Фото: Резиденция Деда МорозаФото: Резиденция Деда Мороза

— Анастасия, нужно ли поддерживать у ребенка веру в то, что Дед Мороз существует?

— Надо учитывать возрастные особенности ребенка. Возраст — важный момент. Сейчас очень много систем воспитания, и каждый родитель выбирает для себя ту, которую считает нужной. Ну и каждый несет ответственность за жизнь и здоровье своего ребенка. Как психолог и как мама, я за поддержание веры в Деда Мороза. С правдой жизни каждый из нас рано или поздно успеет столкнуться, а в жизни сказки мало. Когда у ребенка есть ощущение волшебства и праздника, ожидания чуда — это хорошо. Каждый праздник несет свою смысловую нагрузку. И если вокруг праздников есть традиции, то они существуют не просто так. Если мы смотрим на Деда Мороза или Санта-Клауса как на персонажа, на образе которого зарабатывают деньги, то это одни реалии. А если мы смотрим на этих персонажей как на семейную традицию, то это уже другая история.

Ощущение волшебства имеет и семейную традицию. Вокруг нее существует много всего: это и чтение сказок с такими героями, как Дед Мороз и Снегурочка, это фантазии о том, что Дед Мороз подарит, это ожидание момента — причем и для родителей, они между собой тоже обсуждают, что подарить ребенку, как и когда это лучше сделать и так далее. То есть это не просто образ Деда Мороза, а целая система, которая выполняет функцию сплочения семьи.

— Обычно ребенка водят на несколько елок, утренников, и везде Деды Морозы разные. Как ответить на вопрос, какой из них настоящий?

— Тут можно сделать акцент: настоящий Дед Мороз приходит в Новый год. Еще в таком случае самому взрослому можно позадавать вопросы: а как ты думаешь, почему их много, а как ты понял, какой ненастоящий, и так далее. Ребенок тогда сам ответит на все свои вопросы.

— Что делать, если вопрос поступил в лоб: «Мама-папа, Дед Мороз существует?»

— Спросите ребенка: а как думаешь ты? Родители зачастую берут на себя этот груз ответственности, что ему надо решить — оставлять ребенку праздник или нет.

Если кто-то в садике сказал, что Деда Мороза не существует, спросите у своего ребенка: а ты поверил, скажем, Васе? Например, он ответит: нет, не поверил, он же мне приносил подарок. Тогда можно ответить: может быть, ты и прав. А если говорит: да, я поверил,  спросите, что он чувствует. Очень важно говорить с ребенком о его чувствах. Родители часто этот момент или избегают, или не придают ему значения.

Некоторые родители начинают активно переубеждать: нет, существует. В таком случае у ребенка может возникнуть недоверие или к родителям, или к Деду Морозу, а то и ко всем сразу.

«Вера в чудо естественна для детей, и вера в Деда Мороза не противоречит природе малыша. Поэтому смело создавайте чудеса для своего ребенка. Пишите письма Деду Морозу, искренне удивляйтесь сюрпризам под елкой. Ребенок вырастет, а память о чудесных временах останется», — считает популярный в Instagram адекватный психолог (как она сама себя называет) Нина Ливенцова.

Если вы понимаете, что это трагедия для ребенка, что Деда Мороза нет, не стоит приуменьшать его чувства разочарованности, растроенности. Не бойтесь побыть с ребенком в этой теме. Спросите, что он чувствует. Важно проговорить ребенку, что это не значит, что он лишится подарков и праздников.

Дети младшего школьного возраста уже редко верят в Деда Мороза. Современные дети очень быстро все узнают. Но если ребенок узнал об этом и расстроился, то важно проговорить, что никто его праздника не лишает, что традиция Нового года остается, все останется по-прежнему.

— До какого возраста нормально верить в Деда Мороза?

— Нет такого возрастного ограничения. Нет понятия нормы. Все дети абсолютно разные: есть прагматичные, а есть фантазеры — придумывают какие-то истории и сказки. И поддержание образа Деда Мороза у таких детей очень важно. Ведь у них в голове такие истории разворачиваются: они представляют, как именно Дед Мороз пробирается в дом, забирает письмо. Это целое событие внутри ребенка. А есть дети, не склонные к такому фантазированию.

