Региональная общественно-политическая газета
Свежий выпуск: №25 (28916) от 2 июля 2020 года
Издается с 24 февраля 1918 года
2 июля 2020,
четверг

Место в жизни: рецензия на новый фильм «Особенные» с Венсаном Касселем

Французский режиссерский дуэт Оливье Накаша и Эрика Толедано прочно ассоциируется с их главной на сегодняшний день картиной «Неприкасаемые», известной в России под названием «1+1». Их последующие фильмы выходили в широкий прокат, но сравнимой славы не снискали, а на отечественном постере «Праздничного переполоха» пришлось даже крупными буквами писать имена актеров дубляжа, чтобы вызвать у публики дополнительный интерес.

Место в жизни: рецензия на новый фильм «Особенные» с Венсаном Касселем / Французский режиссерский дуэт Оливье Накаша и Эрика Толедано прочно ассоциируется с их главной на сегодняшний день картиной «Неприкасаемые», известной в России под названием «1+1». Их последующие фильмы выходили в широкий прокат, но сравнимой славы не снискали, а на отечественном постере «Праздничного переполоха» пришлось даже крупными буквами писать имена актеров дубляжа, чтобы вызвать у публики дополнительный интерес.

Новый проект «Особенные» располагает всеми качествами, чтобы сломать шаблон: постановщики взяли тему, которая мало кого способна оставить равнодушным, включили на полную катушку драматический реализм, а главную роль отдали Венсану Касселю, который в очередной раз доказал, что способен превзойти самого себя, не предпринимая при этом никаких сверхъестественных усилий. Через смех и слезы — к пониманию: такой дорогой ведут зрителя французы. И делают это мастерски.

«Особенные» — это в первую очередь фильм-посвящение вполне реальным людям, которых зовут Стефан Бенаму и Дауд Тату: они и стали прототипами центральных персонажей. Первый много лет занимается детьми с тяжёлой формой аутизма, так называемыми отказниками, не принятыми ни системой здравоохранения, ни собственными семьями. Второй избрал делом жизни социальную адаптацию трудных подростков — главным образом через волонтёрскую деятельность, позволяющую никому не нужным потенциальным преступникам ощутить своё место в жизни. В сценарии эти, если можно так сказать, активисты, обозначены как Брюно (Кассель) и Малик (Реда Кетаб) — и они умудряются создать из двух крайне трудных для решения задач работающий симбиоз. Он, как нетрудно догадаться, постоянно даёт сбои, требует неимоверных физических и моральных усилий, но действует и при этом проходит проверку временем. Зритель, пришедший на сеанс, попадает сразу в гущу событий: Накаш и Толедано не размениваются на подробные объяснения — более того, мы до конца фильма так и не узнаем, откуда взялись главные герои и почему избрали делом своей жизни столь непростое и зачастую крайне неблагодарное занятие. В 2014 году постановщики сняли о Бенаму и Тату короткометражный документальный фильм — и практически без склеек перенесли её в художественное пространство, добавив щепотку вымысла.

Нас последовательно знакомят с подопечными Брюно, а заодно — и с подопечными Малика, среди которых можно без труда определить основные фигуры. Вот Жозеф — уже взрослый мужчина, с которого и началась история благотворительной организации «Голос праведных»: он не только склонен срывать стоп-краны в метро, вызывая этим постоянные претензии полицейских, но и реагировать насилием на вполне обыденные вещи. «Можно, я ударю маму?», — постоянно спрашивает Жозеф у Брюно, пока тот безуспешно пытается пристроить подопечного на работу. Вот Валентайн — безмолвный подросток, не снимающий с головы шлем для боксёрских спаррингов. Его случай считается абсолютно безнадёжным, родители не готовы брать на себя такую ответственность, так что полная и пожизненная изоляция — это всё, на что может рассчитывать ребёнок. А вот Дилан — вполне здоровый юноша, внутри которого идёт круглосуточная битва противоречий: продолжать заниматься утомительным и требующим дисциплины волонтёрством или вернуться в трущобы, приняв как данность связанные с этим невесёлые перспективы. Всем этим персонажам нужна помощь, которую они находят; все они — понятные образы социальных проблем, над решением которых обществу ещё биться и биться.

Через смех и слёзы — к пониманию: такой дорогой ведут зрителя французы. И делают это мастерски.

Об этом решении и рассказывают «Особенные», отдавая должное индивидуальному подходу. Не стоит забывать, что речь идёт не о какой-нибудь не очень благополучной стране, а о Франции, система социальной поддержки в которой по праву считается одной из лучших на планете. И всё же государство остаётся государством: Накаш и Толедано не обвиняют его в бездушности, но прямо указывают на близорукость. Пока Брюно носится по городу, не вынимая наушник телефонной гарнитуры, пока он обещает, уговаривает, просит и требует, в его центре работают проверяющие: парочка классических бюрократов, которых интересует соответствие госстандартам и соблюдение строгих параграфов, а вот судьба всеми брошенных детей — не особенно. Нет, это не какие-то бесчувственные ходячие мертвецы, но для того, чтобы пробудить в них понимание происходящего, понадобится несколько проникновенных бесед, а также одна полная отчаяния речь. Не встраиваясь в общую систему, «Голос праведных» балансирует на грани полного банкротства: подростков-аутистов сотрудники центра содержат на съёмных квартирах, пользуясь поддержкой добровольцев, религиозных организаций, просто неравнодушных людей — и упрямо продолжая существовать исключительно сегодняшним днём. Понимая всё это, Брюно тем не менее не находит в себе сил для отказов — и только увеличивает нагрузку на себя и единомышленников.

