Фото: Надежда КожевниковаФото: Надежда Кожевникова

Красный бант и сувениры от Города вежливых людей

Программа-минимум, с которой я ехала на пресс-конференцию, — хотя бы попасть в зал, где она будет проходить. Предыдущие пару лет количество аккредитованных журналистов существенно превышало количество стульев. Всем, кто не нашел сидячего места в зале, приходилось следить за трансляцией в пресс-центре без единого шанса на успех задать вопрос. Чтобы избежать незавидной перспективы, многие журналисты решили приехать на Краснопресненскую набережную в Центр международной торговли намного заранее.

— Мы пришли в половине седьмого утра. На входе на территорию центра уже шла проверка. Мы были далеко не первыми, — рассказывает корреспондент газеты «Зейские огни» из Свободного Наталья Ерошевич.

После прохождения многоэтапного досмотра я наконец оказалась в холле центра. Здесь за четыре часа до начала мероприятия уже работали журналисты — брали друг у друга интервью.

«Я решила сделать яркий акцент, чтобы выделиться на фоне тысячи журналистов», — до меня донесся голос коллеги из Белогорска, корреспондента программы «Будни» телекомпании «Город-ТВ» Натальи Васильевой. Амурчанка повязала на голову ярко-красный бант, чем произвела настоящий фурор среди коллег. Казалось, что Наталья на этой пресс-конференции вторая по популярности персона после Владимира Владимировича. Это позже подтянулись наряженные в национальные костюмы «конкуренты» и объективы устремились на них.

— Я провела анализ предыдущих пресс-конференций: читала материалы, смотрела, сколько журналистов задавали вопрос и как они выглядели. И я заметила, что большинство из них были в красном, — поделилась тем, как пришла идея яркого банта, журналистка. — В инстаграм-аккаунте нашей новостной программы «Будни» я спросила у подписчиков, зрителей совета, как мне выделиться. Были предложения — распущенные волосы, яркий бант, яркая футболка. Я выбрала неяркую футболку, но яркий принт на ней. В магазине тканей купила 4 метра банта.

Каждому взявшему интервью Наталья дарила сувениры с символикой города. «Теперь вы точно будете знать, где находится Белогорск — город вежливых людей», — обещала коллегам из других регионов амурчанка.

— Я хочу спросить у президента о том, какие реальные меры помогут не только остановить отток населения с Дальнего Востока, но и привлечь сюда новых жителей, — рассказала о своем вопросе жительница Белогорска.

Городу президентского внимания — особое внимание охраны

Журналист из Свободного Наталья Ерошевич тоже приготовила президенту вопрос о поддержке жителей Дальнего Востока, а точнее — двухпроцентной ипотеке. «Когда подписали постановление о дальневосточный ипотеке, жители разделились: одни обрадовались, а другие, кто старше 35 —  возмутились. Мне больше 35 лет, но я  тоже хочу ипотеку под 2 %. Я готова ее выплатить за 10 лет, но я такой возможности не имею. И таких, как я, много», — объяснила свой вопрос корреспондент газеты «Зейские огни». 

Чтобы обратить на себя внимание Владимира Путина или его пресс-секретаря Дмитрия Пескова, Наталья приготовила два плаката на листах формата А4. По иронии город президентского внимания привлек к себе особое внимание президентской охраны.

 На досмотре у всех открывали сумки, проверяли содержимое. У всех плакаты лежали, видимо, в папках, а я рюкзак открыла — и вот два плаката торчат. На одном написано «Свободный. ДВ» (хотели написать «Свободный — город президентского внимания, но формат не позволил), на другом — «Ипотека 2 % — 45 лет». Оба были размером А4, как и было рекомендовано в письмах от департамента аккредитации. Сотрудники службы безопасности сразу по рации стали связываться со своими коллегами, на другом конце ответили: остановите ее, не пропускать, сейчас будем решать. В общем, они долго не знали, что со мной делать. Плакат «Свободный. ДВ» в итоге оставили, а про ипотеку забрали, — недоумевает журналист.

Валенки, мордовская «вувузела» и болгарская сурвачка

В холле, где собралось уже несколько сотен корреспондентов и операторов с камерами, внезапно раздались звуки, похожие на рев вувузелы —  музыкального инструмента, ставшего широко известным благодаря чемпионату мира по футболу 2010 года.

