Фото: Архив АПФото: Архив АП

Взгляд епархии на историю

— Я считаю, что это проблема церкви и благовещенской епархии. Мы ее логично решаем. Потому что историческое место, которое передано Русской православной церкви, не может десятками лет быть заброшенным и поругаемым от бескультурных людей нашего города. У православной церкви есть опыт: если мы не можем построить большую церковь, мы строим маленькую и потихонечку собираем средства и подводим все к тому, что появится большой храм. Это место будет охраняемым, там будет хороший сквер, облагороженный. Там будет маленькая церковь, — высказал свою позицию Владыка Лукиан (Куценко).

Управляющий епархией подчеркнул, что новая церковь строится не на месте фундамента Свято-Троицкой церкви, а рядом. Владыка заявил: епархия не отказывается от планов возрождения Шадринского собора в будущем: «Этот храм послужит тому, чтобы там проходили сборы для дальнейшего возрождения этого же места и того же Троицкого собора».

Архиепископ коснулся вопроса изменения названия храма. Новодел будет именован в честь Албазинской иконы Божией матери «Слово Плоть Бысть».

— У нас в Амурской области вообще не было храма в честь этой святыни. Храм появился, только когда мы открыли монастырь в честь Албазинской иконы в Ивановском районе в селе Среднебелом. Но у нас в центре, у нас в Благовещенске, да и вообще по области и на Дальнем Востоке нет такого храма. В связи с тем, что монастырь был в честь Албазинской иконы, принято и мною благословлено, что храм будет в честь Албазинской иконы. В память об иконе, напоминание об этой реликвии и в память о женском монастыре. Мы обладаем такой реликвией, такой святыней всего Дальнего Востока и вообще Русской православной церкви. И у нас нет храма в честь Албазинской иконы. Достойно ли это нас, амурчан? Конечно, нет, — прокомментировал архиепископ.

Он также заметил, что смена названия не является попыткой переписать историю, так как Свято-Троицкая церковь входила в монастырский комплекс, один из корпусов которого строится сейчас.

«Шадринский собор был предвыборной кампанией»

«Строительство Троицкого собора было инициировано светскими властями. По тем временам было очень выгодно в предвыборной кампании красиво и много обещать. Наобещали настолько, что даже развалили кинотеатр на месте бывшего Троицкого собора. Менялась власть, менялись ответственные люди. Я с удивлением отношусь к прошлому времени. Как могли вообще поверить, что губернатор или мэрия построят храм? Ведь церковь от государства отделена. Это не задача светской власти, это задача церкви, это задача епархии. Конечно, епархии это льстило, мой предшественник ( прим. ред.  — владыка Гавриил) сразу согласился на это  проект. Но резко поменялись времена, поменялись люди. Этот проект просто остыл. Грустно, что десятки лет это место просто зарастает бурьяном», — выразил свою точку зрения арихиепископ.

— Действительно, сейчас мнений может быть очень много. Они будут всегда разные. Позиция Благовещенской епархии такова: эта проблема является проблемой Благовещенской епархии, а не тех, кто проявляет свои знания, видения или какие-то фантазии, — заявил он.

Архиепископ отметил, что возможности восстановить Шадринский собор нет: «Сегодня нет таких мастеров. Я очень благодарен Сикерину Валерию Яковлевичу, который проявил творческий активный интерес, делал все возможное, чтобы вернуть святыню нашему городу. Но даже он пришел к тому, что этот собор не возродить. И места мало, и уже часть прилегающей территории застроена. Это будет очень затратный проект. Будут ломки других людей, других организаций, чего бы не хотелось».

Сборы горожан сохранены

— Когда я приехал на благовещенскую кафедру, мне не переделали никаких дел по возрождению Троицкого собора. Это все было обнулено. Счет, который работал от Благовещенской епархии, имел около миллиона рублей. Все осталось на счету общины, которая сегодня занимается возрождением этого места. Это пожертвования, которые направлялись на Троицкий собор. Это крупицы, но они все сохранились, — отметил Владыка Лукиан.

Архиепископ подтвердил, что амурчане практически не жертвовали на возрождение святыни: «Это если и был 1 или 1,5 миллиона. За все время. Представляете? За много десятков лет. Те фонды, те, кто пытался помогать, они тоже были безденежны. Они вполне справедливо сказали: «Простите, но мы не можем вам помогать». Они отошли от дел. А те пожертвования, как мне кажется, были потрачены еще и на разборку кинотеатра. Какие-то суммы тратились на уставные вещи».

Полную версию интервью можно посмотреть на сайте Благовещенской епархии.

Амурские краеведы быстро отреагировали на интервью архиепископа. Ниже — пост Евгения Литуса в его краеведческом проекте в Instagram.

Возрастная категория материалов: 18+