© Дмитрий Феоктистов/ТАСС© Дмитрий Феоктистов/ТАСС

© Дмитрий Феоктистов/ТАСС 

«Ситуация в России не дотягивает даже до вспышки»

— Георгий Витальевич, почему власти не проводят такие же жесткие меры для предотвращения распространения коронавируса, как в других странах, где закрыты границы и больные изолированы?

— Пока такой необходимости нет. Все-таки количество выявленных заболевших говорит о том, что пока эпидемии нет, это даже до вспышки не дотягивает. Вполне возможно, что и нам придется ввести жесткие и более решительные меры, но такие решения принимать очень сложно. Пока что у нас осуществляется достаточно серьезный контроль за теми, кто приезжает из Китая, Кореи, Италии, Испании. Все случаи заболеваний контролируются как в Москве, так и в регионах. Проблем с тестированием нет, результаты мы получаем довольно быстро, все отлажено достаточно хорошо.

— А если прилетевший человек заболел уже дома? Получается, его пропустят, не обследуя? Может быть, имеет смысл обследовать всех прибывших?

— Это может обернуться очень плачевно. Рано взятый анализ, который покажет отрицательный результат, может привести к тому, что, когда разовьются симптомы, зараженный коронавирусом человек будет убежден в том, что у него обычное ОРВИ.

— В какой период заболевания исследование считается наиболее достоверным? И когда заболевший человек является особенно опасным для окружающих?

— Наиболее информационными считаются исследования, сделанные в первые трое суток заболевания. А максимальное заражение происходит во время разгара клинических проявлений.

Георгий Сапронов, врач-инфекционист:

 

«Если бы это был потенциал на уничтожение человека, коронавирусом болели бы все одинаково: и дети, и подростки, и молодые люди. В случае с нашим вирусом у большинства пациентов заболевание протекает в легкой форме и только примерно у 15 процентов пациентов — в крайне тяжелой форме, и два процента погибают».

— Что происходит после того, как у человека подтвердился китайский вирус?

— В данном случае у нас прописаны все возможные варианты, начиная от домашней изоляции и заканчивая переводом в инфекционную больницу. Анализы делаются довольно быстро: любое медицинское учреждение может направить анализ в лабораторию и получить результаты уже на следующий день. Кроме того, все люди, контактировавшие с заболевшим, тоже попадают под медицинский контроль. Эпидемический потенциал этой инфекции не очень большой, но скорость распространения довольно высокая. И нам важно пресечь это распространение. Для этого и необходим учет и контроль. Именно такими методами мы сможем взять под контроль коронавирус и сдержать его дальнейшее распространение.

«Лекарства от коронавируса нет»

— Есть ли конкретные рекомендации, как защитить себя и свою семью от инфекции? Есть же люди, которые верят в целительную силу народных средств, например алкоголя и мочи, и они сейчас пытаются вовлечь в свои ряды и других...

— К этому вопросу должен быть разумный подход. Это касается и алкоголя, с которым связано очень много традиционных мифов. Не стоит это поддерживать. Мало того что алкоголь не защищает от болезни — он, наоборот, подавляет иммунную систему и мешает ей бороться с вирусами.

— Может быть, уже появились лекарства от коронавируса?

— Опыт, который имеется у наших китайских коллег, показывает, что на сегодняшний день таких лекарств, которые могли бы предотвратить развитие этого заболевания, к сожалению, нет. Есть рекомендации по отдельным препаратам, которые используются для реанимационных больных, находящихся в очень тяжелом состоянии, но это уже другая тема.

«Нашим китайским коллегам почти полностью удалось погасить распространение инфекции у себя в стране. Это говорит о том, что и мы тоже можем это сделать».

— Тогда, возможно, существуют определенные меры профилактики?

— Каких-то особенных мер профилактики тут не существует, но все же некоторые индивидуальные меры защиты помогут снизить риск заражения: это частое проветривание помещения и использование индивидуальных антисептиков. И пожалуй, самое главное — это карантинизация, то есть разобщение больных и здоровых людей. Любой человек, который чувствует себя плохо, у которого есть катаральные явления либо признаки бронхита, обязательно должен быть изолирован. Либо дома, если позволяет такая возможность, либо в стационаре. С этими мерами и будет связана основная борьба с коронавирусом в ближайшее время.

Погибают два процента заболевших

— Ходят слухи, что коронавирус мутировал и стал опаснее, это правда?

— Тут произошла подмена понятий. Дело в том, что в человеческой популяции уже давно циркулирует определенная группа коронавирусов, которые вызывают острые респираторные инфекции — от легких до среднетяжелых, а также кишечные инфекции. Другое дело, что в Китае среди животных произошла определенная мутация вирусов, которая привела к тому, что часть из них стала распространяться и на человека. И для того чтобы четко понимать, что это за вирус, мы и стали его называть новой коронавирусной инфекцией. Но на самом деле это и есть тот самый вирус, который взял свое начало в Китае.

— Ученые Австралийского национального университета спрогнозировали последствия коронавируса, которые кажутся чудовищными: по их прогнозам, инфекция убьет от 15 до 68 миллионов человек. Что вы об этом думаете?

— То, что коронавирус будет распространяться по миру, в этом сомнений нет. Что касается того, насколько будет выражена смертность, — это во многом зависит от качества медицины в той или иной стране. Поэтому давать прогнозы в этом отношении довольно сложно. И потом, жизнь показывает другое: нашим китайским коллегам почти полностью удалось погасить распространение инфекции у себя в стране. Это говорит о том, что и мы тоже можем это сделать.

— Однако это не отменяет того факта, что у этой инфекции более высокий эпидемический потенциал?

— Если бы это был потенциал на уничтожение человека, коронавирусом болели бы все одинаково: и дети, и подростки, и молодые люди. В случае с нашим вирусом данное заболевание у большинства пациентов протекает в легкой форме, и только примерно у 15 процентов пациентов оно протекает в крайне тяжелой форме, и два процента погибают. Это пациенты с сахарным диабетом, с заболеваниями сердца, ожирением и некоторыми другими заболеваниями. Поэтому распространение, возможно, будет обширным, однако степень урона несопоставима с другими опасными инфекциями. Еще раз повторюсь, что смертность во многом зависит от подготовки медицинских учреждений и опыта в лечении пневмонии в той или иной стране. Есть страны, где количество заболевших больше, а смертность ниже — взять ту же Германию.

«Все вспышки затухают сами по себе»

— Есть ли надежда на то, что с приходом тепла китайский вирус уйдет, как, например, это происходит с гриппом и другими сезонными вирусами?

— Наверное, мы можем говорить о том, что сезонность сыграет какую-то роль, но она вряд ли станет основной причиной затухания инфекции. И предсказать, когда коронавирус сойдет на нет, довольно трудно. Но я думаю, что рано или поздно это случится. Большинству вирусов, которые пришли от животных к человеку, довольно сложно «зацепиться» в человеческой популяции. По эпидемиологическим данным, обычно такие вспышки затухают постепенно сами по себе.  И в данном случае мы можем ускорить этот процесс с помощью карантинных методов. А пока что берегите своих пап и мам, дедушек и бабушек.

Возрастная категория материалов: 18+