Кадровый голод даже в министерстве 

«В какие бы удаленные населенные пункты не приехал, везде возникает комплекс вопросов: не хватает специалистов, нет условий для их проживания», — разговор о проблематике в здравоохранении глава региона начал с кадровой проблемы. Причем не хватает специалистов не только на уровне первичного звена, но и среди управленцев. Даже в самом региональном минздраве из 40 штатных должностей 13 вакантны. А ведь это «головной мозг» отрасли, которая отвечает за спасение человеческой жизни.    

Василий Орлов вспомнил, с какими трудностями шло назначение нового министра здравоохранения, после того, как Андрей Субботин неожиданно ушел с поста.

— Я поехал в Москву, лично разговаривал с главой Минздрава России Вероникой Скворцовой и пятью заместителями на тему, чтобы они нам предложили кандидатуру. Хотелось, чтобы приехал человек со стороны и свежим взглядом на все посмотрел, правильно ли мы развиваемся и в правильную ли сторону идем, — пояснил Василий Александрович. — Из десяти человек, рекомендованных Москвой, трое приезжали в Благовещенск.  И двое, на мой взгляд, могли возглавить министерство, но по семейным обстоятельствам не решились сюда переехать. Мы потеряли два месяца в ожидании пришлого министра, и  объявили конкурс. Спасибо общественной медицинской палате, что помогли. Из нескольких десятков человек 8 вышли в финал, но Хасаншин Эдуар Минорович не приехал. Я лично за всем наблюдал, но вопросов никому никаких не задавал. Хотелось лично посмотреть на тех, кто готов взвались на себя такую непростую работу.  

Врачи получают больше министра

Василий Орлов не скрывает, что считает должность министра здравоохранения мужской — в Приамурье с его огромной территорией, где много северных районов, куда нужно постоянно лично выезжать, чтобы держать все медицинские учреждения под контролем. Для женщины нагрузка непростая. Евгения Жарновникова изначально была на голову выше других претендентов по объективным причинам: уже год в теме, владела ситуацией. Предсказуемый лидер. Еще одному из финалистов предложили должность заместителя министра — отказался.

— Почему такое происходит? — рассуждал Василий Александрович. — Да потому что по майским указам президента, а мы их выполняем четко, заработная плата врача должна быть в два раза выше средней по экономике. У нас на сегодняшний день 43 тысячи рублей средняя зарплата врачей и до конца года она еще значительно вырастет.  При этом зарплату чиновников мы не можем индексировать так же, как по майским указам повышаем зарплату педагогов и медиков.  Нас общество не поймет.

В итоге у нас министр здравоохранения получает 120 тысяч рублей и зарплата у некоторых врачей в Благовещенске доходит до 120 тысяч и даже выше. Конечно, речь о высококлассных специалистах. И редко какой профессионал рискнет оставить хорошо знакомое врачебное дело, которому его учили в академии, интернатуре  и так далее, чтобы вступить на абсолютно новую стезю. Ведь даже между простым и главным врачом — целая  пропасть. Потому что руководитель медучреждения, в первую очередь, это менеджер, экономист и только потом врач.

— А министр — это еще и чиновник, и политик, и еще надо уметь в эфире общаться, на неудобные вопросы отвечать, на которые, в принципе ответить нельзя. Еще надо ездить в Москву и там умудряться договариваться с министерством. Всему этому, к сожалению, у нас в стране не учат. Поэтому любое назначение министра здравоохранения  — это, как ткнуть пальцем в небо: взлетит или не взлетит? Нравится кому-то или не нравится, Евгения Сергеевна — это тот человек, который будет управлять системой здравоохранения ближайший год. И прошу вас оказать ей соответствующую поддержку, — обратился  глава Приамурья к профессионалам и управленцам от медицины, которые приехали на коллегию со всех концов области.

«Без экспериментов и публичной порки!»

В свою очередь нового министра Евгению Жарновникову губернатор попросил работать «без экспериментов», не устраивая публичную порку. Хотя и поставил задачу: в ближайшее время лично объехать все лечебные учреждения области, дать собственную оценку тому, как там налажен лечебный процесс и насколько эффективно работают руководители  больниц и поликлиник.  

