Закупить в амурские города и районы 127 автобусов и 193 коммунальные машины — такая задача стоит перед Приамурьем. Область всерьез взялась за решение проблемы износа и нехватки пассажирского транспорта и дорожной техники. Ситуацию обсудили накануне на заседании правительства Амурской области. «Мы, конечно, не сможем за один год решить эти проблемы, накапливавшиеся десятилетиями, но давайте спланируем на три года вперед — что в первую очередь надо купить, что дальше. Предлагаю сосредоточиться на пассажирских автобусах и дорожной технике — там, где у нас горит ситуация», — высказался губернатор Василий Орлов. В первую очередь, сейчас необходимо выяснить: в каком объеме деньги на поддержку предстоящих закупок заложить в бюджет региона на следующий год.
Глава области попросил минтранс и минЖКХ подготовить подробные доклады с детализацией — сколько транспорта и коммунальной техники требуется каждому муниципалитету. И в какую сумму это обойдется. Предварительную потребность населенных пунктов ведомства по поручению губернатора уже выяснили.
— Проработан вопрос закупки автобусов на условиях лизинга при поддержке из областного бюджета. По данным муниципалитетов, есть потребность в приобретении 127 пассажирских автобусов для обслуживания регулярных муниципальных маршрутов, — рассказал амурский министр транспорта и дорожного хозяйства Александр Зеленин. — Письма о сотрудничестве направлены в лизинговые компании. Для корректировки госпрограммы развития транспортной системы Амурской области подготовлена методика расчета субсидий и проект их распределения бюджетам муниципалитетов на организацию транспортного обслуживания. В проект включены 19 муниципальных образований, которые готовы заключить контракт на приобретение в лизинг 53 автобусов ПАЗ-32053 и ГАЗель NEXT. Это частично удовлетворит потребность в новой пассажирской технике, что приведет к повышению эффективности качества транспортного обслуживания, а также уровня безопасности пассажирских перевозок.
Область готова обеспечить муниципалитетам поддержку — возмещение лизинговых платежей. Компенсация, по словам министра, полагается муниципальным образованиям, которые успеют все сделать до 1 мая 2020 года. «Проведут аукционы и заключат контракты на приобретение автобусов в лизинг с оплатой первоначальных взносов до 15 % сроком до 3 лет», — уточнил Александр Зеленин.
Министр ЖКХ Приамурья Сергей Гордеев рассказал, что разные виды дорожной техники требуются всем 29 муниципальных образованиям области. В том числе, это грейдеры, комбинированные дорожные машины, подметально-уборочная техника, вакуумные подметальное уборочные машины и пескоразбрасыватели. Общая потребность региона — 193 машины.
— Планируем, что получателями субсидий будут юридические лица с участием муниципальных образований. Приблизительно 50 процентов средств будет вкладывать областной бюджет, 30 — местный, и 20 — юридические лица. Финансовую модель распределения субсидий разработаем в ближайшее время, — рассказал Сергей Гордеев.
Мэр Белогорска Станислав Мелюков, как и другие главы участвовавший в заседании в режиме видеоконференцсвязи, поинтересовался: можно ли немного поменять перечень уже заявленной техники. Глава города объяснил, что свои коррективы внесла ситуация с гололедом, возникшим после прошедшего в разгар зимы на юге Приамурья ноябрьского дождя.
— Конечно, можно и нужно, мы ведь для этого в дискуссии с вами находимся, — ответил Василий Орлов. — Но есть определенные условия — техника должна быть российского производства. Чем она удобнее для вас, тем лучше. Мы готовы направить вам в муниципалитеты средства на приобретение этой техники. Давайте определим форму и объем финансовой помощи.
Но губернатор попросил глав обойтись без излишних запросов, чтобы не оказалось, что купленная техника на самом деле не нужна.
— Мы с вами живем в условиях квази-статистики. Впервые за всю историю метеонаблюдений произошла ситуация с дождем в конце ноября. Очень сложно прогнозировать, что будет дальше, некого статистического набора данных по этому поводу нет. И приобрести технику на следующий год в ожидании того, что такая ситуация повторится — не очень правильно, согласитесь. Закупать избыточную технику, которая будет стоять на складах, на стоянках где-то и ржаветь — тоже особого смысла нет, — призвал к разумности при определении потребностей руководитель региона.
