• На квартирнике собрались герои документального фильма «Город. Краски. Рок-н-ролл».
  • Автор фильма Александр Гассан и организатор «Кочевых квартирников» Евгений Еремин.

Рок во время эпидемии

Из-за эпидемии коронавируса квартирник перекочевал из уютной кухни в просторный зал загородного клуба, но число участников все равно пришлось сильно сократить. Рокеры честно соблюдали требования амурского управления Роспотребнадзора: немногочисленных гостей рассадили подальше друг от друга и попросили надеть маски. Для тех, кто не попал на концерт, организовали онлайн-трансляцию.

Загородный «Кочевой квартирник Е. Е.» собрал несколько поколений благовещенских музыкантов и художников. Все они — герои документального фильма амурского художника Александра Гассана. Как признался автор, на создание картины ушло около года. За это время он записал интервью примерно с 30 артистами. «Спасибо всем, кто согласился на съемку. Мне никто не отказал», — поблагодарил участников Александр Гассан.

«Материала столько, что можно еще два фильма сделать», — добавил художник. И это несмотря на то, что хронометраж картины и так не вписывается в современные стандарты — полвека городского искусства с трудом уместились в пять часов.

Первая электрогитара города

На правах представителя старой гвардии и автора проекта «Кочевые квартирники» открыл джем-сейшен лидер группы «Сквозняк» Евгений Еремин. Концерт начался с «привета из 80-х» — песни «Город рок-н-ролла». По словам Евгения, это одна из самых ранних песен группы, шуточный антигимн СССР, но сейчас из-за пандемии она снова актуальна.

— А вообще это о Благовещенске тех времен, когда он был закрытым. Мы в самом начале 80-х ездили в Комсомольск-на-Амуре, где на площадках проходили крутые дискотеки и жутко завидовали тамошней молодежи. У нас  дискотеки были тогда, в основном, при институтах и техникумах, и на них дежурили комсомольцы-дружинники. Следили, чтобы запрещенных групп не включали, не носили футболок с крачащими рок-принтами. А в Комсомольске для нас была Мекка — никаких запретов в репертуаре, — признался АП музыкант.

Следом микрофон перешел Виктору Воробьеву — участнику ВИА «Эксперимент» и живой легенде, как представил его ведущий концерта актер Роберт Салахов. Именно Виктор первым в городе приобрел профессиональную электрогитару. Впрочем, самый первый свой инструмент он создал сам.

— В 1968 году я сам сделал гитару, поставил на нее звукосниматель за 9 рублей. И сразу же, на первом выступлении на выпускном вечере факультета в институте, ее украли, — поделился давней историей музыкант.

Альтернативный гимн Благовещенска

Презентацию документального фильма приурочили к старому дню рождения Благовещенска, который до 2006 года отмечали 17 июля. Поэтому джем-сейшен не обошелся без исполнения гимна. Точнее, его альтернативной версии. Музыкант Виктор Авдеев несколько лет назад решил принять участие в конкурсе на гимн областного центра. Вместе с Александром Гассаном они даже сделали клип для него. Победа в итоге досталась другому автору. Но для участников квартирника Виктор исполнил свою версию гимна.

Диски с фильмом «Город. Краски. Рок-н-ролл» можно приобрести у автора — Александра Гассана. В будущем он планирует разбить пятичасовой фильм на несколько частей и разместить его на YouTube в виде мини-сериала.

Ветеранов рок-движения на сцене сменило новое поколений музыкантов, начинавших в конце 90-х — начале нулевых: лидер группы «Крах» Данил Буйницкий и солист «Блокады Сердца» (экс-«Перекресток») Александр Худеев. «Это тот приятный случай, когда хит нашей группы вышел за пределы Амурской области и даже Дальнего Востока», — предварил исполнение «Пожаров и дождей» Роберт Салахов.

Как рассказал Александр Гассан, Данил Буйницкий и Александр Худеев — это самые молодые герои его фильма.

Даниил Буйницкий.

После небольшого перерыва концерт продолжил один из самых молодых амурских рок-н-ролльных коллективов — «Проект АмурZея».

Чтобы помнили

Александр Гассан признается, к документальному фильму его в первую очередь подтолкнуло желание сохранить историю амурских художников и музыкантов, возродить забытые имена.

— По сути, я — упертый меломан. У нас с Женей Ереминым сначала был проект «Запретные звуки» —  фильм о том, как проникал рок-н-ролл в Благовещенск. И я тогда посмотрел под другим углом на наших музыкантов, увидел, какие же у нас талантливые люди, и почти всех я знаю. Поинтересовался, что можно послушать из прошлого, и оказалось, что почти ничего не осталось. И так мне стало обидно, что все уходит в никуда. И хотелось хоть как-то это остановить, — рассказал АП Александр.

