скромного по размерам Новороссийского сельсовета. Местных не удивишь тем, что с личным водителем деревенского «мэра» связывает не только работа. Чета Первухиных здесь — и спасатели, и организаторы выборов, и участники субботников. Управление селом — их жизнь. Сразу отбросим фантазии. Это был не служебный роман с красивым продолжением. Сюжет их судьбы романтичен иначе — патриотизмом и верностью малой родине и друг другу. Супруги, пришедшие на свет в одном районе и всю жизнь отдавшие деревне, с простотой и искренностью, свойственным людям из глубинки, рассказали «Амурской правде» о себе.

Семья и трудовая команда

Размеренная обыденность семьи сельской учительницы и водителя совхоза радикально перевернулась в 1996-м.

23

года носит статус главы села Надежда Первухина. Четыре раза побеждала в прямых выборах, в 2018-м управление сельсоветом ей вновь доверили местные депутаты.

— Предложила участвовать в выборах сама глава сельсовета. Мне было 29 лет, ума житейского ноль. Потому и согласилась. Подумала: «Почему нет? Всегда можно вернуться в школу». Так хотелось что-то изменить. Была уверенность, что я могу, что нужно пытаться, — амбициозно рассудила почти четверть века назад Надежда Кирилловна.

На выборах педагог вышла в лидеры с небольшим отрывом. «Неожиданно это было! Победила и думаю: «Зачем? Что делать дальше?» — качает головой она. Через год в должности главы выбила ставку для водителя администрации. И в 97-м муж пришел к ней в подчиненные.

—  У него все разряды открыты. И мне нужно было найти шофера ответственного, чтобы не переживать — что выйдет на работу, не напьется. К тому времени совхоз расформировали, Толик уезжал на королевскую сопку рядом, в военную точку, его сутками не было. А у меня ненормированный рабочий день и двое маленьких детей. Когда пришла в сельсовет, младшему было всего 3 года, старшему — 8. Хозяйство — куры, свиньи, коровы, — честно признается отчасти в корыстных мотивах Надежда Кирилловна.

Глава поднималась в 6 утра, доила корову и убегала в сельсовет. «Все остальное делал Толя. И уберется, и сварит, и детей оденет, отправит в школу. Тыл у меня крепкий», — рассказывает Надежда Первухина. Как вспоминают супруги, они стали слаженным коллективом сразу. Никогда семейное положение не мешало в работе. «Если дома поруганные, то едем молчком. Но коль даю задание, беспрекословно выполнит», — отмечает глава. Супруг никогда не испытывал комплексов по поводу того, что жена приносит в семью больше денег. «У нас даже мыслей об этом не было. Может, по должности я и выше, но в доме хозяин — муж. Я всегда говорю: «Я Толю боюсь». Все смеются, не верят», — улыбается деловая женщина. Руководящая должность жены так или иначе наложила отпечаток на союз, в котором все наоборот.

— Бывает на работе завал, когда ЧС. По выходным сижу, задерживаюсь. Допеку, муж ворчит: «Собирай вещи, уходи. Дома ничего не делаешь».  Я отвечаю: «Толь, построй мне общежитие. Идти-то некуда!» — смеется Надежда Кирилловна.

Она не стыдится, что мужчина готовит вкуснее. «Все варю — от борщей до супов. И картошку могу пожарить, и макароны сделать, и котлеты, и пельмени», — перечисляет Анатолий Анатольевич. Ответственность супругов перед селом воспитала их детей. Младший сын ни дня не ходил в детский сад — аварийное здание закрыли. Однако никто не отменял совместные командировки родителей.

— Родительский дом через огород. Когда мы уезжали, просил отца, он смотрел за детьми, — вспоминает мужчина.

«Возвращались в 6—7 вечера — печка протоплена, корова подоена, кушать сварено, сараи почищены. «Ваши жены потом скажут мне спасибо, потому что вы умеете делать все!» — увещевала сыновей Надежа Первухина.  

Добилась новой школы и открыла ФАП

Надежда Первухина получила бразды правления сельсоветом в середине 90-х, но именно годы разрухи она считает лучшими и самыми продуктивными. «Хлебнули горя мы, конечно. По полгода зарплаты не платили, совхозы развалились. Но было лучше даже в плане бюрократии», — ностальгирует глава. Ее гордость — строительство новой школы в Новороссийке. «Без экспертиз и иных документов», — подчеркивает Надежда Кирилловна.

— Я обалдела, когда увидела эту школу, где в каждом классе стояли старые печки, круглые. Зашла — у меня был шок, хотя сама из глубинки. Школа была сборная, она отжила свой век. Мы постоянно мечтали о новой школе. Начали строить, забили сваи. А тут 96-й год подкрался, смена власти в стране — и все забросили. Аварийную школу закрыли, перевели детей в детский садик, хотя его здание тоже было в аварийном состоянии, — вспоминает сельские беды глава.

Она не отчаялась и написала Анатолию Белоногову, тогда губернатору региона. «На территории Мазановского района была золотодобывающая организация. Спонсоры нам построили красивую деревянную школу. Открыли ее в 2000 году 13 октября, на Покров. Все ахнули, никто не ожидал! А в старое здание переехал сельсовет, там же открылся детский сад», — гордится Надежда Первухина. При ней в Новороссийке появился фельдшер.

— Я уговорила местную жительницу, она прошла курсы переподготовки и работала в ФАПе. Потом вышла на пенсию. После нее к нам по распределению направили девушку. Осталась жить в селе, работает, двое детей, — рассказывает глава села.

