Фото: Владимир ВоропаевФото: Владимир Воропаев

Стрелец и его команда

— Петр, ваша студия VATA известна коммерческими проектами, вы работали с областным правительством, мэрией Благовещенска и крупными компаниями в сфере дизайна и архитектуры. Как появился Центр развития территорий?

— Мы очень долго сотрудничали с областным правительством: готовили экспозицию для Восточного экономического форума, участвовали в Амурском экономическом форуме, делали презентации, разрабатывали дизайн новой экспозиции в областном краеведческом музее, начали заниматься дизайн-кодом. Плюс в последнее время начала образовываться потребность у городов области в качественных общественных пространствах, комфортной городской среде и прочих проектах благоустройства. Поэтому приняли решение пойти по опыту двух на тот момент пилотных регионов — Татарстана и Удмуртии — и создать Центр развития территорий. Позже уже после решения возникли региональные центры компетенций по инициативе Минстроя. В общем, мы зарекомендовали себя — поэтому собственно нам все и поручили. Мы донабрали команду и стали работать в интересах области.

— В чем главная задача центра?

— Помощь муниципалитетам. Сегодня у органов местного самоуправления часто нет представления о том, как должна выглядеть городская среда, какими должны быть фасады, интерьеры, но есть потребность в этом. А мы занимаемся этим профессионально. У нас в штате менеджеры проектов (которые умеют собирать технические задания, выстраивать коммуникации, находить подрядчиков и следить за соблюдением планов и графиков), аналитик (который собирает данные о городской среде), архитекторы и дизайнеры. Мы знаем, как создавать проекты, у нас есть методологии, мы общаемся с профессиональным сообществом, в том числе с теми, кто проводит федеральные конкурсы по благоустройству.

«Главный тренд — развитие пешеходной инфраструктуры, приоритет общественного транспорта, озеленение и отказ от пластика».

Но кроме того, что мы сами можем выполнять проекты, мы можем выступать как региональный оператор — по заказу муниципального образования можем найти субподрядчиков, сформулировать технические задания, выбрать поставщиков, взаимодействовать и вести авторский надзор. И по итогу передать готовый проект.

— Заказчиком проектов благоустройства, новых общественных пространств являются местные власти — они точно знают, чего хотят их жители?

— На этапе подготовки проекта мы всегда вовлекаем людей — есть такой термин «соучаствующее проектирование», который мы только начинаем внедрять на территории области. Например, возьмем условное общественное пространство на пересечении условной улицы Ленина с условным проспектом Мира. Анализируется, какова площадь пространства и кто входит в его ареал обитания — это 15-минутная пешеходная доступность. Определяются заинтересованные группы населения, эксперты, изучается история места. Уведомляем жителей о собрании, на котором описываем цели и задачи пространства. Люди говорят, что хотят они, озвучивают свои идеи, пожелания. Мы готовим техническое задание, проверяем, какие из пожеланий могут быть воплощены, а какие нет, и на следующей встрече объясняем.

16

общественных территорий Благовещенска изменятся в этом году благодаря ЦРТ.  Сейчас проводится анализ этих скверов, зеленых зон и площадок

Хотят, например, жители домов поставить лебедей из шин — мы объясняем, почему это не хорошо. (Смеется.) Мы показываем и аргументируем проект, отсекаем лишнее и снова обсуждаем с жителями, дорабатываем и передаем в органы местного самоуправления. Тогда люди будут понимать, что это действительно делается для них. К сожалению, в программе инициативного бюджетирования были случаи, когда жители получали деньги, но были в итоге разочарованы — потому что сами изначально не поняли, что хотят увидеть.  

 

— Какие сегодня тренды в благоустройстве территорий?

 — Разумеется, главный тренд — развитие пешеходной инфраструктуры, приоритет общественного транспорта, озеленение городов, использование натуральных материалов и отказ от пластика. Трендов достаточно много, важно понимать, на какой стадии находится развитие города и чего хотят жители. Некоторым городам рано или не нужно избавляться от авто, а некоторым пора задуматься о зеленых аллеях и бульварах.

Если люди хотят велосипедную инфраструктуру — значит, надо ее сделать. Другое дело, что без инфраструктуры может быть и желание не появится. Поэтому многое зависит от генпланирования и от воли муниципалитета. Хорошо, когда в проекте властей и жителей участвует третья сторона — бизнес. В проектах мы стараемся предусматривать места для малого бизнеса — планируем их местонахождения и делаем так, чтобы киоски не контрастировали с общим дизайном. Хорошо, когда на этапе проектирования интересы бизнеса учитываются. В таком случае и людям в парке будет удобно — они смогут выпить кофе, перекусить, и бизнес района будет развиваться.

Ивановка заказала парковую зону

— Над какими проектами уже работает команда ЦРТ?  

— Наш первый проект — Ивановка. Власти района обратились к нам, чтобы мы помогли разработать проект огромной парковой зоны: парк и сквер. Там очень осознанные жители, они уже работали по программе инициативного бюджетирования. Мы уже обсудили с ними, что они хотят видеть в новой парковой зоне. Например, уже решено оставить старую танцплощадку — это в Ивановке исторический объект. С танцплощадкой связано куча культурных, семейных, исторических событий. Поэтому мы восстанавливаем ее образ. Подробно всё обсуждаем. В среднем разработка проекта длится около года. Ивановка обратилась заранее, поэтому у нас есть время, чтобы все придумать и не принимать решений впопыхах. Также в этом году ЦРТ занимается 16 общественными территориями в Благовещенске. Сейчас проводится анализ этих скверов, зеленых зон, площадок. Объем работы очень большой, планы работы расписаны до конца года минимум. Но для всех муниципальных образований, которые будут к нам обращаться, Центр готов выступить оператором и найти проверенных подрядчиков для исполнения работ.

Плюс, мы оставили на себе часть нашей первоначальной деятельности — презентации. Регион и некоторые муниципалитеты понимают: чтобы презентовать свои инвестиционные возможности, получать федеральные дотации или бороться на конкурсах за бюджетные деньги, необходимо качественно подать себя, говорить с аудиторией на понятном визуальном языке. Так было с Белогорском, которому мы помогали делать презентацию на программе «Комплексное развитие моногородов». Они выбрали такой вариант и не пожалели — их усилия и наши окупили себя сполна.

  — Какие сегодня тренды в благоустройстве территорий?

 — Разумеется, главный тренд — развитие пешеходной инфраструктуры, приоритет общественного транспорта, озеленение городов, использование натуральных материалов и отказ от пластика. Трендов достаточно много, важно понимать, на какой стадии находится развитие города и чего хотят жители. Некоторым городам рано или не нужно избавляться от авто, а некоторым пора задуматься о зеленых аллеях и бульварах.

Если люди хотят велосипедную инфраструктуру — значит, надо ее сделать. Другое дело, что без инфраструктуры может быть и желание не появится. Поэтому многое зависит от генпланирования и от воли муниципалитета. Хорошо, когда в проекте властей и жителей участвует третья сторона — бизнес. В проектах мы стараемся предусматривать места для малого бизнеса — планируем их местонахождения и делаем так, чтобы киоски не контрастировали с общим дизайном. Хорошо, когда на этапе проектирования интересы бизнеса учитываются. В таком случае и людям в парке будет удобно — они смогут выпить кофе, перекусить, и бизнес района будет развиваться. 

Возрастная категория материалов: 18+