Фото: slovo-kiev.com.uaФото: slovo-kiev.com.ua

«Это век информационных технологий»

«Авангард» прекратил работу 25 октября. Одна из причин закрытия — экономическая нецелесообразность. Так говорится в постановлении мэра. К слову, в нулевые годы Марина Михайлова сама руководила этим изданием и была директором типографии. Так что о том, что такое рынок СМИ и типографское дело, знает не понаслышке.

— В век информационных технологий даже востребованные печатные издания уходят на просторы интернета. Еще лет шесть назад популярная газета «Авангард» превратилась в муниципальный вестник — 24 подписчика и 15 обязательных экземпляров. У нас в школьных газетах сегодня тираж в разы больше, и они интереснее. Кроме информации пресс-службы и нормативно-правовых актов администрации и думы там ничего нет. «Авангард» — не юрлицо, а структурное подразделение типографии, состоящее из одной ставки главного редактора. В газете нет ни одной статьи, ни одной новости и, соответственно, нет журналистов. Мертвая газета, на которую из бюджета Тынды за последние пять лет потрачено более 30 миллионов рублей, — сказала «Амурской правде» мэр Тынды Марина Михайлова.

Главный редактор, он же директор МУП «Тындинская типография» Илья Игнатов, не считает свое бывшее издание мертвым. По подтвержденным бухгалтерским данным, в 2016 году предприятие заработало чистой прибылью более 1,6 миллиона рублей, в 2017-м — почти 500 тысяч рублей. Два года назад типография вложилась в покупку новой техники для себя и газеты, а также в индексацию зарплат сотрудников. По итогу коллектив стал получать больше в полтора раза. В 2018-м руководство рассчитывало выйти в плюс минимум на 200 тысяч. Планы не сбылись из-за внезапного увольнения Ильи Игнатова в конце года.

— Предприятию пришлось выплатить мне около 250 тысяч рублей компенсации за неиспользованный отпуск, провести с этой суммы налоговые отчисления, выплаты в ФСС и другие структуры. На это все ушло более 300 тысяч. Из-за этого доход предприятия за год ушел в минус на 50 тысяч рублей, — пояснил Илья Игнатов.

Игнатова восстанавливали в должности три раза, последний в июле 2019-го. Полгода газетой и типографией управляли другие люди. За это время произошли большие изменения: цена печати одного квадратного сантиметра в издании упала на два рубля — с 6,24 до 4,43 рубля. Старый тариф не менялся с 2013 года. Расценки оставались прежними и в сложные 2015—2016 годы, когда бумага подорожала почти вдвое. По словам Ильи Игнатова, нынешний тариф ниже себестоимости.

— Администрация города заявляет, что расчет стоимости печатной площади предоставила сама типография во время моего незаконного увольнения в начале года, поэтому, мол, все правильно. Однако из-за такого понижения в цене предприятие уже понесло убытки почти в 1,5 миллиона рублей. И это притом что последние 5 лет предприятие всегда было прибыльным, — сказал Игнатов.

Газета стала другой

Изменилось и наполнение «Авангарда». По словам Марины Михайловой, в газете не было журналистских текстов, которые так любят читатели, только «нормативка». Не радовал и тираж — всего лишь около 50 экземпляров. Главный редактор бывшего «Авангарда» утверждает: из живой интересной газеты она во время его увольнения превратилась в вестник документов.

