Региональная общественно-политическая газета
Свежий выпуск: №7 (28897) от 20 февраля 2020 года
Издается с 24 февраля 1918 года
21 февраля 2020,
пятница

Площадь треугольника: рецензия на новый фильм Юрия Быкова «Сторож»

Кино

Юрий Быков своим «Сторожем» во многих отношениях выходит на новый уровень. Во-первых, успевает презентовать вторую картину в течение года, во-вторых, дебютирует в главной роли в собственном фильме. В то же время это, безусловно, самый грустный и наивный его проект: в угол тут не самые плохие вроде бы люди загоняют себя самостоятельно, тогда как «обычные подозреваемые» лишь изредка наносят краткосрочные и сумбурные визиты. Троица героев на территории огромного и всеми брошенного санатория — словно дети, которых забыли забрать из дошкольного учреждения вовремя. Деньги, бандиты, стрельба и неуверенное управление автомобилями — все это в новом фильме Быкова есть, но сложно избавиться от ощущения, что лишь как результат инерции.

  • Фото: kinopoisk.ru
  • Фото: kinopoisk.ru

Итак, одинокий и безымянный Сторож, которого в самом начале безжалостный режиссер лишает и единственного четвероногого друга, и остатков желания жить, проживает один за другим идентичные дни на вверенной территории. Вокруг холодно, серо, неуютно и страшно. Снег лежит, и ветер воет. Наверное, поэтому семейную пару, которую случайно принесло к воротам санатория, главный герой охотно пускает пожить. Нет, не прыгает от радости, не надейтесь! Персонаж Быкова здесь вообще ни разу ничему не обрадуется и даже на деле подтвердит крылатое латинское выражение post coitum omne animal. Но пустит с готовностью. Похоже, звуки семейных раздоров для его слуха все же приятней мертвой тишины гигантского символа 90-х. А эти самые 90-е тут и в поведении людей, и в их лексиконе, только телефоны, тачки и пальто стали современнее. Супруги тем временем явно чем-то сильно озабочены и вообще ошиваются за городом не просто так. Но у Сторожа, как выясняется, и своих проблем хватает: призраки прошлого то и дело материализуются из тьмы и устраивают бесчинства, да и по морде получить можно запросто. Отягощенный происходящим герой пытается абстрагироваться хотя бы от проблем своих новых знакомых. Но вскоре треугольник сформируется окончательно, и тогда уж точно придется выбирать. Выбирать будет угрюмый хранитель никому не нужного здания, в котором никто уже никогда не поправит здоровье, а вот насчёт вред ему нанести — это пожалуйста.

Главный герой с самого начала понимает, что впутался в нехорошую историю, от которых граждане обычно стараются держаться подальше <...>.  Но цепляться не за что. 

Быков рассказывают свою новую историю без задора «Завода» и «Дурака» и без растянутой во времени безысходности «Майора» и «Жить». Чтобы ни у кого не возникло иллюзий, его персонаж на первых же кадрах фильма пытается закрепить на ветке дерева веревку, словно знаменитый пес из мультфильма «Жил-был пес». Хотя больше он напоминает Джека Торранса из «Сияния». Только это такое постсоветское «Сияние», в котором у сторожа нет ни жены, ни ребенка, а главная опасность исходит, конечно же, от людей. А раз так, то и сходить с ума причин нет, употреблять алкоголь — тоже нет. Можно, конечно, попробовать кого-нибудь спасти, если не по призванию, то хотя бы просто по наитию. Главный герой с самого начала понимает, что впутался в нехорошую историю, от которых граждане обычно стараются держаться подальше: у нас же как — начнут палить, так разбираться не станут. Но цепляться не за что. И даже полумифическое начальство, которое Сторож не видел полгода, является среди ночи пьяное, с проститутками и с внешностью главного плохиша из фильма «Брат» — чтобы как лихорадочная галлюцинация навсегда раствориться в ночи. «Вокруг дерьмо, люди — дерьмо, и сам я — дерьмо», — подводит итог под своей жизнью персонаж. Его постояльцы вряд ли могут с этим не согласиться.

И сражаться за женщину бывшему хирургу, а ныне Сторожу не хочется, и отправляться на поиски новой жизни — тоже. И в этой тоскливой оде безволию подозрительно слышен голос самого режиссёра. То ли он себе до сих пор не может простить «Спящих», то ли публике — прием, оказанный «Заводу», но в новом фильме хорошо просматривается очередной «уход из кино», только на этот раз хотя бы слегка завуалированный. Но умному зрителю совсем не хочется на это отвлекаться, ему интересно совсем другое: и актерские работы самого Быкова, Аллы Югановой и Владислава Абашина; и место действия, которое жутким памятником высится в неведомой глуши — и все же является своего рода островком безопасности в мире, окончательно свихнувшемся на деньгах и подозрительности. И даже «фирменное», а поэтому не всегда адекватное развитие отношений между героями в «Стороже» способно захватить полностью. Быков скупо делится деталями, а затем вдруг выводит кого-то из героев на трибуну и заставляет дрожащим голосом исповедоваться. С другой стороны, кто не сделает этого — тот очень рискует, ведь даже в слогане фильма сказано, что, мол, ложь — это смерть, а вот любовь, наоборот, жизнь. Режиссер, конечно, лукавит. С любовью в его истории серьезная напряженка.

При всем этом авторском почерке и всех этих чеховско-быковских ружьях режиссер продолжает пробовать себя на разные голоса. Это совсем необычно для постановщика (особенно российского), за плечами которого уже десяток проектов.

