• Фото: Андрей Ильинский
  • Фото: Андрей Ильинский
  • Фото: Андрей Ильинский

Люди и эпохи

— Вера Витальевна, 90-летие — для вуза какая дата? 

— В рамках жизни одного человека это очень много, несколько поколений. Для вуза же не столь солидный возраст, поскольку есть вузы и с большей историей. Но в наших 90 лет уложилось несколько эпох. Это были 1930-е — тяжелейшие годы становления нашего тогда аграрно-педагогического института. Требовалось немало сил, чтобы создать задел для учебы, науки, материально-технического обеспечения, общежития. Тогда же была тотальная безграмотность, и нужно было найти людей, которые смогут отучиться и пойти дальше учить детей в школах. Потом была целая эпоха времен Великой Отечественной войны, когда целыми группами студенты уходили на фронт, добровольцами уходили и преподаватели. Затем восстановление после войны, когда потребовалось гигантское количество сил. Но вуз с достоинством выходил из каждой сложной ситуации.

— Какие выдающиеся педагоги работали в стенах БГПУ?

— Из тех, кого мне хотелось бы назвать, — это Василий Михайлович Ступников, дедушка нашего губернатора Василия Орлова. Он был историком, много лет возглавлял университет. Долгие годы в вузе работал Николай Антонович Шиндялов, его научные труды, изыскания в области истории родного края известны далеко за пределами нашего региона. Многим знакомы книги про Амурскую область известного географа, краеведа Николая Карловича Шульмана, который тоже работал у нас. Как и Георгий Александрович Груздев, известный географ, ветеран Великой Отечественной войны, участник Парада Победы 1945 года.

Яков Степанович Бугров был специалистом в области математического анализа и написал трехтомный учебник по высшей математике, удостоенный Госпремии. В нашем вузе преподавала профессор филологии Нехама Иоановна Вайсман, которая была в фашистском гетто. Многие годы она возглавляла кружок литературного чтения, устраивала со студентами творческие вечера. Юрий Павлович Сергиенко возглавлял наш вуз 15 лет, область его научных интересов лежала в астрономии. Благодаря его таланту и телескопу, который находится на станции Широтной, были открыты новые звезды.

 

В 1981 году за достигнутые успехи в подготовке педагогических кадров БГПУ (тогда еще пединститут) был награжден орденом «Знак Почета».

И сегодня у нас работают не менее интересные люди. Александр Васильевич Урманов — специалист с мировым именем по изучению творчества Солженицына — возглавляет наш альманах «Амур» и недавно издал двухтомник об амурском поэте Федоре Чудакове. Наверное, я кого-то обижу, если не назову, но за 90 лет было много достойных педагогов. Для каждого выпускника нашего вуза есть свой, близкий и дорогой, учитель.

Армия учителей

— Вера Витальевна, как ректор педагогического вуза, который расположен на Дальнем Востоке, видите ли вы какую-то особую специфику, которая свойственна именно БГПУ?

— Сегодня мы сохранились именно как ведомственный педагогический вуз: готовим учителей не только для нашей области, но и для других регионов страны. К нам обращаются из Хабаровского края, Еврейской автономной области, Якутии. В этом году поступил запрос из Владивостока на учителей, просят целый перечень специалистов. Регулярно обращаются школы европейской части нашей страны, их интересуют учителя китайского языка. Все это говорит о высоком уровне подготовки в вузе. Даже из наших «троечников» получаются хорошие педагоги! А ведь изначально педуниверситет был аграрно-педагогическим вузом, готовил учителей для школ крестьянской молодежи. «Аграрно» — в связи со спецификой нашего сельскохозяйственного региона. Позже стал педагогическим институтом.

— Многотысячная армия учителей в амурских школах — это же все ваши выпускники?

— За 90 лет состоялось 87 выпусков, вуз подготовил более 50 тысяч учителей. Самый первый выпуск был в 1933 году, через три года после основания института. Всего тогда выпускалось 42 человека. На пятилетний срок обучения вуз перешел значительно позже. Среди первых выпускников был Виталий Закруткин — впоследствии известный советский писатель.