Малик предстаёт в некоторой степени антиподом главного героя: в отличие от религиозного, вежливого и бесконфликтного Брюно, он прекрасно отдаёт себе отчёт в том, с кем работает. Трудным подросткам, пытающимся выкарабкаться со дна жизни, нужна не только внимательная забота, но и твёрдая рука — поэтому природную доброту их руководитель скрывает за жёсткими мерами: не опаздывать, не врать, не работать спустя рукава. И всё же когда Дилан совершает на самом деле чреватый трагическими последствиями проступок, Малик, не выбиравший до этого выражений, переходит на совсем другой язык — чтобы объяснить подростку, что он отличается от беззащитных подопечных Брюно способностью самостоятельно участвовать в собственном спасении. Режиссёрский дуэт в «Особенных» далёк от менторства и назиданий — но о том, насколько важно не отводить глаза, а особенно — не ставить подножек тем, кто уже их не отводит, французы говорят с предельной прямотой. Они не занимаются излишней героизацией своих персонажей: Малик, к примеру, иногда явно перегибает палку, а Брюно то и дело попадает в комичные ситуации. Главным образом они связаны с его личной жизнью: бесконечная занятость не позволяет мужчине на шестом десятке налаживать отношения без посторонней помощи. Но и череда «свиданий вслепую», организованных коллегами, не приносит эффекта: романтическая лодка каждый раз разбивается о дело всей жизни.  

«Никакого реализма не существует, кино никогда полностью не бывает реалистично», — считает Венсан Кассель, который, по его собственным словам, согласился на роль Брюно, даже не открывая сценарий. В чём-то актёр, которому чаще предлагают персонажей гораздо более брутальных, прав — «Особенные» во многом щадят зрителя, не посвящая его в наиболее пронзительные детали деятельности «Голоса праведных». Тем более, что говорить приходится о вещах, которые по умолчанию находятся в списке неудобных. Но Накаш и Толедано не просто снимают с аутизма табу: они ещё и пытаются опровергнуть основные заблуждения, которые с ним связаны, не являясь, конечно же, первопроходцами в этом смысле. Мать одного из подопечных Брюно после долгих лет адаптационной  работы забирает его из центра, чтобы отвезти в Африку — там мальчика, надо полагать, просто «расколдуют» и он станет таким же, как все. Но мир жесток, и никакими чарами таких людей не сделать «нормальными»: чего не скажешь обо всех остальных. Главные герои «Особенных» никого из тех, кому помогают, на самом деле не лечат и не очень-то могут изменить: в конце концов, Жозеф впервые смог удержаться от соблазна сорвать стоп-кран лишь через 15 лет ежедневных усилий. Брюно и Малик подают молчаливый пример, не требуя следовать ему в полной мере. И этот пример дорогого стоит.

Возрастная категория материалов: 18+

https://fartov.com/

Добавить комментарий

Забыли?
(Ctrl + Enter)
Регистрация на сайте «Амурской правды» не является обязательной.

Она позволяет зарезервировать имя и сэкономить время на его ввод при последующем комментировании материалов сайта.
Для восстановления пароля введите имя или адрес электронной почты.
Закрыть
Добавить комментарий

Комментарии

Комментариев пока не было, оставите первый?
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было

Материалы по теме

Фильм «Лед 2» растопил сердца зрителей и заработал миллиардФильм «Лед 2» растопил сердца зрителей и заработал миллиард
В произвольном порядке: новый сериал «Допрос» против стереотипов телевиденияВ произвольном порядке: новый сериал «Допрос» против стереотипов телевидения
Дорогая передача: рецензия на новый фильм «Скандал» с Шарлиз Терон и Николь Кидман
Порядочные люди: рецензия на фильм Гая Ричи «Джентльмены» с Мэттью МакКонахи и Колином Фарреллом
Химия и жизнь: рецензия на новый фильм «Тёмные воды» с Марком Руффало и Энн Хэтэуэй
Вместо девичника: рецензия на новый кинокомикс «Хищные птицы: Потрясающая история Харли Квинн»
Боги, девочка и волк: рецензия на новый скандинавский кинокомикс «Вальгалла: Рагнарёк»
Очень личная мировая: рецензия на новую военную драму Сэма Мендеса «1917»
Отцы и деды: рецензия на новый боевик «Плохие парни навсегда» с Уиллом Смитом и Мартином Лоуренсом
Монстр не в себе: на экраны вышел новый сериал «Чужак» по роману Стивена Кинга
Не останьтесь без билетов: главные кинопремьеры 2020-го

Амурскую область вновь накроет циклон: дожди пройдут на всей территорииОбщество
Двенадцать амурчан зачислены на обучение в медиашколу «Дальневосточный репортер»Общество
Амурские пенсионеры могут продлить больничный до середины июляОбщество
В благовещенском парке Дружбы на мосту поставят гидропрожекторыОбщество
Амурские пенсионеры закружатся в хороводах благодаря президентскому грантуОбщество
180 амурчан остаются за границей в пандемию коронавирусаКоронавирус

Читать все новости

Модный приговор: рецензия на новый фильм «Подлинная история банды Келли» с Расселом Кроу Модный приговор: рецензия на новый фильм «Подлинная история банды Келли» с Расселом Кроу
Приходи к нему лечиться: рецензия на новый фильм «Удивительное путешествие доктора Дулиттла»
В произвольном порядке: новый сериал «Допрос» против стереотипов телевидения
Дорогая передача: рецензия на новый фильм «Скандал» с Шарлиз Терон и Николь Кидман
Порядочные люди: рецензия на фильм Гая Ричи «Джентльмены» с Мэттью МакКонахи и Колином Фарреллом
Система Orphus