«И вроде такие годы, а энергия было через край! Как ни странно, в 90-е мы делали что-то реальное. Раньше деньги были — не главное. Просили: «Платить нечем, помогите. Рассчитаемся». И откликались!» — с сожалением о прошедших временах говорит Надежда Кирилловна.

— Конечно, не все сделать смогли. Хотелось бы новый клуб, потому что наш старенький совсем. Хотелось бы, чтобы село было красивое, чтобы мусор нигде не валялся, чтобы бурьян не рос. Появилось много заброшенных домов, потому что люди уезжают. Оно и понятно — работы нет, — болеет за малую родину женщина-начальник.

В этом году в День семьи, любви и верности медалью были награждены родители Анатолия Первухина, прожившие в браке больше 55 лет. Фото — семейный архив

«Ни разу не получили новой машины!»

В 90-х собственный автомобиль администрации нужен был как воздух. В селе не было медпункта. Машина служила скорой помощью — возила селян в больницу райцентра. Она же выезжала на пожары. «Сколько работаем, никогда нам не давали новую машину!» — разводит руками Надежда Кирилловна. Бывший тракторист, механик-самоучка Анатолий Анатольевич реанимировал отжившие век отечественные авто.

— Первая машина была — «Москвич». В Путятинском сельсовете списали, нам отдали. Притащили убитую машину в кузове, сама она уже не ехала. Я ремонтировал сам. Для нас тогда это было ого-го! И работала сколько лет! — наперебой рассказывают супруги.

«Хотела уйти, думала вернуться в школу. Не решилась. Как белка в колесе крутишься, а соскочить с подножки страшно», — боится она за судьбу села

Потом была «Нива» бывшего главы поселка Майский. «Ездили до тех пор, пока она вся не сгнила — даже сидушки начали проваливаться!» — вздыхает Анатолий Анатольевич.

— Ругается, орет. Но если надо ехать, всю ночь будет сидеть ремонтировать, что-то выдумывать, вытачивать, — хвалит глава за ответственность мужа-водителя.

Как бы то ни было, развалюхи столько раз сохраняли жизнь. «Всех подряд возили в больницу в район, чаще всего детей. Однажды ребенок уксусу напился. Машина рабочая сломана, посадил на свои еле живые «Жигули». Долетели до Увала. Спасли!» — вспоминает Анатолий Первухин. Шофер администрации доставлял в районный центр раненых в ночных потасовках, рожениц и пьяниц. Сносную машину Новороссийский сельсовет получил лишь в 2010-м. Район передал в пользование УАЗ, который был на ходу с 1993 года. Это первая машина, которую Анатолию Анатольевичу не пришлось ремонтировать.

Коррупционеры поневоле

Когда в современном мире приняли Закон о коррупции, семья Первухиных тоже попала под подозрение.

— Года два назад из района позвонили и сказали предоставить данные: кто из родственников в администрации. Я отчиталась, что со мной работает муж. У нас в селах, если быть честными, куда ни плюнь, везде родственник. После проверок люди начали разводиться, чтобы работу не потерять. Я по этому поводу не переживаю. Сразу сказала: «Потребуете принять меры, сама уволюсь», — отрезала Надежда Первухина.

Место шофера сельсовета не назовешь вольготным. «У него зарплата — 15 тысяч. И то последние два года подняли в связи с указами президента», — кивает на мужа Надежда Кирилловна. И добавляет: непьющего водителя в деревне днем с огнем не отыщешь. Среди односельчан неприятных слухов не ходило.

— Никто и никогда в глаза мне не высказал претензий, что я мужа на работу взяла. Он местный. Все знают, что у него машина в идеальном порядке, — ставит точку глава.

Больше 30 лет вместе

Они выросли на двух окраинах, замыкающих границы Мазановского района. Надежда Кирилловна — в селе со звучным названием Маргаритовка, Анатолий Анатольевич — в Новороссийке. На малую родину будущего мужа она попала по распределению выпускницей благовещенского педучилища.

— Нам было по 19 лет. Я пришел из армии в отпуск. И в предпоследний день увольнительной ребята сказали: «К нам же молодые девчонки учителями приехали!» Познакомились в клубе. Я до дому ее проводил, — вспоминает Анатолий Первухин.

Тогда он не догадывался, что брюнетка с алеутскими корнями — его судьба. По возвращении из армии дембель стал захаживать в гости в дом к будущей жене. «Мой товарищ дружил с ее соседкой, учительницей из Сапронова», — продолжает мужчина. Как шутят Первухины, их семья так и родилась — за компанию. Друзья сковали себя узами брака первыми. «Они поженились, и нам пора!» — распорядился тогда Анатолий Анатольевич. Скромную свадьбу сыграли в 1988-м. В этом же году родился старший сын, через пять лет появился младший. «Хотели третьего ребенка, но годы тяжелые наступили. Побоялись, что не вытянем», — вздыхает женщина. В октябре 31 год, как Первухины женаты.

Надежда Первухина 10 лет отдала  школе. Сначала учителем начальных классов, затем вела литературу и русский язык у среднего звена. Одновременно занимала должность замдиректора по воспитательной работе.

В 42 сдала ЕГЭ

Высшее образование глава Новороссийского сельсовета получила уже после сорока. «Стукнуло мне в голову, что надо пойти учиться. Было 42 года, когда я пришла в  университет учиться на учителя русского языка и литературы», — смеется Надежда Первухина. В те годы на заочный поток подали заявки рекордное количество абитуриентов — около 70 человек. «Профильные предметы я сдала на 4. Поступила на бюджет», — сэкономила семейный бюджет Надежда Кирилловна.

Возрастная категория материалов: 18+