Химия и жизнь: рецензия на новый фильм «Тёмные воды» с Марком Руффало и Энн Хэтэуэй

Самым известным на данный момент фильмом режиссера Тодда Хейнса является «Кэрол» 2014 года. Лента получила пять номинаций на «Золотой глобус» и отлично показала себя на кинофестивалях. С «Тёмными водами», новым проектом постановщика, ничего подобного, похоже, не случится — несмотря на достаточно мощный актерский состав и глубоко социальную проблему, послужившую фундаментом для сценария. Похоже, магическая фраза «основано на реальных событиях» понемногу теряет силу, а публика снова поворачивается лицом к вымыслу. Так или иначе, картина Хейнса о противостоянии огромного концерна и одинокого юриста рискует остаться почти незамеченной. Грустно — ведь как минимум Марк Руффало вложил в свою работу очень много сил.

Актеру достался довольно неоднозначный персонаж — адвокат Роберт Билотт. Еще недавно работавший в юридическом подразделении крупной химической компании, он неожиданно для себя становится ее врагом номер один. Происходит это как раз в тот момент, когда Роберт — полновесный партнер адвокатского бюро и запускает новый этап собственной карьеры. Выясняется, что бывший работодатель главного героя, с которым он старается поддерживать хорошие отношения, замешан в многолетнем и намеренном загрязнении окружающей среды, а еще выпускает продукцию, от которой у людей развиваются разного рода жуткие заболевания. Компания, само собой, все отрицает, подкупает специалистов, которые готовят оправдательные отчеты. В общем, начинается многолетняя тяжба, участие в которой грозит Роберту потерей работы, семьи и общественного уважения. «Тёмные воды» — кино о человеке, который не сдается не потому, что он необычайно мужественный, а потому, что этого делать ни в коем случае нельзя. Так называемое дело Теннанта затягивает в себя Билотта, как темная и неумолимая трясина, не обещая при этом положенной профессиональной славы в случае успеха. И хотя речь идет о правах многих тысяч людей, главный герой раз за разом остается один.

«Тёмным водам» нужен собственный зритель, в пользу которого создатели картины сознательно пожертвовали массовым вниманием.

Картина Хейнса длится больше двух часов, и это зрелище время от времени буквально превращается в снотворное. Режиссер заставляет персонажей кружить вокруг одного и того же, демонстрируя таким образом, как трудно быть настоящим героем на правовом поле брани. «Тёмные воды» даже судебной драмой назвать не получается: камера в зал заседаний заглядывает крайне редко, выхватывая оттуда далеко не самые захватывающие эпизоды, а в остальном о поражениях и победах становится известно из обрывков разговоров, зачастую — телефонных. Сам Билотт бесконечно курсирует между конторой, натурой и собственным домом, где его видят крайне редко. Жена в исполнении Энн Хэтэуэй проявляет чудеса выдержки до самого финала, но в конце концов и она почти опускает руки. Война с химическим гигантом наихудшим образом отразилась на пути семейно-любовной лодки: главный герой даже во время домашних праздников большую часть времени проводит, сосредоточенно роясь в кипах бумаг. Партнеры по адвокатскому бюро тоже переживают несколько трансформационных этапов: сначала вертят пальцем у виска, затем подставляют плечо, проповедуя превосходство справедливости над выгодой, а после решают обвинить Роберта во всех финансовых проблемах — потому что так проще.

Руффало решает сложнейшую задачу. Он должен не просто показать обычного человека, избравшего делом всей жизни трудносдвигаемую волокиту, но и убедительно продемонстрировать, как это занятие истощает. Билотт — не какой-нибудь Перри Мейсон, способный одним перекрестным допросом перевернуть ситуацию с ног на голову. Он всего лишь знающий свое дело адвокат, который вынужден сражаться с целой армией коллег. При этом главный герой «Тёмных вод» отнюдь не испытывает всепоглощающего воодушевления от драки, в которую ввязался — собственно, он с самого начала не проявлял к ней ни малейшего интереса. Но то, что Роберт увидел своими глазами, сильнее любого отчаяния. Режиссер проявляет известную долю жестокости, и демонстрируя сцену со взбесившейся коровой, и заставляя героев вникать в жуткие истории болезни — в том числе и детские. Примечательно, что общество, на защиту которого выходит адвокат, легко проходит путь от благодарности к презрению. На Билотта сваливают все подряд, включая неспешность, с которой специалисты совсем другого характера проводят медицинские исследования. Проходят годы, затем — десятилетия, а «дело Теннанта» только обрастает новыми исками, и судьи тоскливо шутят про заседания, которые займут века.

«Тёмные воды» — это ода маленькому человеку, от которого порой зависит гораздо больше, чем от всех больших.

В основу сценария «Тёмных вод» легла даже не книга — большая статья в The New York Times Magazine, чем во многом объясняется отсутствие сюжетного разнообразия. Скандал вокруг мрущего в штате Огайо скота в реальности носил глобальный характер, но в фильме он не набирает должной силы. Хотя бы потому, что плохие ребята постоянно пребывают где-то за кулисами, а между Билоттом и теми, за чьи права он борется, отсутствуют посредники. Из-за этого местами кажется, что лента буксует, причем так, что уже не выберется. Но в итоге становится понятно, что «Тёмным водам» нужен собственный зритель, в пользу которого создатели картины сознательно пожертвовали массовым вниманием. Вероятно, часть этой аудитории воспримет фильм как руководство к действию и даже откажется от использования тефлоновых сковородок: слишком уж уверенно творение Хейнса прикидывается документальным. Впрочем, вряд ли постановщик всерьез собирался присоединиться к борьбе главного героя. Скорее хотел открыто высказать свое восхищение человеку, который, как следует из финальных титров, до сих пор продолжает сражаться на заседаниях по делу, о котором мало кто помнит. А компания продолжает платить и пользоваться славой одной из самых опасных для окружающей среды. В 2013-м, к примеру, именно DuPont возглавляла этот прискорбный рейтинг.

Рассказывая о жизни Билотта, Хейнс разрушает сразу несколько стереотипов. Тут вам и лощёный законник, с чего-то решивший поставить на кон собственную (и не только) карьеру по первому обращению нищего фермера; и его партнеры, пафосно включающиеся в битву с Голиафом; и шило, которое не может утаить в мешке всемогущая компания-гигант. Играет свою роль и то, что перед некоторыми угрозами все равны. Получается, что упрямо продолжающий травить людей концерн выступает истинной корпорацией зла, настоящим врагом каждого американца. В кадре то и дело появляются признаки попыток компании подправить свою репутацию показной благотворительностью, но чаши весов, по крайней мере для зрителя, находятся в слишком уж неравном положении. И вот на этом фоне наблюдать за работой Руффало — истинное удовольствие. Там, где, казалось бы, могла бы с успехом реализовать активную жизненную позицию любая знаменитость, безуспешно спасающая китов на другой стороне планеты, с оружием в руках оказывается только никому не известный семьянин, которому лучше бы заняться собственным здоровьем. «Тёмные воды» — это ода маленькому человеку, от которого порой зависит гораздо больше, чем от всех больших.

 

Афишу благовещенских кинотеатров смотрите ЗДЕСЬ.

Возрастная категория материалов: 18+