Место в жизни: рецензия на новый фильм «Особенные» с Венсаном Касселем

Французский режиссерский дуэт Оливье Накаша и Эрика Толедано прочно ассоциируется с их главной на сегодняшний день картиной «Неприкасаемые», известной в России под названием «1+1». Их последующие фильмы выходили в широкий прокат, но сравнимой славы не снискали, а на отечественном постере «Праздничного переполоха» пришлось даже крупными буквами писать имена актеров дубляжа, чтобы вызвать у публики дополнительный интерес.

Новый проект «Особенные» располагает всеми качествами, чтобы сломать шаблон: постановщики взяли тему, которая мало кого способна оставить равнодушным, включили на полную катушку драматический реализм, а главную роль отдали Венсану Касселю, который в очередной раз доказал, что способен превзойти самого себя, не предпринимая при этом никаких сверхъестественных усилий. Через смех и слезы — к пониманию: такой дорогой ведут зрителя французы. И делают это мастерски.

«Особенные» — это в первую очередь фильм-посвящение вполне реальным людям, которых зовут Стефан Бенаму и Дауд Тату: они и стали прототипами центральных персонажей. Первый много лет занимается детьми с тяжёлой формой аутизма, так называемыми отказниками, не принятыми ни системой здравоохранения, ни собственными семьями. Второй избрал делом жизни социальную адаптацию трудных подростков — главным образом через волонтёрскую деятельность, позволяющую никому не нужным потенциальным преступникам ощутить своё место в жизни. В сценарии эти, если можно так сказать, активисты, обозначены как Брюно (Кассель) и Малик (Реда Кетаб) — и они умудряются создать из двух крайне трудных для решения задач работающий симбиоз. Он, как нетрудно догадаться, постоянно даёт сбои, требует неимоверных физических и моральных усилий, но действует и при этом проходит проверку временем. Зритель, пришедший на сеанс, попадает сразу в гущу событий: Накаш и Толедано не размениваются на подробные объяснения — более того, мы до конца фильма так и не узнаем, откуда взялись главные герои и почему избрали делом своей жизни столь непростое и зачастую крайне неблагодарное занятие. В 2014 году постановщики сняли о Бенаму и Тату короткометражный документальный фильм — и практически без склеек перенесли её в художественное пространство, добавив щепотку вымысла.

Нас последовательно знакомят с подопечными Брюно, а заодно — и с подопечными Малика, среди которых можно без труда определить основные фигуры. Вот Жозеф — уже взрослый мужчина, с которого и началась история благотворительной организации «Голос праведных»: он не только склонен срывать стоп-краны в метро, вызывая этим постоянные претензии полицейских, но и реагировать насилием на вполне обыденные вещи. «Можно, я ударю маму?», — постоянно спрашивает Жозеф у Брюно, пока тот безуспешно пытается пристроить подопечного на работу. Вот Валентайн — безмолвный подросток, не снимающий с головы шлем для боксёрских спаррингов. Его случай считается абсолютно безнадёжным, родители не готовы брать на себя такую ответственность, так что полная и пожизненная изоляция — это всё, на что может рассчитывать ребёнок. А вот Дилан — вполне здоровый юноша, внутри которого идёт круглосуточная битва противоречий: продолжать заниматься утомительным и требующим дисциплины волонтёрством или вернуться в трущобы, приняв как данность связанные с этим невесёлые перспективы. Всем этим персонажам нужна помощь, которую они находят; все они — понятные образы социальных проблем, над решением которых обществу ещё биться и биться.

Через смех и слёзы — к пониманию: такой дорогой ведут зрителя французы. И делают это мастерски.

