Переулок-музей: какой архитекторы и краеведы видят реконструкцию первой улицы Благовещенска

Амурские краеведы и архитекторы ожидают важного события: по решению губернатора в этом году разработают концепцию сохранения и реконструкции первой улицы Благовещенска — переулка Релочного. Предложения и инициативы о преображении «рёлки» поступали с конца прошлого столетия. Как отмечают заинтересованные, все эти годы не хватало политической воли и поддержки властей. Что значит первая улица для амурской столицы, как история возвращалась туда в современные дни и каким знаковый переулок видит творческая интеллигенция в будущем — в материале «Амурской правды». 

Современный переулок Релочный — одна из самых маленьких улиц областной столицы, состоящая всего из двух кварталов. 

История первой улицы

Известный амурский архитектор Валерий Сикерин назвал переулок Релочный «сердцем града Благовещенска». Это первая улица города, откуда началась жизнь форпоста России на дальневосточных рубежах.

— Как описано в исторических документах, когда Муравьев-Амурский вторично прибыл на Усть-Зейский пост, сотник Травин отчитался ему о гибели казаков-первопоселенцев. Первой трагической зимой, которую не пережила почти половина экспедиции, тела складывали в сарай, его называли «мертвокладень». Весной людей перезахоронили, сарай разобрали. А бревна стали основой для строительства первого деревянного храма, которым занимался священник Александр Сизой, прибывший на Амур с генерал-губернатором, — рассказывает Валерий Сикерин, как появился первый дом Благовещенска — Свято-Никольская церковь.

Исторические здания Свято-Никольской церкови (слева) и Покровского собора в Благовещенске. 

«Благовещенск — единственный город в стране, начавшийся с храма», — отмечает увлеченная краеведением горожанка Ольга Тур. Свято-Никольская церковь была построена в 1857-м, а спустя двадцать лет, в 1879-м, в амурской столице возвели первое здание из кирпича. Это тоже был храм — в честь Покрова Божией Матери.

— Релочный — это все первое. Первое деревянное здание, собранное из бревен, которые были стенами морга казаков-первопроходцев, первое каменное здание, — рассказывает амурский краевед Евгений Литус, как вехи градостроительства тесно сплелись с историческими событиями нашего края.

Евгений Литус больше 30 лет собирает старинные открытки с видами Благовещенска. Его мечта — открыть музей почтовой карточки. Хорошим местом для его расположения коллекционер считает переулок Релочный.

В пору советского воинствующего атеизма церкви безжалостно обезглавили, уничтожив их купола и колокола. Покровский собор разрушили. А вот здание деревянного храма в 20-х годах отдали под клуб пограничного кавалерийского отряда. В разные годы в нем был радиокомитет и отдел культуры горисполкома, затем детсад, потом кожвендиспансер. В 70-х краеведы добились, чтобы здание получило статус памятника истории. На удивление первый деревянный дом Благовещенска прослужил больше 120 лет!

— Я помню это здание! Я поступила учиться в 1978 году, оно еще стояло. Мы ходили в драмтеатр по Комсомольской улице и видели эту развалюшку — старую, окрашенную в зеленый цвет. Вокруг нее все было неухоженное, заросли бурьяна, — вспоминает Ольга Тур.

Как первые дома вернулись в Благовещенск

В 80-х первую благовещенскую  деревяшку снесли вопреки тому, что она состояла на учете как исторический памятник. На Релочном не осталось ни одного упоминания о славном прошлом — просто улица с ветшающими бараками. «На месте бывших церквей был пустырь, деревянные дома и грандиозная помойка», — описывает неприглядные пейзажи Ольга Тур.

Первый шаг к воскрешению истории сделала православная церковь. С прибытием в Приамурье владыки Гавриила начали восстанавливать кафедральный собор. Под него отдали место на рёлке —  рядом со снесенной в советские времена Покровской церковью.

Фото: Оксана Шишенко

— Кафедральный собор стоит не совсем на историческом месте, а между бывшей Покровской и Никольской церквями. Дело в том, что на фундаменте Покровского собора после его разрушения построили банк, ныне там банковский архив. Не сносить же его, — объясняет Ольга Тур.

2264

благотворителя пожертвовали деньги на строительство Свято-Никольской церкви. Фундамент храма залила за свой счет печально известная фирма «Россия»

Перед строительством собора провели раскопки и обнаружили могилы — первого священника протоиерея Александра Сизого, военного доктора Михаила Давыдова, предположительно дочери командира батальона, строившего Усть-Зейский пост, Языковой. Четвертое захоронение принадлежит неизвестному человеку. Останки были перенесены и перезахоронены после строительства. В 2003 году собор Благовещения Пресвятой Богородицы был освящен, здесь начались регулярные службы.

— Когда построили Триумфальную арку, кафедральный собор, владыку Гавриила спросили: «Что будем делать дальше?» Он ответил, что будет восстанавливать первый дом Благовещенска. А так как первым домом была церковь, то церковь и обязана вернуть его городу, — продолжает повествование Ольга Тур.

Так возобновилась борьба за возвращение Свято-Никольской церкви, начатая в конце прошлого столетия. «Краевед Виталий Геннадьевич Кильчанский начал будировать вопрос еще в 1988 году. Он писал письма в горисполком, что первый дом Благовещенска снесли несправедливо, что это преступление. Это действительно очень значимое здание. В нем молились, когда подписали Айгунский договор. Там был цесаревич, он пожертвовал деньги на содержание этого храма», — рассказывает горожанка.

