Региональная общественно-политическая газета
Свежий выпуск: №115 (28884) от 5 декабря 2019 года
Издается с 24 февраля 1918 года
8 декабря 2019,
воскресенье

Площадь треугольника: рецензия на новый фильм Юрия Быкова «Сторож»

Кино

Юрий Быков своим «Сторожем» во многих отношениях выходит на новый уровень. Во-первых, успевает презентовать вторую картину в течение года, во-вторых, дебютирует в главной роли в собственном фильме. В то же время это, безусловно, самый грустный и наивный его проект: в угол тут не самые плохие вроде бы люди загоняют себя самостоятельно, тогда как «обычные подозреваемые» лишь изредка наносят краткосрочные и сумбурные визиты. Троица героев на территории огромного и всеми брошенного санатория — словно дети, которых забыли забрать из дошкольного учреждения вовремя. Деньги, бандиты, стрельба и неуверенное управление автомобилями — все это в новом фильме Быкова есть, но сложно избавиться от ощущения, что лишь как результат инерции.

  • Фото: kinopoisk.ru
  • Фото: kinopoisk.ru

Итак, одинокий и безымянный Сторож, которого в самом начале безжалостный режиссер лишает и единственного четвероногого друга, и остатков желания жить, проживает один за другим идентичные дни на вверенной территории. Вокруг холодно, серо, неуютно и страшно. Снег лежит, и ветер воет. Наверное, поэтому семейную пару, которую случайно принесло к воротам санатория, главный герой охотно пускает пожить. Нет, не прыгает от радости, не надейтесь! Персонаж Быкова здесь вообще ни разу ничему не обрадуется и даже на деле подтвердит крылатое латинское выражение post coitum omne animal. Но пустит с готовностью. Похоже, звуки семейных раздоров для его слуха все же приятней мертвой тишины гигантского символа 90-х. А эти самые 90-е тут и в поведении людей, и в их лексиконе, только телефоны, тачки и пальто стали современнее. Супруги тем временем явно чем-то сильно озабочены и вообще ошиваются за городом не просто так. Но у Сторожа, как выясняется, и своих проблем хватает: призраки прошлого то и дело материализуются из тьмы и устраивают бесчинства, да и по морде получить можно запросто. Отягощенный происходящим герой пытается абстрагироваться хотя бы от проблем своих новых знакомых. Но вскоре треугольник сформируется окончательно, и тогда уж точно придется выбирать. Выбирать будет угрюмый хранитель никому не нужного здания, в котором никто уже никогда не поправит здоровье, а вот насчёт вред ему нанести — это пожалуйста.

Главный герой с самого начала понимает, что впутался в нехорошую историю, от которых граждане обычно стараются держаться подальше <...>.  Но цепляться не за что. 

Быков рассказывают свою новую историю без задора «Завода» и «Дурака» и без растянутой во времени безысходности «Майора» и «Жить». Чтобы ни у кого не возникло иллюзий, его персонаж на первых же кадрах фильма пытается закрепить на ветке дерева веревку, словно знаменитый пес из мультфильма «Жил-был пес». Хотя больше он напоминает Джека Торранса из «Сияния». Только это такое постсоветское «Сияние», в котором у сторожа нет ни жены, ни ребенка, а главная опасность исходит, конечно же, от людей. А раз так, то и сходить с ума причин нет, употреблять алкоголь — тоже нет. Можно, конечно, попробовать кого-нибудь спасти, если не по призванию, то хотя бы просто по наитию. Главный герой с самого начала понимает, что впутался в нехорошую историю, от которых граждане обычно стараются держаться подальше: у нас же как — начнут палить, так разбираться не станут. Но цепляться не за что. И даже полумифическое начальство, которое Сторож не видел полгода, является среди ночи пьяное, с проститутками и с внешностью главного плохиша из фильма «Брат» — чтобы как лихорадочная галлюцинация навсегда раствориться в ночи. «Вокруг дерьмо, люди — дерьмо, и сам я — дерьмо», — подводит итог под своей жизнью персонаж. Его постояльцы вряд ли могут с этим не согласиться.

И сражаться за женщину бывшему хирургу, а ныне Сторожу не хочется, и отправляться на поиски новой жизни — тоже. И в этой тоскливой оде безволию подозрительно слышен голос самого режиссёра. То ли он себе до сих пор не может простить «Спящих», то ли публике — прием, оказанный «Заводу», но в новом фильме хорошо просматривается очередной «уход из кино», только на этот раз хотя бы слегка завуалированный. Но умному зрителю совсем не хочется на это отвлекаться, ему интересно совсем другое: и актерские работы самого Быкова, Аллы Югановой и Владислава Абашина; и место действия, которое жутким памятником высится в неведомой глуши — и все же является своего рода островком безопасности в мире, окончательно свихнувшемся на деньгах и подозрительности. И даже «фирменное», а поэтому не всегда адекватное развитие отношений между героями в «Стороже» способно захватить полностью. Быков скупо делится деталями, а затем вдруг выводит кого-то из героев на трибуну и заставляет дрожащим голосом исповедоваться. С другой стороны, кто не сделает этого — тот очень рискует, ведь даже в слогане фильма сказано, что, мол, ложь — это смерть, а вот любовь, наоборот, жизнь. Режиссер, конечно, лукавит. С любовью в его истории серьезная напряженка.

При всем этом авторском почерке и всех этих чеховско-быковских ружьях режиссер продолжает пробовать себя на разные голоса. Это совсем необычно для постановщика (особенно российского), за плечами которого уже десяток проектов.

