Любите, девушки: рецензия на новый боевик «Терминатор. Темные судьбы» с Арнольдом Шварценеггером

Навстречу славному юбилею — а франшизе «Терминатор» в октябре исполнилось целых 35 лет — выдвинулись очень и очень серьезные силы. Во-первых, продюсеры решили магическим ластиком стереть из памяти целых три фильма о киборге-убийце. То есть все, что появилось после «Судного дня», вышедшего в свет в 1991 году. Во-вторых, к проекту вернулся сам Джеймс Кэмерон, а в режиссерское кресло сел постановщик «Дэдпула» Тим Миллер. Наконец, к бессменному Арнольду Шварценеггеру присоединилась звезда первых двух частей саги Линда Хэмилтон — ностальгировать так ностальгировать. Фанаты привычно затаили дыхание, дождались премьеры и столь же привычно получили красочную и динамичную порцию малопонятного бреда, щедро сдобренного юмором, отсылками к прошлому и ценностями феминизма. Девчонки, вперед.

Кэмерон, который и так давно всех бесит постоянным откладыванием сиквела «Аватара», за эти «Темные судьбы» получит дополнительную порцию свиста. Пафосные речи о возвращении главного идеолога «тех самых двух "Терминаторов"» в итоге свелись к тому, что Джеймс отстегнул денег, разрешил внести свое имя в продолжительный список сценаристов, а на съемочную площадку даже не заглядывал. Наверное, чтобы не встречаться с бывшей женой. Создателям картины ничего не оставалось, кроме как пересказывать первую часть на новый, раскрашенный суперсовременной графикой лад, одновременно направляя корабль куда-нибудь подальше от свойственной «Терминатору» маскулинности. Тогда, 35 лет назад, дева была в беде, а за мордобой, как полагалось, отвечали мужики: Саре Коннор оставалось только нажать в финале на кнопку пресса и пронзительно посмотреть в камеру. В «Судном дне» Кэмерону показалось интересным перевернуть все с ног на голову: злой робот стал добрым, а беззащитная девушка превратилась в боевую единицу с весьма неуравновешенной психикой. В 2019 году таких единиц стало целых три: две воительницы спасают третью воительницу, а старый добрый Т-800 оброс жирком, остепенился и воевать предпочитает при помощи старомодных SMS. Главный враг же, хоть и вынужден для экономии производственного бюджета выглядеть как суровый мексиканец, на самом деле вообще далек от всего человеческого. В общем, альфа-самцам здесь не место.

Всю дорогу зрителя не покидает ощущение, что сценарий писали по тому же принципу, по которому дядя Федор и его четвероногие друзья писали письмо маме с папой из Простоквашина. 

Миллер начинает рассказывать свою историю с довольно неловкого, но трогательного мостика в 1991 год: современные визуальные технологии позволяют путешествовать во времени не хуже уэллсовской машины. И пока зритель пытается справиться с учащенным сердцебиением, начинает выкладывать козыри. Тут вам и классические прибытия из завтрашнего дня, и «мне нужна твоя одежда», и умилительное утро простой мексиканской семьи, которое просто обязан омрачить робот-убийца. Его играет Гэбриел Луна — и это, скажем прямо, очень странный выбор. Спасать от безжалостной машины нужно будущую надежду человечества — ни о чем не подозревающую Дани (Наталия Рейес), размеренная жизнь которой рушится за несколько часов. На защиту из будущего присылают модифицированного бойца по имени Грейс: и хотя Маккензи Дэвис постоянно напоминает об Эмили Блант в «Грани будущего» (оттуда даже целую сцену скопировали), все равно эта роль — лучшее, что есть в «Темных судьбах». Старички подтянутся попозже, когда станет понятно, что две девицы с важной миссией справляются посредственно. Собственно, это все исходные данные. Остальное представляет собой два часа традиционной терминаторской догонялки с эпическим сражением в финале. Ничего лучше придумать все равно нельзя.