— Вспомните, что у нас было в конце августа с детской спортивной диспансеризацией, какая была негативная реакция населения. Элементарно не смогли внутри поликлиник развести потоки пациентов. Можно было заранее все спрогнозировать, сделать выездные бригады. Ресурсы были, и специалисты были, а «завалили» все. Это проблема качественного управления поликлиник. Надеюсь, что в следующем году такого не будет, — обратился Орлов к главе минздрава.    

Разговор перешел в сугубо медицинскую плоскость — о высокой смертности среди амурчан, где на первом месте — сердечно-сосудистые патологии, о том, что не хватает кардиологов и оборудования. С чем проблем нет сегодня, так это с деньгами. По нацпроекту до 2024 года Амурская область получит 7 миллиардов 300 миллионов только на переоснащение оборудования. И в этом году — 1 миллиард 100 миллионов.

«Надо идти в народ!»   

— С деньгами в здравоохранении сегодня проблем нет. Есть проблемы с организацией и специалистами, — акцентировал губернатор и предложил усилить систему первичных медицинских осмотров. — Сегодня она у нас не работает! Люди ментально не приучены проходить медицинский осмотр. Что надо сделать? Во-первых, организовать логистику внутри лечебных учреждений. Чтобы человек, приходящий на медосмотр, мог пройти его за один — два часа.  И это вопрос именно организации работы лечебного учреждения. Второе: надо идти в народ! Скажите, сколько еще денег нужно на новые мобильные комплексы, мы профинансируем.  Важно организовать профилактические осмотры на местах. И главы муниципальных образований,  их заместители должны быть вовлечены в эту тему по полной. А пока у нас система здравоохранения и власть муниципальная «в разрыве».  Так не пойдет!

Не только с медиков будут спрашивать за организацию диспансеризации, но и главы будут нести персональную ответственность за количество людей, прошедших профилактические осмотры. Вот еще бы и самих людей не плохо каким-то образом «простимулировать». В некоторых регионах России уже поднимают вопрос о том, чтобы каждый гражданин нес юридическую ответственность за то, что игнорировал профосмотр.

А то, что получается? По области курирует «Онкопатруль», оснащенный современным маммографом. В одном селе, куда приезжает специализированная машина, очереди  выстраиваются к специалистам, а в другом, таком же по численности населенном пункте, почти никого. Раковые опухоли — на втором месте по причинам смертности амурчан. Охват населения осмотрами для выявления онкологии на ранней стадии должен быть максимально широкий. При необходимости регион готов закупить  еще диагностическое  оборудование и запустить еще один «Онкопатруль».

— Вопрос только в логистике и  эффективности работы этого оборудования.  А оно даже сегодня используется не эффективно, — вынужден констатировать губернатор. — И многое в этом вопросе зависит от глав поселений. Там, где местные власти провели работу с населением, процесс организован, а где нет,  люди на обследование не приходят.  И пока мы не переломим ситуацию с профилактическими осмотрами, можно сколько угодно денег направлять в медицину, никакого эффекта не будет. Эта сегодня тема номер один. 

 «Мы наведем в сфере закупок порядок» 

За последние несколько лет в Амурской области приобретено большое количество дорогостоящего медицинского оборудования. В 2019-м на эти цели регион направил 1 миллиард 100 миллионов рублей.  И если по другим Национальным проектам, например, в сфере сельского хозяйства, строительства дорог,  малого бизнеса, бюджетные деньги уже освоены  почти на сто процентов, то вопрос с закупкой медицинского оборудования у нас подвисает.

— Нам пришлось в течение лета поменять практически все технические задания на закупку медоборудования,  потому что эти техзадания были заточены под одного производителя, — пояснил Василий Орлов.

В итоге получалось, что только один региональный дистрибьютор может продать это оборудование на Дальнем Востоке.  Отсутствие конкуренции, естественно, не могло не сказаться на цене оборудования. По факту оборудование закупалось на 30 процентов дороже, а это десятки и сотни миллионов, потерянных для нашего региона.  

— Правительство сегодня не жалеет денег на медицину, но использовать их нужно рационально, — еще раз подчеркнул Василий Орлов, обращаясь к врачебному сообществу.  —  Мы наведем в сфере закупок порядок, к сожалению, быстро сделать это не получается. И это не шутки.

Василий Орлов призвал всех главных врачей и ведущих специалистов, кто связан с закупом медицинского оборудования,  быть максимально внимательными и аккуратными к этой теме.