Кто-то совершенно спокойно воспринимает новость, что Деда Мороза нет. У меня, бывает, на диагностике трехлетние дети заявляют: «Деда Мороза не существует, вы что, не знали?» А кто-то и в 10 говорит, что верит в него. Но это никак не говорит о развитии ребенка — ни интеллектуальном, ни социальном. Это, скорее, говорит о том, как это устроено внутри семьи и внутри ребенка.

Дед Мороз может выполнять важные функции внутри ребенка. Например, это может быть форма контакта с родителями. Например, они очень заняты и мало времени уделяют детям. Но родитель много внимания уделяет в Новый год. И эти дни становятся особенными для ребенка, и с возрастом он осознает, что родители проводят с ним много времени.

Новый год же не просто так считается семейным праздником, поэтому и праздник, и Дед Мороз выполняют важную функцию контакта между родителями и ребенком.

— Что делать, если ребенок просит в письме у Деда Мороза то, что семья не может купить?

— Родитель может сказать: напиши то, что ты хочешь получить в подарок, но не обязательно Дед Мороз принесет тебе именно это.

«Будешь себя плохо вести, Дед Мороз не принесет подарок»

— Часто перед Новым годом родители начинают стращать детей: будешь вести себя плохо, подарка от Деда Мороза не получишь! Уроки не выучишь, подарка не получишь! И эта история уже не про праздник, а про нарушение детско-родительских отношений, — считает семейный психолог Анастасия Терентьева. — Родитель теряет свой авторитет, если ищет метод манипуляции или наказания. Не удивляйтесь потом, что ребенок с этой темой может манипулировать и вами.

«Как психолог и как мама, я за поддержание веры в Деда Мороза. С правдой жизни каждый из нас рано или поздно успеет столкнуться».

Угрожать не стоит. Ведь у ребенка возникают внутренняя тревога и страх. К такой манипуляции прибегают не только родители, но и воспитатели или учителя. Надо учитывать, что  на разных детей эти угрозы влияют по-разному. Кто-то совсем не будет волноваться, а услышит эту угрозу тревожный ребенок — для него это будет трагедия и до самого Нового года он будет бояться за любой свой поступок.

Когда родитель не учитывает, что его ребенок волнительный от природы, что у него такой  темперамент, тип нервной системы, и начинает манипулировать, у ребенка могут начаться и ночные страхи, и беспокойство — вплоть до энурезов, потому что он находится в стрессе.

К тому же часто угрозы не помогают вообще, они имеют временный эффект.

«Отходите от писем-попрошаек»

«Когда мы решаем внушить легенду про всесильного Дедушку, который подарит что угодно, только надо написать хотелки в письмо, мы должны быть готовы, что однажды не сможем дать, что ребенок ожидает», — считает популярная в Instagram психолог из Москвы Нина Ливенцова. Она предлагает продумывать легенду заранее, чтобы и атмосфере чуда оставалось место, и при этом не сильно отрываться от реальности. Кроме того, специалист советует отходить от писем-попрошаек в чистом виде и приводит примеры, чем их заменить:  ⠀

—  Письмо-отчет с итогами года (чему научился, с кем подружился, что было самое сложное за прошлый год, какие мечты сбылись)

— Письмо-план (планы на будущий год, намерения, цели, желания)⠀

— Письмо-мечта (о чем мечтаю)⠀

— Письмо-благодарность (кому, чему, за что)⠀

— Письмо-зарубка, с перечислением запоминающихся событий за прошедший год⠀

— Письмо-сожаление (о чем грустил в этом году, что огорчило, разочаровало).

⠀— Письмо-анкета. Ребенок отвечает на вопросы о прошедшем годе, о планах, мечтах, и в конце вопрос о вещи, которую он бы хотел получить в подарок. Вопросы составляет родитель.⠀

«Письма эти можно не отправлять в никуда, а собирать, перечитывать под Новый год. Хорошая традиция», — считает психолог.

Возрастная категория материалов: 18+