Вулкан природных чудес

​Все начинается с любви. В том, что это не расхожая фраза, а истина, убеждаешься, побывав на Камчатке в единственном в мире музее вулканов. Его основатели, Алена и Сергей Самойленко, нашли здесь свою чуть запоздалую любовь, а затем создали уникальное сокровище, в котором можно узнать очень многое о жизни и характере загадочных и красивейших вулканов.

Два этажа волшебства

Петропавловск-Камчатский засыпан снегом, который местные называют средним. Расчищенная змейка тротуаров привела меня к бывшему детскому саду, в котором четыре года живет уникальный музей вулканов.

Он начинается с расписного забора, где органично расположились яркие картинки, повествующие об этих чудесах геологии.

— Ждем детей на экскурсию. У них она проходит в игровой форме. В залах гасим свет, и ребята с фонариками проходят увлекательный квест, — белозубо улыбаясь, поясняет Алена Самойленко.

У Алены фигура манекенщицы, бездна обаяния и очень умные глаза.

— Пойдемте, я вам покажу наш музей, скоро Сережа подъедет, тогда и поговорим, — приглашает войти она.

Войдя в первый зал вулканариума, сразу попадаешь в иной, неведомый ранее мир. Интерактивные экспозиции представляют жизнь камчатских вулканов: из кратера одного «вытекает» раскаленная лава, а извержение другого наглядно демонстрирует… парогенератор.

Среди экспонатов — фрагменты вулканической породы, застывшая лава, камни, привезенные с вулканов. Есть тут и живые спутники огнедышащих сопок — лишайники. Их поливают талой водой, с ними разговаривают.

Чтобы внимательно разглядеть причудливые «морщинки» лишайников, рядом с экспозицией лежат лупы. Здесь их никто не привязывает «противоугонной» веревочкой и никто не уносит домой.

— Здравствуйте, — певческим баритоном поздоровался Сергей Самойленко, бородатый и улыбчивый. Словно геолог из куплета советской песни.

Он сразу признался, что вулканические лишайники — его любимцы. Сергей с ними общается, любит возле них отдыхать, и каждое лето часть камней, лохматых и теплых от живого плюша, увозит к подножью вулкана, а в музей на время «командирует» новые.

«Камчатка — это милый образ…»

Сергей родился в Петропавловске-Камчатском, его детство прошло в нескольких сотнях метров от сегодняшнего музея.

— Папа работал в институте вулканологии. Добрую треть детства я провел у него на работе — вулканы мне были интересны всегда, — говорит Сергей.

Романтичный, умный мальчик в школе учился очень средне. Учеба его тяготила отсутствием творчества и строгим консерватизмом, где шаг влево и шаг вправо уже считался попыткой бунта.

То ли дело роскошная домашняя библиотека и радио, по которому он часами мог слушать любимые спектакли. А кислород для души давали седые камчатские вулканы, к подножию которых парнишка ходил часто и с удовольствием.

— Петропавловск — уникальный город. Идешь по улице, а перед глазами вулкан. Капля воображения — и ты по нему уже поднимаешься, — улыбается Сергей.

В тринадцать лет он улетел учиться в физико-математическую школу при Новосибирском академгородке. Там у него были прекрасные успехи в учебе и друзья, которым он часами рассказывал о любимой Камчатке и ее вулканах.

Говорит, что порой фантазировал нещадно! С каникул привозил в Новосибирск килограммы вулканических камней.

После окончания академической школы он поступил в Новосибирский университет. Получив диплом физика, Сергей принял заманчивое предложение работать в Корее.

В Сеуле у него все складывалось блестяще, включая условия жизни и работы. Там молодой ученый защитил кандидатскую диссертацию. Впереди были очень четкие перспективы благополучной жизни в корейском развитом капитализме.

Но он нестерпимо тосковал по родной Камчатке, вечера напролет пропадал в интернете, виртуально бродя по знакомым с детства рекам и вулканам полуострова.

— Понимаете, Камчатка — это образ. Милый образ. Море, вулканы, снега, которые меня не отпускали, — замечает Сергей Самойленко.

Он вернулся на Камчатку, пришел работать в институт вулканологии. И здесь у него случилась стремительная карьера: от рядового научного сотрудника до заместителя директора института по науке. Не скрывает, что дальше была прямая и короткая дорога в директорский кабинет.

Неизменный жизненный девиз вулканолога Самойленко: «Знать всё, и этим всем щедро делиться с окружающими». Сергей обретал крылья и счастье в научных экспедициях, проводя недели у живых «бронхов» Земли — камчатских вулканов.

