«На контрасте»

— Светлана, какие у вас творческие планы на ближайшее время? Чего ждать от вас поклонникам?

— Мы завершаем этот сезон: находимся сейчас в туре, который называется «На контрасте». Потому что предыдущий тур был юбилейный, с оркестром — такой достаточно плотный и мощный. От грохота устала и решила попеть тихо. У нас еще осталось в гастрольном графике несколько десятков городов, потом — фестиваль в Германии. Закончим весной  и уйдем в академический отпуск. Просто где-то год не будем давать афишных концертов. Будем появляться на фестивалях, частных концертах — просто не будет этой гонки. Хочется творчества: создавать новые тексты и песни. Я соскучилась по себе как по творцу и хочу год посвятить студийной работе и творческому креативу. В условиях постоянной гонки мне делать это сложно. Я знаю артистов, которым это не мешает — они могут творить в дороге. Я так, к сожалению, не умею.

«Для меня соцсети — это как подглядывание в замочную скважину, вторжение в мое личное пространство, в личную жизнь. Сейчас, кажется, у человека вообще ничего личного не осталось!»

— Как любите отдыхать?

— Люблю дорогу, люблю путешествовать на машине, причем на большие расстояния. Легко могу, например, до Австрии доехать или даже до Португалии. Едем вместе с друзьями, я — за рулем.

— В Москве тоже водите машину?

— Нет. В Петербурге сама за рулем, а в Москву приезжаем на концерты. Машина в столице — не отдых, это как раз экстрим для меня. А самый любимый вид отдыха для меня — когда есть идея музыкальная или есть какой-то интересный заказ. Например, написать песню на стихи другого автора. И когда ты улавливаешь это зерно, когда одна музыкальная идея рождает другую — это невероятное счастье! И это для меня тоже отдых: я по-настоящему отдыхаю, когда творю! Особенно когда я это делаю с моими любимыми музыкантами, которые тебя понимают с полуслова!

Вне сетей

—  меня складывается впечатление, что вы достаточно мягкий человек. Сотрудники коллектива из вас веревки не вьют?

— Когда надо быть строгой, я строгая или категоричная, могу в жесткой форме поставить конкретную задачу: что делаем так и не иначе и в такие-то сроки. Но на этом моя жесткость и заканчивается.

— Испытание медными трубами не пришлось проходить? Звездная болезнь была в вашей жизни?

— У меня столько своих болячек, что мне только звездной болезни не хватает! (Смеется.) Вы видели хотя бы одного уважающего себя человека, который страдает звездной болезнью? Я — нет. Мне кажется, что это все зависит от внутреннего настроя и от воспитания. Меня воспитали так, что выпячивать себя и кричать о себе на каждом углу — это как минимум некрасиво. У меня перед глазами были такие примеры, которые не предполагали нескромное поведение, — люди, которые трудились в поте лица и досконально знали свое дело и при этом не выпячивали себя, а были погружены в свою любимую профессию и семью, без какого-либо намека на показуху.

— Уже из этого можно предположить, что вы не стараетесь как-то активно продвигать себя в социальных сетях — это так?

— Да, социальные сети — это совсем не моя история. И меня, честно говоря, даже раздражает, когда мои друзья что-то пытаются снять исподтишка, чтобы потом это выложить в Сеть. Я понимаю, что этого требует современный уклад жизни, но для меня это как подглядывание в замочную скважину, вторжение в мое личное пространство, в личную жизнь. Сейчас же, кажется, у человека вообще ничего личного не осталось! Для меня это чужеродно и неприемлемо, и это не мое категорически! В этом плане я совсем не современный человек. Еще не хочется время отнимать, а если все же делать это, то по каким-то стоящим поводам. Например, вышла книга — это важный повод для меня, этим я готова поделиться. Написала песню, вышел клип — да, я готова поделиться. Но вот просто каждый чих комментировать — вот это я делать не готова. Но признаю, что у кого-то это получается очень хорошо. Я, например, иногда заглядываю на страничку к Максиму Галкину — он прекрасно ведет блог, ему это дано, он все делает умно, тонко и талантливо.

 «Цифрам в паспорте не стоит доверять»

— Кроме музыки, вы еще находили время для театра. Вы и сейчас также заняты в спектаклях или это осталось в прошлом?

— У меня было несколько театральных опытов. Был поэтический спектакль Ильи Мощицкого «Плавание» по поэме Шарля Бодлера, затем мой моноспектакль «ОтношениЯ», представленный на прославленной сцене БДТ, совместная с актрисами театра Комиссаржевской постановка по Анне Ахматовой, спектакль «Моя счастливая жизнь». А в прошлом году для меня была большой честью стоять на одной сцене с Вениамином Смеховым в спектакле «Веселое имя Пушкин». Это был важный жизненный опыт для меня. Вообще театральная сцена — это завораживающий мир, отношусь к нему с огромным трепетом и пиететом.

— На телевидении какие проекты вам нравятся?

— Хорошая передача «Голос». Еще смотрела «Танцы» — тоже интересный проект, «Синяя птица» — прекрасный проект для юных талантов.

— Не хотели бы принять в них участие как наставник?

— Нет. Я бы сама у кого-нибудь проконсультировалась! (Смеется.) Мне самой еще многому надо учиться...

— Тогда поговорим о кино. Согласились бы сниматься в фильме?

— Кино?.. Наверное, нет. Но это сейчас беспочвенный разговор. И если вдруг поступит предложение — не факт, что я от него откажусь. Я готова к экспериментам!

— Как вы относитесь к цифрам в своем паспорте?

— Цифры в паспорте — это такая большая относительность. Темпоритм у каждого человека свой. А вот эти среднестатистические цифры, привязки к конкретным годам… Мы слишком в них верим. А им не стоит доверять.

«Если писать, то о важных моментах биографии»

— Вы выпустили свою первую автобиографическую книгу. Как решились на этот шаг?

— Ко мне поступило предложение от издательства, но для меня оно было удивительным. «Молодая, не худая», к тому же девушка, которая поет, — что такого я в жизни видела? Говорить не о чем… Но если писать, то о каких-то важных моментах в моей биографии, и в первую очередь о семье, которая меня воспитала и приняла. Работа проходила в несколько этапов. Сначала была идея — проанализировать несметное количество данных мною за последние годы интервью и сделать какую-то выжимку из них, скомпилировав самое интересное. Но этого было бы недостаточно. Потом к этому присоединилась идея ввести дневниковые записи. На это мало кто отваживался, будучи в добром здравии. Это потребовало от меня определенной смелости. Но мне не стыдно за эти записи. Это какие-то мои рефлексии, какие-то впечатления о тех людях и событиях, которые меня сформировали, такая антология моей души. Эта та подоплека, из чего сформировалась Светлана Сурганова, которая сейчас сидит перед вами. Потом, конечно, сюда вошли фотоальбомы, истории моей мамы и бабушки, которые мне хотелось увековечить... Но дневники пришлось адаптировать.

— Что вы там изменили?

— Некоторые моменты я опускала: они либо утратили свою актуальность, либо мешали динамике книги, были неинтересны… Но в целом для меня это был интересный опыт: окунуться в саму себя 30-летней давности. И поначалу, психологически это было непросто. Даже были моменты, когда я была не готова к встрече с собой образца, скажем, 1986 года. Я боялась работы над книгой, иногда хотелось бросить. Но я — человек слова, значит должна была выполнить обещанное. И когда был напечатан последний лист, я испытала огромное облегчение: я как будто отпустила большой промежуток своей жизни. И поняла, что без этого, наверное, не было бы возможно творчество в моей жизни.

Возрастная категория материалов: 18+