Порядочные люди: рецензия на фильм Гая Ричи «Джентльмены» с Мэттью МакКонахи и Колином Фарреллом

Британскому режиссёру Гаю Ричи, который совсем недавно достиг пика голливудской карьеры, став режиссёром диснеевского «Аладдина», очень захотелось вернуться домой — хотя бы в воображении. Зрители много месяцев провели в размышлениях — сможет ли постановщик действительно сделать крутой поворот и снять что-то на уровне лент «Карты, деньги, два ствола» и «Большой куш», которые на рубеже веков сделали его культовым. Ричи весьма убедительно ответил на этот вопрос: фильм «Джентльмены» получился не просто слегка старомодным, но и потрясающе уверенным в себе. Подпольные империи, гангстеры-интеллектуалы, деньги и стволы — всё это есть в картине, и, оказывается, по всему этому мы очень сильно скучали.

Сценарий Ричи написал самостоятельно, за камеру поставил оператора «Аладдина» Алана Стюарта. А с актёрским составом вышел сюрприз: никаких вам зубодробительных Джейсонов Стэйтемов, персонажи должны были полностью соответствовать названию картины. Три центральные роли достались Мэттью МакКонахи, Чарли Ханнему и Хью Гранту, периферия усилилась Колином Фарреллом и Мишель Докери. Режиссёр припомнил, что такое истинно британский юмор и взялся за дело с очевидным воодушевлением — работая на Disney, показывать авторский почерк было негде, так что в «Джентльменах» Ричи пустился во все тяжкие.

Удивительное дело, но в этой истории не по-джентльменски себя ведут только торговцы героином и их клиенты — все остальные держатся на должном уровне. Смотреть «Джентльменов» — не меньшее удовольствие, чем в них сниматься.

Рейтинг 18+ — пожалуйста, марихуана в кадре колосится стройными рядами, в морозильной камере запросто можно обнаружить чью-то голову, а смертоносным оружием могут стать даже самые обычные предметы быта.  Фильм не шокирует зрителя излишне жестокими сценами, но режиссёр снова с удовольствием обесценивает жизнь своих героев, которые хоть и обаятельны, но всё-таки вряд ли смогут найти на себе место для постановки клейма. В центре конфликта, конечно же, очень большие деньги, но по ходу развития сюжета некоторые из персонажей перестают понимать, за что сражаются: в каждом мужчине живёт и здравствует жестокий мальчишка, и если он научился готовить стейки и запивать их дорогим виски, это ещё ничего не значит.

МакКонахи сыграл владельца хитроумного европейского наркокартеля: сеть теплиц разбросана по всей старушке Англии и при этом хорошо укрыта от ока служителей правопорядка. Микки Пирсон поддерживает деньгами разорившихся аристократов, привыкших хорошо питаться и ничего при этом не делать. Взамен они предоставляют гангстеру свои владения и не задают лишних вопросов. Создав собственную империю, её единоличный повелитель решает отправиться на покой, продав бизнес за двенадцатизначную сумму — это позволит провести остаток жизни в домике у моря, а не в тюремной камере.

К тому же в окружающем Микки мире становится всё неспокойнее — постреливают, знаете ли. Купить производство собирается американский еврей Мэттью: но даже будучи приятно удивлён налаженной работой наркоплантаций, он рассчитывает на большую скидку. Обо всём этом мы узнаём от журналиста Флетчера, который остаётся рассказчиком до самого финала: герой Хью Гранта пытается отщипнуть от принадлежащего Пирсону пирога свой солидный кусочек — и тоже, наверное, уехать к морю обеспеченным пенсионером. Правая рука Микки, хладнокровный убийца с тёплым взглядом, пытается уладить сразу всё: персонажа Чарли Ханнэма зовут Рэй и он обладает повышенной стрессоустойчивостью.

Ричи рассказывает свою новую историю в привычном темпе, тасуя жестокость с юмором — и всё же «Джентльмены» не так уж и похожи на две его первых картины. Став настоящим мастером своего дела, режиссёр уже не гонится за зрительским признанием, а спокойно заявляет на него права. В фильме припасено огромное количество цитат (а, к примеру, сериал «Чёрное зеркало» и вовсе чуть ли не сплагиачен), и надо заметить, что Ричи вовсе не стесняется цитировать и самого себя, развешивая по стенкам постеры собственных картин.

Нотка издевательства чувствуется во всём, включая логотип студии Miramax, который публика давненько не встречала в кинотеатрах, а когда постановщик демонстрирует классический тарантиновский «вид из багажника», хочется подпрыгивать и хлопать в ладошки. Такая встряска была нужна и зрителю, и самому Ричи, утомлённому выхолощенным голливудским кино. Конечно, «Джентльмены» тоже являют собой прямолинейно коммерческий продукт, но он, по крайней мере, вызывающе просрочен — и тем удивительно хорош. Критики, конечно, будут вовсю сравнивать этот фильм с «теми самыми», и вряд ли в пользу новинки, но для постановщика возвращение к истокам абсолютно точно не означает попытку войти в уже освоенную реку: но и поиском компромиссов он заниматься намерен не был.

«Джентльмены» радуют глаз: опасная и кровавая жизнь заматеревших гангстеров упакована в красочную обёртку, и клетчатые спортивные костюмы уличной шпаны надолго останутся в памяти зрителя. Люди посерьёзнее одеваются соответственно статусу: тем обиднее забрызгать дорогущий пиджак тем, что обычно попадает на рукава и полы при перестрелках. Ричи снова использует нелинейное повествование и вовсе не чурается постмодернистских приёмчиков — но однообразной цветовой палитры, которой отличались его первые фильмы, больше нет. Режиссёр выжимает из тюбиков все краски, не боясь переборщить — и предлагает зрителю попробовать каждый цвет на вкус.

За этим разнообразием любопытно наблюдать: криминальные боссы, которые в прошлом веке чахли над златом в тёмных и пыльных кабинетах, в 2020 году вышли на улицу, с явным наслаждением подставляя солнцу и ветру лица. Благодаря этому и драка в итоге сводится к открытой: интриги интригами, но в итоге всё равно происходит разговор начистоту. И Ричи, который вовсе не собирается уподобляться своему герою и вешать перчатки на гвоздь, делает с помощью «Джентльменов» то, чего от него все так долго ждали. А в следующем году «Инкассаторский грузовик» (теперь уже со Стэйтемом) беспощадно раздавит последние зрительские сомнения.

Новый фильм британца не обошёлся ни без расизма, ни без сексизма — постановщик не то что бы выступает за эти социальные явления, но и не обозначить их существование не может. И всё же, как бы постоянно напоминает Ричи, мы с вами не в Америке — а в Соединённом Королевстве даже общественные пороки уникальны и неповторимы. Может, британское благополучие опирается а хлипкий и ветхий фундамент, может, давно пора починить протекающую крышу по всему периоду, может, гордые аристократы вынуждены есть с руки криминала, мечтающего, в свою очередь, о легализации.

Но режиссёр не собирается забывать, откуда он родом — смешивая в одном фильме боевик, детектив, комедию и драму, он не забывает и как следует поностальгировать. Удивительное дело, но в этой истории не по-джентльменски  себя ведут только торговцы героином и их клиенты — все остальные держатся на должном уровне, не позволяя себе позорить империю. Смотреть «Джентльменов» — не меньшее удовольствие, чем в них сниматься. По такому поводу можно даже файв-о-клок пропустить.

Возрастная категория материалов: 18+