И по-настоящему скучал, когда наступала необходимость заниматься административной работой.

Иногда он брал группы туристов, и, накопив отгулов на несколько дней, уходил с ними к любимым и понятным вулканам.

Их вспышка любви!

…Сергей и Алена до 2014 года жили на разных краях необъятной России. Он на ее «последней парте» — Камчатке, она — в тысячелетнем Ярославле. Филолог по образованию, Алена успешно и творчески руководила одним из подразделений Северной железной дороги.

Летом 2014 года она сыном прилетела на Камчатский симпозиум, в расписании которого было запланировано восхождение на один из вулканов. Группу сопровождал Сергей Самойленко.

Любовь с первого взгляда — это про них! Встретились взглядами, невидимая вспышка и — вулкан страстей! Очень скоро они поняли, что не смогут жить порознь.

У обоих на тот момент были хорошие семьи, в которых росли четверо детей.

— Мы сразу поняли, что если будем лгать, то опошлим наши чувства, поэтому приняли очень трудное решение сказать правду, — вспоминает Алена.

Ее взрослый сын с первых секунд принял ее сторону. На тяжелом семейном разговоре мальчишка сказал полную взрослости фразу: «Я за то, чтобы дать маме шанс…»

Вот так камчатский физик и ярославская лирик стали мужем и женой. 

В РЖД Алену Александровну не хотели отпускать с работы. Ей не раз задавали вопрос: «Вы не можете отправиться в любой другой регион России, где есть железная дорога?» Но ее любовь привела на единственный полуостров страны, где нет и метра железнодорожного полотна. Судьба!..

— Россия — уникальная страна. Огромная! Но на ее основной территории нет вулканов, исключение — Камчатка и Курилы. Соседняя Япония маленькая, но у нее много вулканов, — замечает Сергей Самойленко.

Пара решила открыть в Петропавловске-Камчатском первый в мире вулканариум. Говорят, что цель была вполне конкретной: музей должен быть таким, чтобы он удивлял и поражал даже тех, кого невозможно удивить вулканами — японских туристов. У начинающих капиталистов-музейщиков было ноль опыта. Они признаются, что наделали ошибок, но желание, помощь друзей и непоколебимая вера в задуманное сделали свое дело.

Самойленко продали все, что можно было продать, взяли несколько кредитов, заняли деньги у друзей. И начали восхождение на малопонятный пик музейного дела.

Они арендовали здание бывшего детского сада, находившегося в заброшенном состоянии, с размороженной системой отопления. Месяцы колоссальнейшего труда ушли на то, чтобы их задумка стала называться музеем.

Им поверили, вокруг них объединились люди, которые скрупулезно делали макеты вулканов, мастерили подсветку музейных витражей, начиняли залы всем тем, что способно удивить, захватить и не отпустить.

К слову, все, кто трудился над созданием музея, перечислены в почетном списке его создателей.

— Мы считаем, что на Камчатке замечательная власть. Нас поддерживали с первого дня и поддерживают по сей день. Но мы никогда не просили денег, мы всегда предлагали партнерство, — подчеркивают Самойленко.

Говорящий штрих. Родственники знаменитого вулканолога Владимира Леонова, открывшего знаменитую «Долину смерти» у подножья камчатского вулкана Кихпиныч, побывав в музее, приняли решение передать ему всю коллекцию вулканических камней, которую собрал Владимир Леонидович.

Дед Вулкан и Лавушка

Сегодня Камчатский вулканариум стал точкой притяжения и местом силы для многих жителей полуострова. Здесь одна выставка сменяет другую: местные художники и фотографы полюбили выставлять в музее свои работы.

В день нашего разговора в кафе музея дети отмечали день рождения обаятельного и шустрого мальчишки — сына одной из сотрудниц вулканариума.

— Мальчик замечательный, но у него есть определенные ментальные особенности. Мы видим, как трудно его маме, как она из всех сил старается его социализировать. Поэтому поддерживаем. У нас периодически собираются дети, у которых есть проблемы со здоровьем, и здоровые. Они играют, общаются, — пояснила Алена Самойленко. — Главное — у них счастливые глаза!

Минувшей осенью во дворе музея разбили волшебный парк. В нем поселились мифический Дед Вулкан и его Лавушка. Мастера из разных районов края выпиливали, собирали и вытесывали из камня, дерева и металла фигуры разных героев.

— Волосы шамана выпиливали электропилой. Представляете, каждую прядь! — эмоционально восклицает Алена.

