Всё до лампочки: рецензия на новый фильм «Война токов» с Бенедиктом Камбербэтчем

На самом деле фильм, который снял Альфонсо Гомес-Рехорн, не такой уж и новый: «Война токов» была готова к широкому прокату еще в 2017 году, когда состоялась ее официальная премьера на кинофестивале в Торонто. Но незадолго до выхода на экраны случился небезызвестный скандал, связанный с продюсером Харви Вайнштейном, компания которого и занималась производством биографической ленты. Не повезло: фильм пришлось положить на полку, а доведением его до ума занимался лично Мартин Скорсезе. Историю величайшего противостояния нестандартных умов — Томаса Эдисона, Джорджа Вестингауза и Николы Теслы — разыграли Бенедикт Камбербэтч, Майкл Шеннон и Николас Холт. Получилась не столько глубокая драма, сколько познавательное кино, подталкивающее зрителя к поиску дополнительной информации.

Примечательно, что в числе продюсеров «Войны токов» числится и Тимур Бекмамбетов. Он даже намеревался занять режиссерское кресло, но в итоге уступил его коллеге. Гомес-Рехорн не может похвастаться большим и успешным опытом работы в полном метре, но зато неплохо набил руку на телевизионных проектов. Впрочем, ярко выраженного авторского почерка именно в этом фильме не прослеживается: это традиционный байопик, снятый по надежным и не раз проверенным лекалам. И даже оператор «Олдбоя» и «Сочувствия госпоже Месть» Чон Джон-хун не особенно стремился поразить зрителя, предпочитая вполне классический подход. Ровно то же можно сказать и об актерах. Камбербэтч в который уже раз играет гения со странностями, который во второй половине картины становится совсем уж неприятным человеком. Шеннон с почти комическими усами отвечает за благоразумие и упрямство. Холту же достался и вовсе противоречивый персонаж, который на пути к успеху в основном не делает шаги, а спотыкается. Чтобы сбалансировать эту хитроумную конструкцию, в фильме есть герой «Человека-паука» Тома Холланда. Верный помощник Эдисона по имени Сэмюель Инсулл, пожалуй, единственный абсолютно здравомыслящий участник описываемых в фильме событий.

С учетом того, что Гомес-Рехорн должен был умудриться показать и личные трудности героев, получилось еще более сумбурно: трагедия Эдисона, сомнения Вестингауза и отчаяние Теслы смешались в один проносящийся по фильму вихрь.

А речь идет о последних десятилетиях XVIII века, когда США, сами того не зная, готовились совершить революционный переход к масштабному применению электричества. Именно тогда талантливый изобретатель и неважный бизнесмен Томас Эдисон амбициозно заявил, что свечи станут уделом богачей, никого, впрочем, поначалу этой фразой не убедив. В арсенале инженера — лампочка (жизненного запаса которой поначалу хватало менее чем на сутки) и постоянный ток, с помощью которого он намеревается один за другим превращать мрачные американские города в сверкающие мегаполисы. И как следует заработать на контрактах с властями, разумеется. Все бы хорошо, но имеется конкурент. Создатель воздушного железнодорожного тормоза Джордж Вестингауз, уже сделавший себе состояние на изобретениях, но не готовый останавливаться на достигнутом. Взяв на вооружение эдисоновскую лампочку, он продвигает переменный ток — как более дешевый в применении. Между двумя инженерами, имена которых навеки войдут в историю, начинается настоящая война: с использованием нечестных приемов, бесконечных судебных исков и обвинений. В ход идет абсолютно все, включая неприкаянного Теслу.

Первую версию «Войны токов» критики восприняли довольно холодно. Они не очень смешно шутили про «низкое напряжение» между персонажами и находили сценарий совершенно лишённым индивидуальности. Усилия Скорсезе не прошли даром, но все же сильно повлиять на отснятый материал не смог и он: противостояние гениев получилось несколько поверхностным, чему поспособствовал и не дотягивающий даже до двух часов хронометраж. Многолетнюю борьбу, завершившуюся слиянием двух компаний и довольно сдержанным примирением, пришлось нещадно кромсать монтажными ножницами, заставляя действие совершать гигантские скачки. С учетом того, что Гомес-Рехорн должен был умудриться показать еще и личные трудности героев, получилось еще более сумбурно: трагедия Эдисона, сомнения Вестингауза и отчаяние Теслы смешались в один проносящийся по фильму вихрь, причем наделенный очень скромной внутренней мощью. Сосредотачиваться зрителю в любом случае приходится на главных героев: тем и легендарна «война токов», что ее главные полководцы не позволяли себе размениваться на то, что отвлекает.

В картине предостаточно гениев и практически нет злодеев, даже тех, кто вышвыривает на улицу очередного изобретателя – люди бизнес делают, а потому далеко не всегда могут позволить себе оплачивать чужое витание в облаках.

Вне всякого сомнения, фокус в фильме постоянно (и порой почти неуловимо) смещается в пользу Эдисона: Камбербэтчу предстояло слегка исказить своё привычное амплуа. Его герой — не совсем тот прямолинейный и неуживчивый гений, которого актёр уже столько раз воплотил в разных проектах. Эдисон пытается совместить научные изыскания с коммерцией, постоянно совершая ошибки: кстати, в реальности работавший с ним Тесла рассказывал, что подход знаменитого инженера к работе был не очень-то похож на череду великих озарений. Да и сам изобретатель оставил потомкам крылатую фразу: «Гений — это один процент вдохновения и девяносто девять процентов пота». В «Войне токов» усидчивость и трудолюбие Эдисона перемежаются с приступами апатии и ничегонеделания, а все остальные тем временем стараются как можно доходчиво разжевать для публики, насколько эта историческая личность была невыносима в социальном контексте. В конце концов режиссер достает из рукава главный козырь, который, что особенно прискорбно, соответствует действительности. Чтобы доказать, что переменный ток, продвигаемый конкурентами, опасен, инженер принимается публично убивать с его помощью животных. А ближе к титрам заявляет, что он вообще не человек.

Отметим, что создатели фильма не забывают — Эдисон воевал не только по поводу токов, но и сражался за патенты в области того, что впоследствии стало кинематографом. Более того, само появление Голливуда в современном понимании на карте США не обошлось без его участия. Поэтому Гомес-Рехорн иногда позволяет себе позабавиться с оформлением кадра, как бы с удивлением вспоминая, какими странными и забавными были истоки «главнейшего из искусств». Благодаря подобным режиссерским виньеткам, великолепным актерским работам и, безусловно, подаренному жизнью сюжету, «Война токов» в итоге удерживается на плаву. В конце концов, сегодня нам совсем нетрудно узнать в подробностях все то, что не договаривает фильм. В картине предостаточно гениев и практически нет злодеев, даже тех, кто вышвыривает на улицу очередного изобретателя. Предлагается понять — мол, люди бизнес делают, а потому далеко не всегда могут позволить себе оплачивать чужое витание в облаках. Но именно на мечтах и идеях движется к финалу «Война токов». Точно так же, как когда-то благодаря этому «топливу» нескольким отдельным людям удалось сдвинуть с места целую планету.

Возрастная категория материалов: 18+