«Клиентов нет – обязательства остались»: как выживают придорожные кафе в Приамурье

Амурский бизнес вместе со всей страной живет в новых реалиях. В народе им дали емкое название: «карантикулы». Из-за них упал рынок общепита. «Главный вопрос для отрасли сейчас в продолжительности введенных ограничений и сценарии выхода из кризиса», — говорит президент Гильдии рестораторов Амурской области Анастасия Вальде. Если многие городские заведения, чтобы удержаться на плаву, перешли на доставку еды, то у транзитных нет даже такой возможности. «Амурская правда» выясняла, как выживают кафе у дороги, без услуг которых в поездке не обойтись ни одному дальневосточному дальнобойщику. 

Благовещенский район: «Две пятерки» на замке 

По пути в космический город Циолковский мы остановились у «Двух пятерок» — самом популярном и продвинутом кафе на трассе Благовещенск — Свободный. Его основательница Надежда Дурманова начинала когда-то с двух столиков, потом расширилась до двух обеденных залов. Со временем приросла мини-маркетом, чтобы продавать свою полуфабрикатную продукцию — она всегда пользовалась спросом у проезжающих. Вместе с ассортиментом штат предприятия рос и два года назад составлял более 30 человек. Еще бы: в летнее время здесь обслуживали до 800 посетителей в сутки. Сейчас двери кафе на замке. 

— Мы закрылись потому, что не можем выполнить санитарные требования, нужно было ставить охрану. И кто-то еще должен следить за тем, чтобы все посетители были в масках. У нас на это нет ни людей, ни финансовых возможностей, — пояснил владелец кафе и сын его основательницы Степан Дурманов. 

Сегодня он возглавляет семейный бизнес и пытается решать все проблемы, в том числе по сохранению коллектива, который и так сократился. Однако виной тому вовсе не коронавирус. Последние два года на 55-м километре трассы ГИБДД постоянно ставит свой пост — в нем причина упадка бизнеса и недовольства местного населения.

— Как только гаишники ставят свой пост, сразу выручка падает на 40 %. Потому что люди стараются мимо проехать. Мы зарплату с трудом выплачивали, поэтому сократили штат до 20 человек, — озвучила первую проблему основательница малого бизнеса. — Тут же село считается — улица Егорьевская, а в селе поста не должно быть. Наш глава администрации предложил другое место — где раньше ручей был. Но ГИБДД не соглашается. Им удобно: есть где покушать, куда в туалет сходить, а то, что они нашему бизнесу мешают, что людей работы лишили, их не волнует. 

Сейчас пост «прописался» здесь надолго — Свободный закрыли. Но к этой ситуации местные жители относятся с пониманием: явление временное. И в душе у Надежды Дурмановой теплится надежда, что с 1 июня кафе разрешат открыть, люди выйдут на работу. Но есть вопрос — как работать? Оборотных средств у предприятия уже нет. 744 тысячи рублей составили прямые убытки кафе «Две пятерки» только за два месяца: март и апрель. И это без учета неполученной прибыли. 

— Кафе закрыли, но холодильники-то работают. Задолженность за электроэнергию за два месяца — уже 158 тысяч. По зарплате мы еще за март со всеми не рассчитались и за апрель нужно 270 тысяч. Президент обещал для малого бизнеса беспроцентный кредит. Обратился в Сбербанк, где у меня открыты счета, а там сказали: «Можем дать кредит только под 16 %». А в ВТБ поставили условие: или берешь 1 миллион 900 тысяч рублей, или никакого беспроцентного кредита. А зачем мне такая огромная сумма?! Ведь эти деньги нельзя использовать на оплату отопления или электроэнергии — только на зарплату и налоги. На это нам и 300 тысяч хватит. Не дают! — развел руками Степан Дурманов. — Говорят: миллион 900 тысяч — это лимит. Мы согласились, а куда деваться… 

Шимановский район: кафе «Гагаш» выручает КФХ

Транзитное кафе «Гагаш» за семь лет, что работает на федеральной трассе, получило большую популярность не только у дальнобойщиков, но и у жителей всего района. Хоть оно в 18 километрах от Шимановска, горожане едут сюда, чтобы отметить юбилеи, корпоративы, свадьбы. От клиентов отбоя не было. 