 —  Это эрзянско-мокшанский народный  инструмент, — объяснял журналист из Мордовии в вышитой рубахе с небольшим рожком в руках. — На эрзянском языке он называется «дорама», именно этим инструментом мы хотим привлечь внимание президента. Мы бы хотели, чтобы этот инструмент прозвучал на пресс-конференции, но есть определенные правила, поэтому просто надеемся, что нам предоставят слово. Если хотите, я вам с удовольствием продемонстрирую звучание этого народного инструмента…

И звуки мордовской «вувузелы» снова огласили два этажа Центра международной торговли. Задать вопрос президенту, а он касался предстоящей переписи населения России, демографической политики и развития этнического туризма, Александру Данильчеву из ГТРК «Мордовия» все же не удалось. Рядом с ним в холле только и успевала раздавать интервью другой журналист из Саранска — Татьяна Новикова. В руках она держала валенки с вышитым на них триколором.

 Мой вопрос о поддержке народных промыслов в Республике Мордовия, — рассказала Татьяна «Амурской правде». — А валенки —  это подарок президенту от мастеров села Урусово. В зал меня с ними не пропустят. Я попробую передать валенки президенту через сотрудников его пресс-службы.

Плотная стена журналистов обступила представителей прессы из Болгарии.

 Это сурвачка, — на хорошем русском, но с акцентом объяснял корреспондент информагентства «Медиа Мост» Борис Анзов. — В Болгарии есть такая традиция — дети ходят и стучат этой палочкой по спине людям для здоровья, счастья и благоденствия. Я последний раз это делал ребенком. И вот впервые за 20 лет надеюсь повторить. Мы просто хотели бы постучать по спине Владимиру Владимировичу. Обычно после того, как стучат по спинам, у нас принято давать деньги. Поэтому мы надеемся, что получим пару миллиардов на строительство газопровода.  А мой друг-коллега хотел бы подарить президенту икону святого Иоанна Рыльского — покровителя болгарского и российского народов.

Удалось ли Борису Анзову постучать сурвачкой по спине президента, не известно, а его коллега, не дожидаясь микрофона, сам обратился к Владимиру Путину во время пресс-конференции и рассказал о своем подарке.

Журналист из Екатеринбурга Екатерина Цыганкова привлекала к себе внимание прессы каской и жилетом сотрудника метрополитена. Девушка надеялась задать вопрос о строительстве в городе второй ветки метро. Этот вопрос в итоге президент услышал, но от другого журналиста.

В этом году гости пресс-конференции подошли к оформлению своих плакатов не только творчески, но и технически. Чтобы транспаранты стали заметными наверняка, их украсили подсветкой и гирляндами.

Амурская область семь лет без микрофона

Журналисты «Амурской правды» становятся участниками ежегодной пресс-конференции президента уже много лет подряд. Однако в последний раз АП (и в целом всем журналистам Приамурья) удалось задать вопрос Владимиру Путину 7 лет назад, в 2012 году. Тогда главный редактор газеты Елена Павлова привлекла внимание небольшой табличкой со сделанной от руки надписью «БАМ». Вопрос касался отмены поездов на севере региона. Благодаря ему были сохранены жизненно важные для северян поезда Тында – Нерюнгри и Тында – Комсомольск-на-Амуре.  

До этого в 2008 году вопрос от Приамурья удалось задать тогда главному редактору свободненских «Зейских огней» Елене Коротковой. Она озвучила сомнения амурчан по поводу реальности космических перспектив, которые многие считали уже просто фантастикой. Отвечая на вопрос, Владимир Владимирович назвал конкретные сроки возведения космодрома и обещал на него приехать.

В этом году «Амурская правда» планировала задать вопрос о возможности отмены возрастного ценза для участников программы дальневосточной ипотеки под 2 процента и других мерах, которые могли бы сдержать отток населения из региона.

Впрочем, вопрос о дальневосточной ипотеке на пресс-конференции президента прозвучал дважды. Но к плохо скрываемому разочарованию амурских журналистов, не в том, как им хотелось бы, контексте. Ведь даже президент, отвечая на вопрос из Омска о распространении льготной ипотеки на Сибирь, отметил, что на Дальнем Востоке «депопуляция населения происходит гораздо быстрее, чем в других территориях Российской Федерации».

Впрочем, вопросы Амурской области были озвучены пусть не президенту, зато на всю страну. Наталья Васильева дала около 30 интервью федеральным и региональным телеканалам, а «Амурская правда» рассказала о своем вопросе в прямом эфире Первого канала за несколько минут до начала трансляции пресс-конференции.

Возрастная категория материалов: 18+