— На протяжении последних лет у нас публиковались внештатные авторы, газета выдавала резонансные эксклюзивные материалы, мы печатали официальные сводки государственных структур и так далее. Однако, начиная с осени прошлого года, поступила команда печатать только материалы администрации, без вольностей. А с начала этого года и вовсе прекратили сотрудничество со всеми внештатниками. По тиражу все еще более печально: в 2018 году газета выходила тиражом в 4 000, а иногда и 7 000 экземпляров, при этом распространялась бесплатно. Затраты на печать отбивались рекламодателями, которые в бесплатную газету шли более охотно. К тому же, была выработана позиция максимальной доступности местных новостей: именно для того, чтобы читать о жизни города могли все слои населения, и было принято решение о бесплатном распространении газеты. При этом у нас почти никогда не было возврата газет — разбирали практически все экземпляры. Но в 2019 году, во время моих незаконных увольнений, когда предприятием и газетой руководили ставленники Михайловой, тираж искусственно опустили до 50 экземпляров. То же самое можно сказать и об авторских материалах в газете, — утверждает Илья Игнатов.

С позицией Игнатова в корне не согласна Елена Гамбург. С апреля по июль Елена исполняла обязанности директора типографии. У Гамбург есть профильное образование: она — инженер-технолог полиграфического производства. Работала в газете «Красная Пресня» и в самом «Авангарде», только с 2004-го по 2005 год. Данные по тиражу, озвученные Игнатовым, Елена считает недостоверными. Максимальным тиражом, по ее словам, «Авангард» расходился именно в ее годы. Это были 4 750 экземпляров.

— Больше такого тиража не было, — утверждает Елена Гамбург. — В начале года в «Авангард» меня пригласила администрация города. Когда я пришла, тираж газеты составлял 100 экземпляров, из них 24 подписчика. Газета распространялась по библиотекам, в мэрию, думу и по подписчикам, конечно же. В штате не было ни одного журналиста, печатались только документы. Газета никакая. Я полностью контролировала весь процесс печати газеты. Планировала заняться продвижением газеты, увеличить тираж, добавить подписчиков и рекламодателей. Но ничего этого не успела сделать. 9 июля, после восстановления прежнего руководителя, меня уволили,— пояснила АП Елена Гамбург.

Типография может обанкротиться

С закрытием «Авангарда» работу, кроме главного редактора Ильи Игнатова, теряют четыре человека: корректор, монтажист-копировщик, печатник газеты и оператор набора и верстки. И это только начало, считает Игнатов. «Авангард» — часть типографии и главный источник ее доходов. По мнению директора, с ликвидацией издания упадет зарплата типографских работников.

— В некоторых случаях в два раза, так как снизится объем работ. О беременных женщинах — а их у нас на предприятии трое, которым фактически некуда будет возвращаться после декрета, — даже говорить больно. У нас с мэрией была договоренность о том, что каждый год доходная часть типографии от нормативно-правовых актов будет постоянно снижаться и начнут расти другие показатели. Из года в год росли доходы от печати бланочно-журнальной продукции. Мы печатали инструктажи и журналы для золотарей и РЖД. Если типография закроется, предприятиям придется заказывать продукцию в Свободном, Нерюнгри или Благовещенске. То есть деньги будут уходить в другие города. Только подоходного налога за год предприятие выплачивает более миллиона рублей. А от итогового дохода отчисляет в бюджет Тынды по 25 процентов: в 2016 году мы выплатили более 400 тысяч рублей, — сказал руководитель.

После закрытия «Авангарда» единственным источником дохода типографии станет печать бланков и журналов для предприятий Тынды и района. Это сотни заказчиков — индивидуальные предприниматели, бюджетные организации и крупные госструктуры, говорит Илья Игнатов. В среднем в год типография зарабатывает на этом более 3 миллионов рублей. За последние два года прибыль предприятия превысила более 2 миллионов рублей при общей выручке в 20 миллионов. Стоимость типографии со всем оборудованием, согласно открытым данным, за пять лет выросла с 2,9 до 5 миллионов рублей.

— Однако с закрытием газеты предприятие неминуемо обанкротится уже в ближайшие месяцы, — считает Илья Игнатов. — Все наше производство и вся наша работа были ориентированы в первую очередь на издание этой газеты. К тому же, администрация города нарушила требования законов о том, что в случае сокращения ставок или их ликвидации уведомления об этом работникам направляются не менее чем за два рабочих месяца. Поэтому ситуация парадоксальная — выпускать газету мы не будем, однако платить за нее нам придется практически до конца этого года, — сказал руководитель типографии.