Виталий Закруткин (1908—1984) — русский, советский писатель и литературовед. В 1932 году экстерном окончил Благовещенский педагогический институт; в 1936-м — аспирантуру Ленинградского педагогического института имени Герцена. В том же году защитил кандидатскую диссертацию и получил назначение на должность заведующего кафедрой русской литературы Ростовского государственного педагогического университета, где работал до 1941 года. Во время Великой Отечественной войны служил в РККА, был корреспондентом армейской и фронтовой газет, майор, награжден орденом Красной Звезды.  Широкую популярность в СССР и за рубежом принесли «Кавказские записки» — художественно яркая хроника — летопись, запечатлевшая гигантскую битву за Кавказ в 1942-1943 гг. Фото: ussr22.su

— Сколько преподавателей сегодня работает в вузе?

50

тысяч учителей подготовил Благовещенский педагогический вуз за годы своей работы

— У нас около 200 преподавателей, в основном это кандидаты и доктора наук.  Остепененность нашего профессорско-преподавательского состава составляет почти 80 процентов. Кадровая политика — одна из составляющих успеха в работе любого вуза. Испокон веков наш вуз был нацелен на подготовку учителей не просто как педагогов, а еще и как исследователей. Читала воспоминания бывшего ректора Федора Авраамовича Цвида (возглавлял вуз в 1956—1970 годах), он еще тогда писал, что любой вуз никуда без науки. Очень хорошая, качественная теоретическая подготовка позволяет нашим выпускникам добиваться высот в науке. Многие выпускники стали известными учеными в области истории, физики, химии, математики, биологии, географии, филологии.

Я сама оканчивала наш университет по специальности «учитель биологии и химии». Область моих интересов лежит в ботанике, я кандидат биологических наук. Помимо того, что могу преподнести этот предмет (меня научили, как это делать), еще и хорошо знаю флору Амурской области и сопредельных территорий.

Женщина во главе

— Впервые за всю историю БГПУ ректор — женщина. Как вы чувствует себя в такой должности?

— Возглавлять педвуз действительно тяжело. Потому что женская психология такова — пропускать все через себя. И бессонные ночи бывают, и слезы. Но при этом холодный рассудок все равно побеждает: я Скорпион по знаку зодиака, это мне помогает.

В университете я с 1984 года. Первый раз попала сюда на день открытых дверей, потом поступила на естественно-географический факультет. Заходя впервые в вуз, конечно, не думала, что когда-то стану ректором. Но одна я бы не справилась. У меня есть единомышленники, которые зачастую моложе меня, по-другому смотрят на жизнь и всегда открыты новому. Это креативные, позитивные, с массой безумных идей коллеги.

— Что же фантастического они предлагают?

— Например, когда были объявлены Минпросвещения РФ гранты в рамках национального проекта «Образование», мы долго сопротивлялись тому, чтобы делиться своим опытом, не хотели участвовать. Но в итоге решились и выиграли грант, причем оказались в самой верхушке лестницы среди вузов.

Или предложение открыть магистратуру на английском языке, которое тоже было на грани фола. Кто ее будет реализовывать? Кто туда пойдет? В итоге мы заключили договор с Хэйхэским университетом, провели целую серию мастер-классов по обмену опытом, причем все на английском языке. И в этом году впервые набираем будущих магистров английского языка. Не поверите, насколько это оказалось востребованным!

Другой пример: проректор по научной работе Александр Барбарич предложил заключить договор между вузом и Китайской академией наук. И тоже получилось! В этом году Китайская академия наук нас профинансировала на изучение редких видов птиц водно-болотных угодий, маршрутов их миграции.

Приграничное сотрудничество

— По каким направлениям у вас налажено приграничное сотрудничество?

— Географическое положение Амурской области обусловило тесное сотрудничество с КНР. У нас давние дружеские отношения с Хэйхэским университетом. В далеком 1989 году мы были первыми, кто заключил договор о международном сотрудничестве. Модель, которую выстроил наш университет с китайским вузом, получила высокую оценку и на российском, и на китайском уровнях. 30 лет совместной работы с китайцами — это очень много. Причем мы пошли дальше — теперь у нас более 25 партнеров в Китае, мы входим в Ассоциацию вузов России и Китая (АВРиК), в Союз педагогических вузов КНР и РФ. Также заключили договоры с китайскими ссузами, ребята приезжают сюда в рамках языковых школ.