Так художник стал документалистом и интервьюером. В его фильме герои сами рассказывают о себе и времени, в котором они жили и творили. Два часа посвящены музыкантам, два — истории художников. Кстати, герои этой части — Николай Рыбак, Анна Максименко, Евгений Гоменюк — также приняли участие в квартирнике.

— В фильме есть и о маститых художниках, и о художниках-оформителях. Но в первую очередь я старался сохранить память о тех, кого начали забывать, — рассказал автор.

«Собирал записи по личным архивам. Пытался найти самые антикварные, ранние вещи. В итоге получилась ретроспектива с 1975 до 2020 года», — говорит автор фильма Александр Гассан.

Последний час фильма — это архивные записи рок-н-ролльщиков, которые удалось найти автору.

— Собирал записи по личным архивам. Я пытался найти самые антикварные, ранние вещи. В итоге получилась некоторая ретроспектива с 1975 до 2020 года, — рассказал автор. — Есть музыканты, с которыми мне не удалось поговорить, но их работы, выступления есть в фильме. Например, сильнейшая группа «Купе» — ее лидера Сергея Коржа уже нет, остальные разъехались, к сожалению, не получилось их записать.

Как отметили участники концерта, Александр Гассан проделал титаническую работу, собрав уникальный материал.

— Эту работу трудно переоценить. С точки зрения арт-краеведения — этот фильм настоящая находка. Мало бы кто взялся за такую работу, тем более с нулевым бюджетом, — прокомментировал музыкант Евгений Еремин. — В наше время пять часов фильма — это достаточно много. Но можно посмотреть на это, как на вызов скоростному времени, клиповому сознанию. Возможность выдохнуть и посмотреть, может быть, не за один раз, а как сериал.

Начало авторской рок-музыки

Как рассказал Евгений Еремин, «Сквозняк» стал одной из первых групп Благовещенска, которая начала не просто исполнять западные и отечественные хиты, а играть свою музыку.

— Нашей комманде выпала честь стоять у истоков возникновения русскоязычной рок-поэзии в Приамурье — писать и исполнять авторский материал на родном языке. К широкой известности мы не стремились, играли в достаточно узком кругу единомышленников. И когда в 1980-м в Комсомольске-на-Амуре услышали легендарный «Серпантин» — группу, ориентированная на свои песни, сразу воспряли духом, — вспоминает Евгений Еремин. — Зарождением авторской русской рок-поэзии в Приамурье можно конец 70-х.

Квартирники на карантине

«Не сказать, что коронавирус и карантин нас подкосили. Мы провели несколько квартирников в онлайн для друзей, — признается Евгений Еремин. — Но мы надеемся, что пандемия не навсегда и, дай Бог, к осени все пройдет». Сейчас организаторы кочевых квартирников строят планы на будущее. По словам Евгения, планируется уходить от формата кухонных посиделок и чисто музыкальных вечеров.

— Хотелось бы знакомить слушателей с людьми разных профессий, разных творческих направлений. Интересно неочевидное. Например, сегодня мы представляем художника Александра Гассана как документалиста и журналиста. Хотя в культурном пространстве Благовещенска Сашу больше знают как художника-авангардиста. А вот как этно-музыканта, коллекционера этнических музыкальных инструментов, как видеооператора, монтажера, документалиста его пока мало кто знает, — рассказал он. — Очень хочется сделать квартирник с Робертом Салаховым. Показать его не только как артиста, а как режиссера, как большого знатока творчества Иосифа Бродского и поэзии Серебряного века, почитателя Чехова.  

МНЕНИЕ

Евгений Еремин, музыкант, автор проекта «Кочевые квартирники»:

— В фильме собраны и ресторанные музыканты, исполняющие чужие произведения, и неформалы, рокеры, ориентированные на свое, оригинальное творчество. То есть те люди, кто в реальной жизни почти никогда не пересекался. Но это может быть и плюс — интересная возможность увидеть все в одном фильме, сравнить. Конечно, любопытно услышать, как и у кого появилась первая электрогитара в городе, в каком году первый ВИА появился, кто в каком ресторане пел, как диски западных групп приобретали, в каких местах города тусовалась молодежь. Но для литературного краеведения, которое мне, как литературоведу, близко, важны прежде всего авторы, а не исполнители, пусть даже очень высокого класса. Мне в первую очередь интересна поэзия на родном языке, история появления первых поэтических рок-текстов в Благовещенске, их место в литературном процессе Приамурья.

Возрастная категория материалов: 18+