Долг за печать

Газеты — нет, а долги — есть, утверждает Илья Игнатов. С его слов, мэрия должна «Авангарду» более миллиона рублей за печать документов с июня по сентябрь. Экс-редактор газеты предоставил АП сводные реестры с номерами опубликованных постановлений и их стоимостью за все три месяца. Мэр Марина Михайлова крупный долг отрицает. По ее словам, на администрации «висит» лишь один долг в 400 тысяч рублей.

— Мы выделяли деньги за публикацию в газете решения гордумы об уточнениях бюджета. По закону это решение вступает в силу после опубликования. Месяц «Авангард» не печатал документ. Тогда мы сделали это в новом «Авангарде», который печатается на нашем оборудовании. То есть решение опубликовано, вступило в силу, а значит, и долг мы погасим. Документы, которые вы мне переслали — это не документ. Должен быть акт сверки. А чтобы он появился, чтобы мы перепроверили их объемы, редактор должен был написать нам обращение о том, что выполнил работу, и мы сделали бы акт сверки. Но мы ничего не получили, — заверила Марина Михайлова.

Реакция Союза журналистов

За издание с 82-летней историей вступился амурский филиал Союза журналистов России (СЖР). Организация написала открытое письмо, в котором призвала мэрию отменить распоряжение о прекращении деятельности «Авангарда» и отозвать документы о ликвидации СМИ из Роскомнадзора. Председатель амурского отделения СЖР Евгений Дуюнов попросил администрацию вспомнить, что «городские СМИ — это не только финансово-экономические отношения между учредителем и изданием, но и способ наладить связь между населением и муниципалитетом». О том, что произошло с тындинским «Авангардом», знает руководство Союза журналистов России. Законность закрытия газеты проверит прокуратура Амурской области.

«Газету убили непрофессиональные редакторы»

— Я проработала в «Авангарде» с 1987-го по 1997 год журналистом, с 2000-го по 2004-й главным редактором и с 2006-го по 2008-й выпускала ее в качестве директора типографии. Мне страшно жалко газету, но я хочу сказать, что к веяниям времени добавилось безобразное отношение к газете последних редакторов, — поделилась с АП своим мнением главный редактор издания «Газета БАМ» Надежда Требушевская. — Меня никто не убедит в том, что одна мэр виновата. Илья Игнатов своим непрофессионализмом по сути убил газету. Я ее читала до самого последнего времени. Когда уходила, было две газеты: «Авангард» как достаточно строгое, официальное издание и газета КВИН («Круг ваших интересов». — Прим. АП) с телепрограммой — как развлекательное приложение. Два раза в неделю выходил «Авангард», в третий раз — КВИН. В конце концов КВИН закрылся. Официально прозвучало, что для экономии денег.

Сам «Авангард» для меня превратился в газету 50—60 годов прошлого века. Стала ужасной верстка. Верстальщики беспрерывно менялись. Сама газета выходила не в цвете, печаталась на старой машинке. Ужасно непрофессиональные заголовки. Газета выходила форматом А3, а заголовок — на всю ширину полосы. В номерах преобладали в основном материалы пресс-службы, никаких аналитических текстов и репортажей, ничего интересного для читателя. Детские сады, школы и концерты — это весь «Авангард». При прежнем мэре города Евгении Черенкове пытались выпустить большой тираж. Тот самый, о котором говорил Илья Игнатов. Мэр сказал: «Мне надо, чтобы "Авангард" по всему городу расходился». Владельцев магазинов заставляли брать газету на бесплатное распространение. Не помогло, читатели ее не брали. Она была не нужна, и в конце концов перестали выпускать дутые тиражи.

Возрастная категория материалов: 18+