ВСТО запустили на полную: в Амурской области ввели в работу две новые нефтеперекачивающие станции

«Транснефть» завершила масштабный проект по расширению пропускной способности магистрального нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан». На второй очереди магистрали (ВСТО-2) заработали три дополнительные производственные площадки: одна — в Смидовичском районе Еврейской автономии, две — в Амурской области. «Амурская правда» побывала на одной из новых нефтеперекачивающих станций (НПС).

Нефтепровод достроен

Торжественная церемония вывода магистрали на проектную мощность состоялась 27 ноября в режиме телемоста Москва — Братск — Хабаровск — порт Козьмино (Приморский край). По команде министра энергетики РФ Александра Новака и президента «Транснефти» Николая Токарева были введены в работу три нефтеперекачивающие станции на ВСТО-1 (участок от Тайшета до Сковородина) и такое же количество на ВСТО-2 ( между Сковородино и конечной точкой нефтепровода — нефтепортом Козьмино). Пропускная способность первой очереди достигла максимального значения — 80 миллионов тонн нефти в год, второй — 50 миллионов тонн. Строительство нефтепровода закончилось на десять лет раньше срока. Изначально планировалось, что на максимальную мощность ВСТО выйдет к 2030 году. 

Как рассказал гендиректор «Транснефти — Дальний Восток» Виталий Степанов, пока дальнейшее расширение трубопровода провода не предполагается. По его словам, сейчас главная задача предприятия — обеспечивать безаварийную перекачку нужных объемов нефти.

— Глобального строительства в ближайшее время не планируется. Но мы будем развивать нашу инфраструктуру. Будем строить вдольтрассовые проезды у магистрали, чтобы иметь возможность оперативно проезжать к необходимым местам. И будем прокладывать резервные нитки переходов ВСТО-2 через водные преграды. В ближайшее время по плану построим порядка шести резервных ниток подводных переходов, — сообщил Виталий Валерьевич.

Четыре сердца станции

В Амурской области для увеличения мощности нефтепровода возвели две новые нефтеперекачивающие станции — в районе Тыгды и Серышева. Журналисты АП побывали на серышевской НПС № 26 сразу после ее запуска. Стройка началась в ноябре 2017 года и заняла около двух лет.

— Площадь нашей станции составляет 9,2 гектара. Это по сравнению с остальными НПС магистрали небольшая территория. Проект этой нефтеперекачивающей станции выполняли с помощью 3D-моделирования, поэтому она получилась очень компактной. Это ее преимущество, — рассказал начальник НПС № 26 Руслан Вагин. — Объект возвели в максимально сжатые сроки. Сложности, конечно, были при строительстве, но мы справились. НПС запущена, параметры перекачки в норме.

О том, что станция уже работает, можно понять только по ровному гулу в магистральной насосной. Это сердце НПС, которое, собственно, и движет нефть по трубе. Точнее — четыре сердца, именно столько гигантских агрегатов установлены в насосной.

— В данный момент в работе находятся два магистральных агрегата производительностью станции 7 300 кубических метров в час, они осуществляют перекачку нефти в соответствии с режимом, — отметил Руслан Вагин. — Наша 26‑я станция — промежуточная, здесь нет нефтяных резервуаров. К нам нефть поступает от НПС № 24 в Шимановском районе, и мы ее перекачиваем на восток, в сторону НПС № 27 в Екатеринославке.

Одновременно НПС может задействовать максимум три агрегата, один всегда остается на скамейке запасных. В случае нештатной ситуации автоматика подключит резервный насос, и НПС продолжит работу без остановок. 

В руках специалистов

Главная особенность нефтеперекачивающей станции в ее полной автоматизации. Практически управлять НПС может один специалист. Состояние всего оборудования отражается на мониторах в операторной. «Мозгом» станции заведует оператор, смена которого продолжается 12 часов.

— На мониторах мы видим магистральную насосную, видим, какие агрегаты у нас в работе, какие в резерве. Контролируем вибрацию,  температуру, давление и производительность магистральных насосов. Наблюдаем вспомогательное оборудование. Например, вот здесь видно, что вспомогательная система пожаротушения находится в дежурном режиме, — комментирует изображения старший оператор НПС № 26 Евгений Мигаль.

НПС № 26 — станция вахтовая, здесь трудится около 130 человек, по 63 специалиста в каждую смену (большинство из них — жители Серышевского района и Белогорска).

Защитит себя сама

Противопожарная система на станции также полностью автоматизирована. Одно из основных зданий НПС — станция пожаротушения, которая защищает все объекты производственной площадки.  К примеру, в магистральной насосной установлены датчики противопожарной системы. Они среагируют на любую вспышку или задымление, и в считаные минуты насосную зальет пена, которая поступит сюда по внутренним трубопроводам. Причем пена заполнит все помещение до уровня, который будет на метр выше самого высокого оборудования.

За безопасность станции отвечает и добровольная пожарная дружина из 12 сотрудников НПС. В случае возникновения нештатной ситуации они должны будут локализовать возгорание до приезда подразделений пожарной охраны из Серышева или Белогорска.

Справка АП:

Нефтепровод ВСТО соединил месторождения Сибири с азиатскими рынками. Первую очередь сдали в декабре 2009 года — труба длиной в 2 694 километра соединила Тайшет Иркутской области с амурским Сковородино. Там нефть перегружалась в цистерны и железной дорогой отправлялась в приморский Козьмино, где находится нефтеналивной терминал. С января 2010-го началось строительство второй очереди нефтепровода протяженностью 2 047 километров. И уже 25 декабря 2012-го в Хабаровске состоялась торжественная церемония ее запуска.

Возрастная категория материалов: 18+