А потому мы просто блуждаем вслед за героями по пустым помещениям, помогаем, как в школе, ставить стулья на столы и ждем, чего принесет им новый день. Да, это далеко не самые симпатичные люди, склонные к предательствам и прятанию головы в песок, но такое уж перед нами кино. В нем плохих и хороших нет, зато есть очень плохие, но и их можно при желании понять. Они даже об этом иногда просят. В чем Быков себе изменяет — так это в подходе к диалогам, которые именно в «Стороже» звучат совсем уж неправдоподобно: и в плачущего актера Месхи, наверное, проще поверить, чем в накал страстей между уставшими друг от друга мужем и женой. Приезжие то ли бандиты, то ли бизнесмены и вовсе ведут себя как зомби. Верить же в то, что говорят зомби, зритель не умеет. А ведь фильму, бюджет которого не дотягивает даже до миллиона долларов, вряд ли стоит манкировать этой своей стороной — слишком уж велик у нее шанс стать главной. Что ж, можно считать, что на бескрайних просторах бывшего здравоохранения героев просто плохо слышно. Чтобы усугубить это, универсальный кинематографист Быков написал саундтрек — такой, от которого тоже в какой-то момент хочется поискать подходящую веревку и подходящую ветку. Надо ли говорить, что солнечные деньки в сценарий не попали, отчего порой кажется, что в мире «Сторожа» случился апокалипсис, которого никто не заметил.

Но нельзя оставить без внимания и еще один момент. При всем этом авторском почерке и всех этих чеховско-быковских ружьях режиссер продолжает пробовать себя на разные голоса. Это совсем необычно для постановщика (особенно российского), за плечами которого уже десяток проектов, если брать в расчет короткометражки и телесериалы. Другой бы давно комфортно расположился в кресле, на котором написана его фамилия, штамповал сериалы про ментов, изредка позволяя себе сделать полнометражку — без особого, впрочем, желания достучаться ею до людей. Быков же упорно пытается снимать кино, и если ему, нам или кому-то еще иногда это занятие кажется примерно таким же перспективным, как охрана заброшенных санаториев — то давайте будем креститься, что ли. Не совсем по своей вине застрявший где-то между коллегами, обласканными в Европе, и коллегами, с надеждой взирающими в сторону Фонда кино, режиссер продолжает поиски — и «Сторож» это очень убедительно доказывает. Так ведь и между зрителем и автором не может быть никаких треугольников. Только прямые — вот в чем все дело.

Добавить комментарий

Забыли?
(Ctrl + Enter)
Регистрация на сайте «Амурской правды» не является обязательной.

Она позволяет зарезервировать имя и сэкономить время на его ввод при последующем комментировании материалов сайта.
Для восстановления пароля введите имя или адрес электронной почты.
Закрыть
Добавить комментарий

Комментарии

Комментариев пока не было, оставите первый?
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было

Материалы по теме

Всё до лампочки: рецензия на новый фильм «Война токов» с Бенедиктом КамбербэтчемВсё до лампочки: рецензия на новый фильм «Война токов» с Бенедиктом Камбербэтчем
Старики-разбойники: рецензия на фильм Мартина Скорсезе «Ирландец» с Робертом де Ниро и Алем ПачиноСтарики-разбойники: рецензия на фильм Мартина Скорсезе «Ирландец» с Робертом де Ниро и Алем Пачино
Что и требовалось доказать: рецензия на новый фильм «Достать ножи» с Дэниелом Крейгом
Изо всех лошадиных сил:рецензия на фильм «Ford против Ferrari» с Кристианом Бейлом и Мэттом Деймоном
Мы все тяжело больны: сериал «Эпидемия» презентовали зрителям
Реальность страшнее: рецензия на новый шведский триллер «Идеальный пациент»
Агрегатные состояния: рецензия на новый фильм ужасов «Доктор Сон» по роману Стивена Кинга
Падают листья: рецензия на криминальную драму «Кокаиновый барон» с Николасом Кейджем
Любите, девушки: рецензия на новый боевик «Терминатор. Темные судьбы» с Арнольдом Шварценеггером
Модель для сборки: рецензия на новый триллер «Три секунды» с Розамунд Пайк и Клайвом Оуэном
Площадь треугольника: рецензия на новый фильм Юрия Быкова «Сторож»

Фото: kinopoisk.ruФото: kinopoisk.ruФото: kinopoisk.ruФото: kinopoisk.ru
Гороскоп на 8 декабря: Рыбы узнают тайны чужих любовных отношений, а Близнецы – рецепт счастьяСоветы
Болеем за амурчан: 14-летний Артем Желудков сегодня выступит в шоу «Танцы»Общество
Поддельную пятитысячную купюру обнаружили в одном из банков БлаговещенскаПроисшествия
В Приамурье пройдет первый конкурс среди юных фигуристокОбщество
В Благовещенске открыты 13 катковОбщество
Новогодний городок Благовещенска украсят 44 фигуры и семь горокОбщество

Читать все новости

Кино

Всё до лампочки: рецензия на новый фильм «Война токов» с Бенедиктом Камбербэтчем Всё до лампочки: рецензия на новый фильм «Война токов» с Бенедиктом Камбербэтчем
Старики-разбойники: рецензия на фильм Мартина Скорсезе «Ирландец» с Робертом де Ниро и Алем Пачино
Что и требовалось доказать: рецензия на новый фильм «Достать ножи» с Дэниелом Крейгом
Продолжению российского сериала «Бывшие» пророчат успех: проект получился более правдивым
Изо всех лошадиных сил:рецензия на фильм «Ford против Ferrari» с Кристианом Бейлом и Мэттом Деймоном
Система Orphus