22

придорожных кафе зарегистрированы на территории Амурской области. Сколько из них выживет после ограничительно-пандемических мероприятий, большой вопрос

 — Сейчас наша выручка 800—900 рублей в день, — рассказал индивидуальный предприниматель Эльчин Гулуев. — Здание мое, но его же содержать надо. Отопление, свет, налоги — все вместе 130 тысяч ежемесячно. И еще же на зарплату пяти сотрудникам надо. Меня выручает фермерское хозяйство. Молоко продаем и навоз. Сейчас весна, все огороды начинают засаживать, навоз всем нужен. Вырученные деньги вкладываем в кафе. Не закрываю его, чтобы только люди не уволились. В Амурской области у фермеров две проблемы — это сбыт продукции и кадры. Я в свое время только картофеля до 100 тонн выращивал и еще другие овощи. И капусту квасили, и бочковые помидоры делали. Сейчас натурпродукция местных производителей никому не нужна, в гипермаркетах — импорт. Сбыта нет, да если еще работников потеряем, тогда вообще на бизнесе можно крест ставить. Поэтому кафе не закрываю. А за беспроцентным кредитом в банки даже обращаться не стал, не хочу зря время терять.

Мазановский район: «Перекресток» работает в убыток

— Одна из главных проблем у всех — закредитованность бизнеса. Клиентов нет, а обязательства и текущие платежи остались, — чуть не плачет Наталья Пронина, владелица придорожного кафе «Перекресток» в Мазановском районе. — Посетителей мало. Можно сказать, почти никого. Раньше в рабочие дни были заняты все столы, а сейчас всего лишь два-три человека останавливаются пообедать. Какая тут выручка! Мы даже на зарплату себе собрать не можем. 

Хозяйка «Перекрестка» провела собрание коллектива, объяснила, каково реальное положение ее малого бизнеса, спросила, не желает ли кто-то сам уволиться. Люди ответили: «Увольняться не будем. Куда мы потом пойдем работать?» В придорожном кафе работает восемь женщин, у всех семьи, дети. У некоторых это единственный заработок в семье. 

— Конечно, я людей увольнять не хочу, — тяжело вздыхает Наталья. — Количество блюд мы сократили, но в целом меню остается, как и прежде, разнообразным. И цены не повышаем. Иначе люди вообще заезжать к нам не будут. «Сухпаек» водитель и дома может взять, а ему ведь горячей свежей пищи хочется поесть. С конца марта мы работаем в убыток, не покрывая даже расходы на продукты, которые используем на приготовление пищи. Но я иду на это, лишь бы насобирать хоть небольшую выручку. Ее хватает только на то, чтобы оплатить свет: плиты работают, вывоз мусора и налоги — все! А нам же как-то надо еще и людям помочь. Заработная плата, если нам не удастся помощь от государства получить, пойдет уже на долг. 

По поводу поддержки малого бизнеса предпринимательница обратилась на горячую линию, ей дали номера банков, где можно взять беспроцентный кредит на зарплату сотрудникам. 

— Позвонила. В банке сказали: вы должны сначала заложить свое недвижимое и движимое имущество, а потом мы вам дадим кредит. И только под проценты, — голос Натальи Прониной задрожал. — Конечно, я никаких кредитов брать не стала. Если я еще заложу свое жилье, те же автомобили, на которых мы товар возим, могу вообще остаться ни с чем. Мы же не знаем, как дальше будет развиваться ситуация.  

По словам хозяйки кафе, что такое работать в убыток и ждать обещанной помощи от государства, она знает: проходила в наводнение. Потери ей действительно возместили — 300 тысяч рублей. Еще 200 с лишним тысяч выделили от района на приобретение холодильников. Но чтобы сделать ремонт и снова приступить к работе в кафе, понадобилось почти три миллиона рублей. 

Как бизнесу получить помощь:  

Cемь тысяч амурских бизнесменов получили возможность воспользоваться новыми мерами поддержки

https://www.ampravda.ru/2020/05/13/096012.html

Приамурью выделили на поддержку бизнеса дополнительно 30,5 миллиона

https://www.ampravda.ru/2020/05/07/095863.html

Амурский бизнес по ИНН сможет узнать о доступных мерах поддержки на новом сервисе ФНС

https://www.ampravda.ru/2020/05/17/096104.html

 

Возрастная категория материалов: 18+