Бревна заказали в Иркутске. Казаки-первопроходцы сплавлялись на Амур из Забайкалья по Шилке. В окрестностях Благовещенска тогда леса не было. И именно плоты казаков стали бревнами для мертвокладни, из которых потом собрали первую церковь. Фото Оксаны Шишенко.

В 2006 году созданный архиепископом Гавриилом и директором «Амурской ярмарки» Анатолием Телюком фонд «Возвращение» открыл сбор средств на воссоздание Свято-Никольской церкви. Как отмечают разработчики проекта, решение было более чем своевременным.

— Когда мы подняли вопрос и отвели землю для храма, там уже был запроектирован жилой многоэтажный дом, уже готовились начать стройку. Мэру Александру Мигуле удалось с застройщиком договориться, разубедить его, — вспоминает архитектор Валерий Сикерин.

Валерий Яковлевич и стал автором проекта. Он провел титаническую работу, создав чертежи современной Свято-Никольской церкви только по фотоснимкам, сохранившимся в старых газетах и архивах. К примеру, чтобы определить размеры, зодчий считал бревна на фасаде.

— Бревна заказали в Иркутске, чтобы этот храм восстановить именно из иркутской сосны. Казаки-первопроходцы сплавлялись на Амур из Забайкалья по Шилке. В окрестностях Благовещенска тогда леса не было. И именно плоты казаков стали бревнами для мертвокладни, из которых потом собрали первую церковь. Священник Александр Сизой был из Иркутска, Иннокентий Вениаминов тоже. В таком решении заключается духовный смысл: связь времен, связь мест, связь с основателями города, — объясняет Ольга Тур.

Свято-Никольскую церковь построили за 1,5 года без единого гвоздя. «Сочленения деревянные стык в стык, старинными методами. Строители делали специальные вырубы, загоняли туда брус», — детально рассказывает горожанка, наблюдавшая за стройкой. Под первый венец сруба, в каждый угол, заложили медали с изображением святителя Иннокентия. Такие же подарили благотворителям, внесшим наибольший вклад в возведение святыни.

Свято-Никольская церковь также стоит не на историческом месте. Возрождению памятного здания препятствовала бюрократия и частные интересы.

— На месте храма стоял очень старый дом, которой нужно было расселить. И оказалось, что там столько людей прописано и столько денег нужно… Мэрия затягивала сроки по земельному вопросу: не отказывала, но и добро не давала. И владыка принял решение строить на территории кафедрального собора, — повествует Ольга Тур.

Тем не менее две церкви, как и более ста лет назад, стоят рядом. Борьба за историческую справедливость была окончена победой волею амурчан. На возвращение городу его первого дома были собраны миллионы. «Тогда я работала в епархии казначеем. Чтобы столько людей жертвовало — такого больше не было никогда. Это был общегородской проект», — отмечает Ольга Тур.

Пятьдесят казаков  первые поселенцы на Амуре

В конце 50-х годов XIX века назрела необходимость определить границы Российской империи на востоке страны. В 1858-м на левом берегу Амура был основан Усть-Зейский военный пост, куда летом прибыла первая группа переселенцев — 60 забайкальских казаков. Руководил ими сотник Травин. Первая экспедиция тяжело пережила зиму — погибли 24 человека. На месте из захоронения ныне стоит поклонный крест и памятник в Верхблаговещенском. Несмотря на потери, летом 1857-го прибыли еще 100 казаков, и на Амуре началась полноценная жизнь. Весной 1858 года генерал-губернатор Николай Муравьев провел успешные переговоры с империей Цинь. Был подписан Айгунский договор, признающий левый берег Амура российским. В июле 1858 года император Александр II учредил город Благовещенск.

Переулок Релочный остался на открытках

Как рассказывает краевед и известный амурский коллекционер Евгений Литус, первой улице Благовещенска не очень повезло: ее обходили фотографы. В архивах хранится много снимков церквей, а вот карточки улицы в перспективе можно сосчитать по пальцам. «Фотография в те годы стоила дорого, процесс был сложным. А на Релочной не было ничего примечательного, кроме храмов. У меня есть только две открытки улицы, сделанные в дореволюционное время, в начале 20-го века», — рассказал АП Евгений Литус. Как улица выглядела в советское время, неизвестно.

Каким переулок будущего видят творческие горожане

В региональной инспекции по охране культурного наследия «Амурской правде» сообщили, что пока проект реконструкции Релочного находится в разработке. Творческая интеллигенция города надеется, что сквозной идеей перемен станет сохранение старины. Чтобы будущее напоминало о прошлом.

— Я за сохранение старых домов, которые там стоят. Пусть они и ничего выдающегося в зодчестве не представляют. Но все равно их стоило бы оставить как кусочек деревянного Благовещенска. Может быть, перекрыть переулок, сделать его пешеходным, восстановить деревянные тротуары, которые были по всему городу, — выдвигает идею Валерий Сикерин. — Как современный человек, я понимаю, что жить в деревянных избах, за которыми не следят, это анахронизм. Город должен расти и расстраиваться. Но сердце обливается кровью из-за того, что целые кварталы сносятся. Этот вопрос спорный. Если все снести и превратить в стекло и бетон, как бы мы не начали очень быстро об этом жалеть. Почему бы не оставить деревянный участок, чтобы вместе с ним осталась история нашего города.

Два бревна первого деревянного дома в Благовещенске, Свято-Никольской церкви, хранятся в Амурском областном краеведческом музее.

Было бы здорово выкупить у собственников дома и раздать их под культурные объекты, исторические проекты, — поддерживает идею коллекционер Евгений Литус.

Возрастная категория материалов: 18+