10

факультетов, 5 корпусов, 4 общежития насчитывает сегодня педагогический университет

Чтобы знать своих соседей, нужно говорить с ними на одном языке. Мы продвигаем русский язык в Китае и китайский язык в России. В прошлом году при поддержке консульства КНР в Хабаровске впервые проводили олимпиаду по китайскому языку среди школьников, студентов вузов и ссузов Дальнего Востока. В этом году она должна была состояться во второй раз, но, к сожалению, пандемия изменила планы.

Также мы тесно работаем с РУДН — это наш старший брат. У вуза налажено взаимоотношение в Францией — это заслуга Николая Владимировича и Ольги Николаевны Кухаренко. Благодаря им у нас издается журнал на французском языке «Salut! Ça va?»

— Как вы считаете, рейтинги вузов — это эффективный показатель их деятельности?

— Когда появился мониторинг эффективности вузов, наш вуз ни разу не попадал в неэффективные. БГПУ всегда был эффективным, выполняли все показатели. Иногда два показателя «западали», но это не зависело от нас. Например, по результатам баллов ЕГЭ школы надо оценивать, а не вузы. И нельзя все вузы мерить под одну гребенку — каждый в чем-то уникален. В нашей стране всего 33 педагогических вуза, в них особая атмосфера, особый тип отношений между студентами и преподавателями, особое братство внутри вуза. С другой стороны, оценка стимулирует к развитию тех или иных направлений, выявляет слабые места у вуза.

Дефицит учителей в школах

— БГПУ — кузница учителей. Но почему в школах не хватает педагогов?

— Государство должно поднимать престиж профессии учителя, обеспечивать его социальными гарантиями. Более 40 процентов наших выпускников сегодня пополняют школы города и области. Это меньше, чем требуется. В прошлом году по области было открыто 400 вакансий учителей. Заполнение этих мест — не совсем задача вуза, а скорее муниципалитетов и министерства образования области. Если они заинтересованы в наших выпускниках, то должны готовить места, чтобы молодые учителя приехали и там остались.

Например, одна наша выпускница работала в составе педагогического отряда в Селемджинском районе, ей очень понравилось, она с удовольствием осталась бы в сельской школе, но там элементарно нет дорог и интернета. Если бы это все хотя бы компенсировалось большой зарплатой, но ведь у молодых педагогов она небольшая. Конечно, получив первую зарплату, молодой учитель начинает искать новую работу. Это системная проблема, и решить ее педвуз не может. Ни один из работодателей не сказал нам, что мы плохо подготовили выпускника, но быт, точнее его отсутствие, молодых учителей заедает.

— Вы говорили, что студенты сейчас иные. Какие?

— Они другие! Они мыслят иначе, обладают набором компетенций, навыков и умений, которых нам в силу своего возраста уже недоступны. Они не делят мир на полутона, для них существует только черное и белое. Они свои мечты превращают в цели.

В нашем вузе всегда было инакомыслие — свободолюбивые студенты и преподаватели. Кто-то за это даже поплатился своей свободой и жизнью. Но, оглядываясь назад, понимаешь, что это были по большей части прогрессивные люди, которые смотрели на перспективу. И когда сегодня появляются такие свободолюбивые, инакомыслящие студенты, преподаватели, я считаю, что это хорошо.

Дистанционное обучение

— Был ли болезненным для вуза переход на дистанционное обучение?

— Нет, не был. Когда пришел коронавирус, наши преподаватели давно уже работали на интернет-платформе Moodle, где были размещены лекции, методические материалы, задания для студентов. Поэтому мы как работали, так и продолжили работать в электронно-образовательной среде.