«Финансовую модель надо проработать более детально. Наша задача технику поменять».
При этом Василий Орлов попросил мэров трех крупнейших амурских городов продумать сотрудничество на случай капризов погоды.
— Благовещенск, Свободный и Белогорск, на мой взгляд, должны проработать модель, по которой смогут организовывать взаимопомощь техникой в условиях вот таких погодных ЧС. И своевременно проводить релокацию этой техники. Потому что наибольшее количество людей проживает у нас в области именно в этом треугольнике Благовещенск — Свободный — Белогорск. И как технику ратировать, в случае, если такие чрезвычайные ситуации происходят – вот это надо продумать, — считает губернатор.
Василий Орлов поручил мэру Благовещенска Валентине Калите, главе Белогорска Станиславу Мелюкову и мэру Свободного Владимиру Константинову встретиться и обсудить детали будущего взаимодействия.
У главы Сковородинского района Алексея Прохорова во время заседания возник другой вопрос — как муниципалитету защититься от недобросовестных посредников при взятии машин в лизинг. «У нас был печальный опыт при приобретении техники в лизинг с первоначальным платежом в размере 30 процентов. Было возбуждено уголовное дело», — поделился Алексей Прохоров. Компания не смогла выполнить свои обязательства, поэтому теперь глава района беспокоится — как подстраховаться от таких ситуаций.
127 пассажирских автобусов и 193 дорожных машины предстоит закупить Амурской области.
— Когда мы соберем от муниципальных образований общую потребность, мы можем выбрать одного крупного оператора, у которого вот таких форс-мажорных обстоятельств не будет, — предложил губернатор.
По его мнению, закупать ту же спецтехнику, например, на базе КАМАЗа, нужно у официальных представителей завода. «Допустим, необходимы микроавтобус «Газель» или пазики, мы же понимаем, кто этот транспорт производит, и можем заключать соглашения с официальными дистрибьюторами, дилерами этих заводов. Таким образом мы уходим от рисков, про которые говорим», — считает Василий Орлов.
Схема, по которой в муниципалитетах будут приобретать машины, может быть разной. Возможны лизинг, кредит, субсидирование со стороны области. Пойти по пути субсидирования части стоимости транспорта и техники — хороший вариант, считает глава региона, но все зависит от того, кто является получателем средств.
— Если это муниципальное предприятие — мы готовы направлять средства поддержки из областного бюджета. Если частный бизнес — тогда, скорее, должна быть мера поддержки в виде компенсации процентов (будь то лизинг либо кредит), — пояснил Василий Орлов. — Но я понимаю, что не все предприятия могут быть получателями такой поддержки, по разным обстоятельствам, финансовым в первую очередь. Значит, давайте для таких предприятий продумаем другие формы поддержки.
Как вариант — в качестве компенсации затрат возможна разовая выплата предприятию — допустим, трети от стоимости автобуса или коммунальной машины. Все это предстоит обсудить.
Василий Орлов призвал руководителей амурских городов и районов максимально поучаствовать в выработке подходящего решения.
— Финансовую модель надо проработать более детально. Наша задача технику поменять. И здесь очень важно ваше мнение, что для вас больше приемлемо – лизинги, субсидирование лизинговых платежей, кредитов или частичное субсидирование стоимости этой техники. Поэтому предлагайте варианты. Мы хотим, чтобы меры поддержки были эффективны и не было такого — мы что-то придумали здесь, в Благовещенске, не зная местных реалий, и навязали вам неэффективное решение, — объяснил задачу Василий Орлов.
Губернатор акцентировал внимание и на том, что купить сразу, без лизинга, свыше трех сотен требующихся машин (пассажирских автобусов и дорожной техники) не получится.
— Мы понимаем, что одновременно взять и приобрести 127 автобусов и 193 единицы спецтехники — это будет очень дорого и выделить эти средства нет возможности, — констатировал глава региона. — Поэтому и рассматриваем варианты с рассрочкой. За счет лизинга можно за те же деньги при фактическом использовании получить гораздо большее количество автомобилей или техники. Но если вы считаете, что такая форма приобретения машин неприемлема по каким-то причинам, сообщите об этом, — попросил глав губернатор.