Фото: kino-teatr.ruФото: kino-teatr.ru

«Путь» — это, безусловно, прощание, отчётливый поклон для всех, кто имел отношение к сериалу, находясь при этом по разные стороны экрана. Гиллиган долго не отвечал на назревшие вопросы, снимая фильм в кромешной тайне: и даже вышедшие в свет непосредственно перед премьерой тизеры-трейлеры больше запутывали зрителя, нежели позволяли ему хоть что-то понять о предстоящем продолжении. Более того, показанные в предварительных роликах сцены и вовсе не вошли в сюжет: создатели картины рассчитывали как можно дольше сохранять интригу. Исполнители главных ролей в сериале Брайан Крэнстон и Аарон Пол старательно водили публику за нос в социальных сетях, развлекаясь на полную катушку и при этом умудряясь зарабатывать на фанатских ожиданиях. Режиссёр подливал масла в огонь, обещая зрителям вернуть на экран не меньше десяти старых знакомцев — и сделал это, хотя за прошедшие шесть лет некоторые актёры основательно изменились и во флэшбеках смотрятся, как говорится, не аутентично. Но поклонника ведёт за руку совсем другая сила, и основательно растолстевший Тодд в исполнении Джесси Племонса, не очень-то мозолит ему глаза. Тут речь о благодарности за продолжение, и некоторые плохо вписывающиеся детали вполне простительны. В конце концов, мы все здесь собрались, чтобы поставить долгожданную точку — которая, впрочем, с некоторых ракурсов смотрится запятой.

Фильм начинается с того самого момента, на котором закончился финальный сезон сериала: измученный рабским пребыванием в плену нацистов и спасённый своим наставником, партёром и смертным врагом Джесси Пинкман на раритетном Chevrolet El Camino едет в никуда. Тут мы и узнаём, что очень даже куда: отчаявшийся персонаж, переживший серию ужасных трагедий, всё-таки испытывает жажду жизни. На бэкграунде зрителю дают понять, что все обстоятельства наркобизнеса, в котором был все эти годы замешан Пинкман, стали известны не только правоохранительным органам, но и широкой общественности: Джесси находится в розыске, и чтобы начать новую жизнь, ему нужны деньги и возможности. Где взять и то, и другое, молодой человек знает — но жизнь в Альбукерке по-прежнему не сахар, и даже простые работяги оказываются вооружёнными и готовыми на всё. Лавируя между воспоминаниями и опасными ситуациями, Пинкман спасает себя — просто потому, что больше ему спасать некого. Два друга-наркомана прекрасно обходятся и без него: более того, в экстремальный момент демонстрируют поистине дьявольскую смекалку, благодаря которой у Джесси появляется запас времени. А оно необходимо: в одном из флешбэков мы видим разговор, в котором герой недвусмысленно планирует уехать на Аляску и там начать всё заново.

Примечательно, что огромные деньги, заработанные Уолтером Уайтом на производстве метамфетамина, так и остаются в забвении: никаких лазеек для их обнаружения жестокий Гиллиган не оставляет. Зато постоянно поддаётся очевидному соблазну разбрасывать по сюжету пасхальные яйца: и зритель, который ждёт, что из-за угла вот-вот вырулит знаменитый адвокат Сол Гудман, вместо него получает совсем другие поводы погрузиться в ностальгию. Что ж, у криминального правозащитника есть собственный сериал, где тоже достаточно отсылок к первоисточнику. Но появятся другие — и для публики возникновение в кадре как минимум одного персонажа станет настоящим выбросом эндорфинов, потому что мы вроде как распрощались несколько лет назад, а тут такие дела. Режиссёр не отказывает себе и в затянутых сценах, и в кажущихся лишними встречах и диалогах — на самом деле всё это часть одного большого прощания на перроне, ведь и шоураннер, и актёры, заслужили право двигаться дальше — и мы тоже, хотя и отдали проекту частицу себя. И это не тот случай, когда могли бы появиться основания для чудесных воскрешений и прочих проявлений deus ex machina: в запущенной двумя главными героями сериала мясорубке выжили далеко не все, и вернуться на экран тоже далеко не всем позволено.

Да, Гиллиган пытается продемонстрировать, что Пинкман способен приковывать к себе внимание и без своего старшего соратника: но это уже было в сериале, и не раз. Обретая полную и безоговорочную самостоятельность, персонаж тем не менее постоянно оглядывается — хотя бы для того, чтобы убедиться, что в недавнем прошлом в его жизни были не только ужасы и страдания. А тех, кто эти ужасы и страдания принёс, Джесси вспоминает с некоторой долей благодарности, и даже странно, что Густаво Фринга мы так и не увидим. Совсем уж вмешательством судьбы представляется тот факт, что актёр Роберт Форстер, сыгравший специалиста по стиранию личностей и в сериале, и в «Пути», скончался в день премьеры фильма. Как будто последняя ниточка, ведущая к Пинкману, порвалась — и ни реальные люди, ни вымышленные полицейские никогда его уже не найдут. Из-за этого чувство благодарности становится только сильнее: раз уж больше нам ничего узнать не дано, спасибо за тех, про кого рассказали — и простите, миссис Уайт. Маленькая победоносная война, которую на грани нервного срыва проводит главный герой, нужна и зрителю — просто потому, что он долго ждал и искренне верил.       

«Во все тяжкие», как сериал-рекордсмен, попавший в том числе и в Книгу рекордов Гиннесса, вряд ли сдаст позиции в ближайшее время: его смотрят, пересматривают и цитируют где только можно. «Путь» становится достойным завершением, которое устраивает всех — ну разве что кроме тех, кто слишком придирчив к физическим подробностям. Справедливости ради скажем, что здесь есть на чём сосредоточиться и без этого: когда в кадре появляется жук-скарабей, сразу хочется вернуть Гиллигану статус безумного гения, который всё предусмотрел ещё в самом начале пути. Ещё тогда, когда Уолтер и Джесси договаривались о том, что деньги должны достаться семье, а за окном придорожной забегаловки виднелся знаменитый дом на колёсах, он же первая нарколаборатория всемирно известной парочки. Сказать, что после «Пути» хочется пересмотреть сериал с самого начала — ничего не сказать. А ещё больше хочется завидовать тем, кто только собирается пройти по этому el camino.