Мореное дерево мастера везли за триста километров с отдаленного берега Камчатки. Сегодня парк спит под снегом, но он успел уже полюбиться гостям музея, в который многие приходят с маленькими детьми.

— Мы стараемся, чтобы ни один человек не ушел без доброй прививки любви и понимания к нашим вулканам. Экскурсии разработаны так, чтобы человек проникся удивительной жизнью живых вулканов, — рассказывает о своем детище Сергей Борисович.

Сергей говорит ярко, образно, метафорично и со знанием дела. Его на Камчатке называют гидом для гидов. После рассказа Самойленко ты начинаешь понимать многие эпизоды жизни этих таинственных исполинов и степень их влияния на нашу жизнь.

— Вулкан — это уникальная система, по которой можно понять, как зарождалась и продолжает формироваться жизнь на Земле, —объясняет вулканолог Самойленко.

Он наглядно показывает, как идет магический процесс извержения. Величиной с кулак кусок вулканической породы нагревает на газовой горелке, и на твоих глазах она начинает оживать: шипит, искрится, от нее летят маленькие «бомбочки».

— Это идет процесс высвобождения воды из перлита, — говорит Сергей Самойленко.

Когда «эксперимент» остывает, из породы получается застывший пористый кусочек привычной нам пемзы.

Эффектно подсвечен макет венерохода и лунохода, которые в советское время испытывали на склонах одного из вулканов полуострова. Склон и состав его породы был максимально близок к поверхностям Луны и Венеры.

— Здесь воссоздана идентичная картинка тех испытаний, — уточняет Алена Александровна.

В трех залах музея детально передана атмосфера природных чудес Камчатки.

Комплимент от президента

За минувший год в их музее побывало больше 19 000 человек. Уверен, что все они ушли отсюда влюбленными в Камчатку, которую Самойленко не считают «последней партой» нашей страны.

— Поверхность Земли не имеет центра. Камчатка близка к Владивостоку и океану. Камчатка очень интересная и привлекательная часть мира, — справедливо замечает Сергей Самойленко.

…Семья Самойленко живет в большом двухэтажном доме, вместе с ними — отец Сергея и мама Алены. Она, не задумываясь, сменила Ярославль на Петропавловск-Камчатский.

— Ой, вы знаете, мама стала певцом и патриотом Камчатки. Прилетая в Ярославль, она всем подругам поет оды любви об этом крае, — смеется Алена.

Минувшим сентябрем Сергей Самойленко встречался с президентом России во Владивостоке во время Восточного экономического форума. Он с присущим ему жаром увлечения рассказал главе государства о своем уникальном музее.

— Владимир Путин меня внимательно выслушал, затем, улыбнувшись, сказал: «Вы счастливый человек — занимаетесь любимым делом. А Камчатка — это бриллиант России», — вспоминает Сергей Самойленко.

Когда они только начинали переделывать бывший детский сад под уникальный музей, Алена сказала, что надо завести такую книгу отзывов и предложений, чтобы в ней обязательно расписался президент России.

— Моя интуиция говорит, что так и будет, — многозначительно улыбнулась Алена Самойленко.

Книга получилась большой и солидной. Половина ее страниц уже исписаны десятками благодарностей на разных языках мира — в адрес двух влюбленных человек. Талантливых, ярких и целеустремленных. Которые, объединив сердца, создали уникальный музей. Единственный в мире. В который хочется возвращаться.

Прямая речь

Оксана Герасимова, руководитель Агентства инвестиций и предпринимательства правительства Камчатского края:

— Сегодня деятельность вулканариума не только познавательная и образовательная. Она во многом социальная. Потому что на этой площадке сегодня собираются бизнес-сообщества, организуются различные мероприятия для разных групп населения.

В правительстве региона понимают, что музейное направление затратное. Мы поддержали идею создания этого музея на самом раннем этапе, выделили им грант в полмиллиона рублей, потом субсидию в 2 миллиона на развитие музея.

В декабре прошлого года администрация Петропавловска-Камчатского приняла решение о снижении для вулканариума арендной платы на пятьдесят процентов. В этом году для них будет разработан порядок на компенсацию части затрат по аренде здания. Музею до конца года из краевого бюджета будет выделено полтора миллиона рублей на развитие новых направлений их социального бизнеса.

Супруги Самойленко объединили вокруг себя социальных предпринимателей региона, которые тянутся к ним. Они им помогают совмещать бизнес и служение обществу.

Фотограф Дмитрий Былков. Камчатский край

Возрастная категория материалов: 18+