Боги, девочка и волк: рецензия на новый скандинавский кинокомикс «Вальгалла: Рагнарёк»

Конечно, конкурировать с Marvel на больших экранах никто не собирался, но все-таки иногда стоит напоминать зрителю, что на этом гиганте свет сошелся не полностью. Есть кое-где и своя, пусть маленькая, но гордая комикс-индустрия. Фильм «Вальгалла: Рагнарёк», стартовавший в российских кинотеатрах, в каком-то смысле объединил Скандинавию — он снят общими усилиями Дании, Норвегии, Швеции и Исландии. Впрочем, датчане тут играли главную скрипку — вернее, конечно, трубили в главный рог. За постановку отвечал довольно известный в этой стране режиссер Ахмад Фенар, а в основу сценария легла серия комиксов Петера Мадсена, опирающаяся, в свою очередь, на легендарную «Старшую Эдду». Новый взгляд на взаимоотношения смертных с обитателями Асгарда оказался мрачным, но все же не лишенным детской наивности.

Послужной список Фенара не очень велик, а главным успехом в его карьере до сегодняшнего дня была картина «Преисподняя», которая попала в программу нескольких международных кинофестивалей, включая Московский, и едва не отправилась покорять «Оскар». По его словам, комиксы про асов, ванов и прочих великанов, он читал с детских лет — в том числе и в силу незнания датского языка. Поэтому экранизация была лишь делом времени. Собственно, в фильме чувствуется, что детские впечатления постановщика все еще сохраняют яркость. Именно поэтому он ориентируется в первую очередь на не особенно подкованного в скандинавской мифологии зрителя. Разнообразие представленных богов и прочих сверхъестественных существ в «Вальгалле» уступает даже марвеловскому «Тору», а весь конфликт умещается в предотвращение Рагнарёка. Вокруг этого, конечно, выстраиваются мини-драмы социального толка, но в итоге все так или иначе сводится к спасению мира. А заодно и запутавшихся в собственной бестолковости могущественных бородачей. Фенар черпает из первоисточника иронический подход, стараясь показать вершителей человеческих судеб так, чтобы смертные, сидящие в зале, чувствовали себя с ними наравне. И иногда основательно перегибает палку, из-за чего неминуемо страдает логика сюжета.

Будучи, очевидно, стеснен в средствах, режиссер старается компенсировать дефицит зрелищности трогательными сценами.

Главным персонажем фильма становится не ас и не ван, а обычная (поначалу, само собой) девчушка из Мидгарда — с большими глазами и незавидными жизненными перспективами. Ресква каждый день помогает брату Тьяльфи чистить рыбу, которая является единственным рационом для их семьи, живущей в каком-то необъяснимом отдалении от общества в покосившемся домишке. Но как-то вечером под гром и молнии в гости к ошалевшим от страха людям заглядывают Тор и Локи. Причем первый из них как будто списан с сира Давоса из «Игры Престолов», а второй обладает внешностью арабского принца. Боги не очень учтиво просятся на ночлег, рассказывают детишкам жуткие истории о собственном быте, а под утро впадают в гнев из-за оплошности Тьяльфи. Так неожиданно для себя (и для не смеющих перечить асам родителей) брат с сестрой оказываются в услужении у сыновей Одина и постепенно осваиваются во враждебном для смертных мире. Высшие существа при этом ведут себя самым свинским образом: они много курят и безостановочно употребляют алкогольные напитки, заставляют несчастных детей снимать с них сапоги и мыть пол, на который сами же плюют, а ночевать слуги должны в хлеву, который почему-то находится прямо за стенкой покоев самих богов. В общем, перспективы особенно не изменились, и вся надежда на неумолимо приближающийся Рагнарёк, пред страшным ликом которого сильным без слабых никак не обойтись.

Будучи, очевидно, стеснен в средствах, режиссер старается компенсировать дефицит зрелищности трогательными сценами. Тут вам и беззаветная братско-сестринская любовь, и квазимодовские мотивы со счастливым концом, и даже местная Галадриэль, которой в итоге приходится убедить косматых полупьяных мужланов быть повежливее с подростками. Ассоциаций с главным фэнтези-творением литературы, ставшим впоследствии и главным фэнтези-творением кинематографа, в «Вальгалле» вообще предостаточно. Правда, всё снова упирается в бюджет, так что масштабные схватки приходится подменять армрестлингом, а длительные путешествия — самовольными отлучками в соседний лесок, в котором, впрочем, тоже довольно опасно. Зато Фенар вполне успешно доказывает, что скандинавская природа по силе производимого впечатления нисколько не уступает новозеландской — несколько сцен, в которых камере позволяют вырваться на просторы из угрюмых чертогов Асгарда и великанских пещер, автоматически становятся одним из главных козырей этой картины. С отдельной теплотой визуализирован ужасный волк Фенрир, способный проглотить солнце, если до этого дойдёт. Впрочем, огромному хищнику тоже не удастся устоять перед глазищами Ресквы. Чередуя грубость с «ми-ми-ми», а обычную фантазию — с откровенно наркотической, постановщик, не хватая с неба звезд, ведет историю к не слезливому, но все же душещипательному финалу.

В первую очередь это сказка, которая к тому же звучит в благодарном пересказе. И то, что зрителю постарше покажется слишком наивным или бесконечно занудным, вполне способно оказать и совсем обратный эффект.

Знатоки первоисточника уверяют, что Фенар лишил «Вальгаллу» львиной доли шуточек, а заодно, похоже, и мотивации некоторых поступков персонажей. Зритель, отягощенный годами пристального наблюдения за марвеловским Тором и его (не)приятелями, поневоле пытается сопоставить варианты персонажей. И получается, что датский вариант Асгарда находится в куда более глубоком кризисе, чем пирующие под солнышком голливудские боги. Один здесь слеп на один глаз буквально и на оба — фигурально, Тор немолод и двуличен, Локи предпочитает отдых на диване положенным по штату козням и интригам, а смертным вообще слова сказать не дают. Ближе к финальным титрам становится понятно, что в этом и был основной замысел режиссера. Его Ресква — эквивалент Нео из «Матрицы», она проделывает путь от безымянного ничтожества до Избранной, способной перезапустить подвисшую систему небоустройства, в которой из безотказно работающего остался только радужный мост Биврёст. Кто-то должен был дать понять этим самодовольным и вечно конфликтующим друг с другом сверхчеловекам, что время сваливать все на внешние угрозы давно ушло и причины упадка неплохо бы поискать в себе. В общем, довольно злободневно получилось.

Но это всё для взрослых — а на постере «Вальгаллы» вы без труда разглядите рейтинг 12+. Это означает, что участники последней битвы за вселенную постараются обойтись без особого членовредительства, сохраняя предельную целомудренность и в быту. Для своей основной целевой аудитории фильм приготовил то, что нужно: главные герои соответствующего возраста попадают в неожиданное и полное опасностей приключение, из которого выходят победителями, обладателями новых друзей и разносчиками особенных впечатлений. «Вальгалла» лишена и толкиновской эпичности, и свойственного детским проектам made in Hollywood ориентирования исключительно на коммерческий успех. В первую очередь это сказка, которая к тому же звучит в благодарном пересказе. И то, что зрителю постарше покажется слишком наивным или бесконечно занудным, вполне способно оказать и совсем обратный эффект. Европейский кинематограф по давней традиции говорит на собственном языке. И звучит он, может быть, не так уж громко, но уж точно по-особенному.

 

Афишу благовещенских кинотеатров смотрите ЗДЕСЬ.

Возрастная категория материалов: 18+