87

выпусков состоялось за 90 лет в БГПУ

С другой стороны, полностью дистанционная работа высветила ряд проблем — в плане материально-технической базы. Поэтому мы стали использовать и другие электронные платформы. Нам пришлось научиться проводить конференции и общественные мероприятия в таком формате. Например, 10-я юбилейная конференция «Россия и Китай» проходила в онлайн-режиме в течение трех дней. Ее участники — от стран Европы и Ближнего Востока до Южно-Восточной Азии.

Однако дистанционное обучение не может заменить настоящего живого общения. Да, таким образом может быть организовано самостоятельная работа студентов, но полностью заменить им весь учебный процесс невозможно.

— Как в условиях пандемии коронавируса вы отмечаете 90-летие вуза?

— Мы запланировали много разных мероприятий, но, к сожалению, не провели их, поскольку в онлайн-формате это сделать невозможно. Например, хотели посадить аллею деревьев, посвященную выпускникам и факультетам вуза. Планировали гигантский флешмоб со студентами факультета иностранных языков, но поскольку это массовое мероприятие, то пришлось отказаться. К 1 сентября планировали открыть музей БГПУ, но опять же перенесли свои планы. Какую-то часть из запланированного, возможно, проведем осенью, когда эпидситуация стабилизируются.

Главный корпус ждет ремонта

— Педагогический университет находится в здании, построенном в 1912 году. Чувствуете ли в нем дух старины?

— За 30 с лишним лет, конечно, я к нему привыкла — к массивной двери, лестнице, колоннам и аркам. Но те, кто впервые заходит к нам, признаются, что испытывают ощущения некоего храма. В прошлом году по инициативе студентов мы впервые провели мероприятие «Ночь в университете». Знаете, что я заметила? Особую духовную энергетику в нашем актовом зале. Возникло такое ощущение, как будто попала в намоленное место. А ведь когда-то там была гимназическая церковь, с высокими, в 6 метров, потолками. У нас даже сохранилась уникальнейшая библия в старинном окладе ХVII века. На месте бывшего иконостаса, скорее всего, сейчас находится сцена с серпом и молотом, колосьями пшеницы.

— Планируете ли ремонтировать фасад главного корпуса?

— Исторические здания требуют капитальных вложений, особого согласования, не все подрядчики могут их ремонтировать. Чтобы освежить фасад центрального корпуса, нам нужно почти 27 миллионов рублей. Плюс еще 90 миллионов — на внутренний ремонт здания. Комплект документов на проектные работы готов, но у вуза сегодня нет таких денег. В условиях пандемии мы недополучаем свои внебюджетные средства — не работают столовая, Центр организации довузовского образования, мы не провели множество конференций и форумов. Своими силами с ремонтом вуз не справится, но губернатор активно нам содействует в этом плане.

На очную форму бакалавриата больше мест

— Выпускникам школ в этом году советуют не экспериментировать с выбором вуза. Что бы вы сказали нынешним абитуриентам?

— Думаю, что каждый из ребят уже выбрал вуз, в котором хотел бы учиться. В этом году мы будем набирать на 455 бюджетных мест на очную форму обучения (это на 24 места больше, чем в 2019 году) и 144 — на заочную. Это бакалавриат. На магистратуре выделено 99 мест «бюджета». Традиционно будут востребованы иностранные языки, история и обществознание, физкультура и спорт, информационные технологии. В этом году впервые за несколько лет мы получили бюджетные места в аспирантуру — 3 места.

Новый учебный год хочется начать в традиционном формате — с торжественной линейкой 1 сентября, живым общением. Чтобы ребята почувствовали атмосферу присутствия в вузе. Всем нам хочется праздника!      

«Каждый в какой-то степени связан с БГПУ»

«Если выйти на улицу и спросить у прохожих: «Что такое педуниверситет?», то можно услышать много разных ответов. Кто-то скажет: «Здесь училась моя мама», другой ответит: «Я окончил его». Третий вспомнит про своего учителя. Четвертый скажет про школу иностранного языка или Институт Конфуция, где он изучает английский и китайский языки. Шестой признается, что играет в баскетбол в известном на весь Дальний Восток клубе «Аметист». Не найдется тех, кто в какой-либо степени хоть как-то не был связан с нашим вузом», — замечает Вера Щёкина. 

Возрастная категория материалов: 18+