Новый «Терминатор» старается играть на чувствах тех, кто все эти годы пересматривал первые две части и плевался в сторону остальных трех. Но делает это так, что лучше бы не делал. Всю дорогу зрителя не покидает ощущение, что сценарий писали по тому же принципу, по которому дядя Федор и его четвероногие друзья писали письмо маме с папой из Простоквашина. Сюжетные линии постоянно заходят в тупик; Миллер забывает рассказать о важном, но при этом зачем-то сосредотачивается на совершенно неважных вещах; конфликтология остается на уровне «Генезиса». В некоторых моментах трудно поверить, что перед нами дело рук постановщика, не упустившего в «Дэдпуле» ни одной важной детали. Его герои то едут на крыше поезда в окружении сотен мексиканцев, и при этом в полной тишине и не ощущая ни ветерочка, то преспокойно разгуливают по откинутой крышке люка набирающего высоту военного самолета. Режиссеру быстро становится лень объяснять, как злой терминатор постоянно находит беглецов — в конце концов все сводится к фразе «это он!» и действующие лица охотно переходят к драке. Сюжет подкидывает детали, смысл которых совершенно неясен: восставшая из небытия Сара Коннор увлеченно рассказывает, как все эти годы выезжала на отстрел прибывающих киборгов, но даже не задумывается о том, за каким чертом они, собственно, прибывали. Наверное, цель поездки в прошлое — туризм.

 «Темные судьбы» — это достойное уважения зрелище, но визуальное остается визуальным, а сама история превращает фильм в проходной боевик, который уж точно не способен ни пустить франшизу по новому пути, ни хотя бы должным образом отдать ей дань уважения.

Сценаристов кидает из крайности в крайность. Сара Коннор то параноидальным образом соблюдает конспирацию (ее, видите ли, разыскивают в 50 штатах, ха-ха), то спокойно разгуливает вместе с объектом охраны под камерами; Грейс то прыгает до потолка, то падает без чувств — хороша защитница. К середине фильма вести подсчет логических нестыковок становится сложно: из них по большей части состоит весь сюжет. Несомненно, «Темные судьбы» — это достойное уважения зрелище, но визуальное остается визуальным, а сама история превращает фильм в проходной боевик, который уж точно не способен ни пустить франшизу по новому пути, ни хотя бы должным образом отдать ей дань уважения. Превратив в посмешище главного персонажа (этим, собственно, занимались и создатели предыдущих трех частей, выброшенных из канона), Миллер судорожно пытается снова его героизировать — но поздно. И даже возвратившейся Саре не удается поднять упавший флаг. Слишком уж часто она выходит из образа сильной женщины куда-то поближе к образу сварливой старухи, постоянно грозящей кому-то кулаком, чтобы не выполнить потом ни одной угрозы. Новые персонажи пытаются внести свою лепту, но Грейс тут явно из другого кино, а поверить в превращение Дени из заботливой девушки с цветочками в главную надежду человечества — ну совсем не получается.

Нет никаких сомнений, что это не конец: «Терминатор» переживет Железного Арни и продолжит терзать зрителей своими неотъемлемыми временными парадоксами и столкновением беззаботного настоящего с постапокалиптическим будущим. В «Темных судьбах» это самое будущее — лишь штрих, потому как сценаристы изменили классическую историю об уничтожившей большую часть населения планеты системы «Скайнет» на какую-то невнятную свою, но больше ничего выдающегося придумать не смогли. Известно только, что там, в разрушенном ядерными ударами мире, сохранятся медицинские бахилы и шапочки. Очевидно одно: каждый раз зрителю обещают триумфальное возвращение, а в итоге просто паразитируют на кэмероновском наследии, устраивая собственный аттракцион на знакомых руинах. Сложно избавиться от ощущения, что, для того чтобы вдохнуть в «Терминатора» настоящую жизнь, нужно окончательно покончить с прошлым. Но на это вряд ли кто-то пойдет. Считается, что наличие на постерах «тех самых» имен — это главный и единственный залог коммерческого успеха. Что ж, остается довольствоваться стрельбой, взрывами и сомнительными шутками и смотреть в будущее, не рассчитывая его изменить.

 

Афишу благовещенских кинотеатров смотрите  ЗДЕСЬ.

Возрастная категория материалов: 18+