Об этом решении и рассказывают «Особенные», отдавая должное индивидуальному подходу. Не стоит забывать, что речь идёт не о какой-нибудь не очень благополучной стране, а о Франции, система социальной поддержки в которой по праву считается одной из лучших на планете. И всё же государство остаётся государством: Накаш и Толедано не обвиняют его в бездушности, но прямо указывают на близорукость. Пока Брюно носится по городу, не вынимая наушник телефонной гарнитуры, пока он обещает, уговаривает, просит и требует, в его центре работают проверяющие: парочка классических бюрократов, которых интересует соответствие госстандартам и соблюдение строгих параграфов, а вот судьба всеми брошенных детей — не особенно. Нет, это не какие-то бесчувственные ходячие мертвецы, но для того, чтобы пробудить в них понимание происходящего, понадобится несколько проникновенных бесед, а также одна полная отчаяния речь. Не встраиваясь в общую систему, «Голос праведных» балансирует на грани полного банкротства: подростков-аутистов сотрудники центра содержат на съёмных квартирах, пользуясь поддержкой добровольцев, религиозных организаций, просто неравнодушных людей — и упрямо продолжая существовать исключительно сегодняшним днём. Понимая всё это, Брюно тем не менее не находит в себе сил для отказов — и только увеличивает нагрузку на себя и единомышленников.

Малик предстаёт в некоторой степени антиподом главного героя: в отличие от религиозного, вежливого и бесконфликтного Брюно, он прекрасно отдаёт себе отчёт в том, с кем работает. Трудным подросткам, пытающимся выкарабкаться со дна жизни, нужна не только внимательная забота, но и твёрдая рука — поэтому природную доброту их руководитель скрывает за жёсткими мерами: не опаздывать, не врать, не работать спустя рукава. И всё же когда Дилан совершает на самом деле чреватый трагическими последствиями проступок, Малик, не выбиравший до этого выражений, переходит на совсем другой язык — чтобы объяснить подростку, что он отличается от беззащитных подопечных Брюно способностью самостоятельно участвовать в собственном спасении. Режиссёрский дуэт в «Особенных» далёк от менторства и назиданий — но о том, насколько важно не отводить глаза, а особенно — не ставить подножек тем, кто уже их не отводит, французы говорят с предельной прямотой. Они не занимаются излишней героизацией своих персонажей: Малик, к примеру, иногда явно перегибает палку, а Брюно то и дело попадает в комичные ситуации. Главным образом они связаны с его личной жизнью: бесконечная занятость не позволяет мужчине на шестом десятке налаживать отношения без посторонней помощи. Но и череда «свиданий вслепую», организованных коллегами, не приносит эффекта: романтическая лодка каждый раз разбивается о дело всей жизни.  

«Никакого реализма не существует, кино никогда полностью не бывает реалистично», — считает Венсан Кассель, который, по его собственным словам, согласился на роль Брюно, даже не открывая сценарий. В чём-то актёр, которому чаще предлагают персонажей гораздо более брутальных, прав — «Особенные» во многом щадят зрителя, не посвящая его в наиболее пронзительные детали деятельности «Голоса праведных». Тем более, что говорить приходится о вещах, которые по умолчанию находятся в списке неудобных. Но Накаш и Толедано не просто снимают с аутизма табу: они ещё и пытаются опровергнуть основные заблуждения, которые с ним связаны, не являясь, конечно же, первопроходцами в этом смысле. Мать одного из подопечных Брюно после долгих лет адаптационной  работы забирает его из центра, чтобы отвезти в Африку — там мальчика, надо полагать, просто «расколдуют» и он станет таким же, как все. Но мир жесток, и никакими чарами таких людей не сделать «нормальными»: чего не скажешь обо всех остальных. Главные герои «Особенных» никого из тех, кому помогают, на самом деле не лечат и не очень-то могут изменить: в конце концов, Жозеф впервые смог удержаться от соблазна сорвать стоп-кран лишь через 15 лет ежедневных усилий. Брюно и Малик подают молчаливый пример, не требуя следовать ему в полной мере. И этот пример дорогого стоит.

Возрастная категория материалов: 18+