А потому мы просто блуждаем вслед за героями по пустым помещениям, помогаем, как в школе, ставить стулья на столы и ждем, чего принесет им новый день. Да, это далеко не самые симпатичные люди, склонные к предательствам и прятанию головы в песок, но такое уж перед нами кино. В нем плохих и хороших нет, зато есть очень плохие, но и их можно при желании понять. Они даже об этом иногда просят. В чем Быков себе изменяет — так это в подходе к диалогам, которые именно в «Стороже» звучат совсем уж неправдоподобно: и в плачущего актера Месхи, наверное, проще поверить, чем в накал страстей между уставшими друг от друга мужем и женой. Приезжие то ли бандиты, то ли бизнесмены и вовсе ведут себя как зомби. Верить же в то, что говорят зомби, зритель не умеет. А ведь фильму, бюджет которого не дотягивает даже до миллиона долларов, вряд ли стоит манкировать этой своей стороной — слишком уж велик у нее шанс стать главной. Что ж, можно считать, что на бескрайних просторах бывшего здравоохранения героев просто плохо слышно. Чтобы усугубить это, универсальный кинематографист Быков написал саундтрек — такой, от которого тоже в какой-то момент хочется поискать подходящую веревку и подходящую ветку. Надо ли говорить, что солнечные деньки в сценарий не попали, отчего порой кажется, что в мире «Сторожа» случился апокалипсис, которого никто не заметил.

Но нельзя оставить без внимания и еще один момент. При всем этом авторском почерке и всех этих чеховско-быковских ружьях режиссер продолжает пробовать себя на разные голоса. Это совсем необычно для постановщика (особенно российского), за плечами которого уже десяток проектов, если брать в расчет короткометражки и телесериалы. Другой бы давно комфортно расположился в кресле, на котором написана его фамилия, штамповал сериалы про ментов, изредка позволяя себе сделать полнометражку — без особого, впрочем, желания достучаться ею до людей. Быков же упорно пытается снимать кино, и если ему, нам или кому-то еще иногда это занятие кажется примерно таким же перспективным, как охрана заброшенных санаториев — то давайте будем креститься, что ли. Не совсем по своей вине застрявший где-то между коллегами, обласканными в Европе, и коллегами, с надеждой взирающими в сторону Фонда кино, режиссер продолжает поиски — и «Сторож» это очень убедительно доказывает. Так ведь и между зрителем и автором не может быть никаких треугольников. Только прямые — вот в чем все дело.

Возрастная категория материалов: 18+

Добавить комментарий

Забыли?
(Ctrl + Enter)
Регистрация на сайте «Амурской правды» не является обязательной.

Она позволяет зарезервировать имя и сэкономить время на его ввод при последующем комментировании материалов сайта.
Для восстановления пароля введите имя или адрес электронной почты.
Закрыть
Добавить комментарий

Комментарии

Комментариев пока не было, оставите первый?
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было

Материалы по теме

Дорогая передача: рецензия на новый фильм «Скандал» с Шарлиз Терон и Николь КидманДорогая передача: рецензия на новый фильм «Скандал» с Шарлиз Терон и Николь Кидман
Порядочные люди: рецензия на фильм Гая Ричи «Джентльмены» с Мэттью МакКонахи и Колином ФаррелломПорядочные люди: рецензия на фильм Гая Ричи «Джентльмены» с Мэттью МакКонахи и Колином Фарреллом
Химия и жизнь: рецензия на новый фильм «Тёмные воды» с Марком Руффало и Энн Хэтэуэй
Вместо девичника: рецензия на новый кинокомикс «Хищные птицы: Потрясающая история Харли Квинн»
Боги, девочка и волк: рецензия на новый скандинавский кинокомикс «Вальгалла: Рагнарёк»
Очень личная мировая: рецензия на новую военную драму Сэма Мендеса «1917»
Отцы и деды: рецензия на новый боевик «Плохие парни навсегда» с Уиллом Смитом и Мартином Лоуренсом
Монстр не в себе: на экраны вышел новый сериал «Чужак» по роману Стивена Кинга
Не останьтесь без билетов: главные кинопремьеры 2020-го
Место в жизни: рецензия на новый фильм «Особенные» с Венсаном Касселем
Привиделось и забылось: рецензия на новый фильм ужасов «Проклятие» с Лин Шэй

Фото: kinopoisk.ruФото: kinopoisk.ruФото: kinopoisk.ruФото: kinopoisk.ru
Три с половиной тысячи амурчан будут патрулировать лесаОбщество
С 22 февраля пункт пропуска Поярково — Сюнькэ будет работать 6 дней в неделюКоронавирус
В Ромненском районе лиса укусила мужчину за лицоЖивотные
За полтора месяца в многоэтажках Приамурья отремонтировали 13 крыш и 7 лифтовОбщество
Благовещенцев перед пожароопасным сезоном начали штрафовать за мусор во двореОбщество
Студентку АмГУ наградили медалью МЧС за спасение утопающего в БлаговещенскеОбщество3

Читать все новости

Кино

Дорогая передача: рецензия на новый фильм «Скандал» с Шарлиз Терон и Николь Кидман Дорогая передача: рецензия на новый фильм «Скандал» с Шарлиз Терон и Николь Кидман
Порядочные люди: рецензия на фильм Гая Ричи «Джентльмены» с Мэттью МакКонахи и Колином Фарреллом
Химия и жизнь: рецензия на новый фильм «Тёмные воды» с Марком Руффало и Энн Хэтэуэй
Сборная Кореи: американские киноакадемики в 92-й раз раздали «Оскары»
Вместо девичника: рецензия на новый кинокомикс «Хищные птицы: Потрясающая история Харли Квинн»
Система Orphus