Региональная общественно-политическая газета
Свежий выпуск: №47 (28937) от 3 декабря 2020 года
Издается с 24 февраля 1918 года
4 декабря 2020,
пятница

Что спасет общепит в пандемию: история владельца сети кофеен Владимира Михеева

Люди

«Кто у нас такой активный?» — поинтересовалась руководитель амурского управления Роспотребнадзора Ольга Курганова после выступления амурского бизнесмена, одного из владельцев сети кофеен DO.BRO coffee Владимира Михеева. На онлайн конференции бизнеса и власти он раскритиковал запреты на работу кафе и ресторанов. «Я представился, она сказала: раз вы говорите, что у вас все так хорошо и безопасно — приеду. И приехала в течение 15 минут». Как в пандемию выживает общепит Благовещенска, Владимир Михеев рассказал «Амурской правде».

  • Фото: Владимир Воропаев
  • Фото: Владимир Воропаев

«Никто не был готов»

«Люди не перестанут есть никогда» — эта аксиома делает общепит одной из самых популярных сфер бизнеса. Однако в России кафе, закусочные, рестораны больше относятся к индустрии развлечений. Особенно четко это заметно в небольших городах и отдаленных от центра регионах.

 — Благовещенск — небольшой город, и у большинства жителей есть время, чтобы сходить в магазин за продуктами, а затем приготовить еду дома. Кроме того, наши супермаркеты интенсивно развивают тему бакалеи и готовой еды. Это удобно и недорого, — говорит Владимир Михеев. — Поэтому рестораны и кафе у нас воспринимаются в первую очередь как времяпрепровождение, место между домом и работой. При этом в обществе не без помощи СМИ и различных госструктур сформировалось мнение, что общепит сейчас — это потенциальная опасность заразиться коронавирусом. Люди ограничивают свои походы в рестораны, кофейни и бары, опасаясь заразиться.

К тому же развлечения — это первое, на чем экономят люди, когда боятся экономической нестабильности. В итоге сегодня доходы общепита не просто снизились, а катастрофически упали у всех предпринимателей этой сферы. «К такой ситуации никто не был готов. Да, в теории нужно иметь финансовый резерв на случай подобных ситуаций. Но предпринимательская культура у нас очень молодая. Теперь, наверное, будут откладывать. Однако весной, когда все началось, ни у кого не было особых сбережений, резервных фондов, которые позволили бы спокойно переждать пандемию», — объясняет Владимир.

«Кто тут такой активный?»

Поначалу и владельцы точек общепита, и потенциальные клиенты надеялись, что это ненадолго, и тяжелый период просто нужно переждать. Переломным стал июль.

— Первые два месяца некоторые арендодатели делали скидки либо отсрочки по платежам. Но потом сказали — хватит, и начали брать полную цену. Доходы у общепита за все это время не увеличивались, долги росли. В июле стало известно, что ограничения нашей сфере снимать не будут, — говорит бизнесмен. — Да и в целом меняется образ жизни людей в обществе, и меняется надолго. У нас около трети благовещенских бизнесменов, кто занимается общепитом, всерьез задумались о продаже дела. У кого-то уехали китайские повара на родину, многие потеряли слишком много средств из-за первых трех недель, когда часть продуктов просто испортилась, а закупать новые оказалось не на что. Стали появляться объявления «продам оборудование», «продам действующий бизнес».

Для антикризисной стабилизации DO.BRO coffee использовала резервные фонды, которые должны были пойти на реконструкцию и масштабирование объектов. Из этих денег в первую очередь платили зарплаты. «Не потому что президент сказал, а потому что мы несем перед сотрудниками ответственность», — объясняет Владимир. Именно эту тему он поднял на одной из видеоконференций бизнеса и властей.

— Почему-то у властей складывается мнение, что бизнесмены  — это люди, которые озабочены только получением прибыли. Это не так. Мы понимаем, что такое предпринимательские риски, приняли их. И о доходах сегодня уже никто не говорит. Но за каждым из нас — команда. Люди, которым нужно платить кредиты и ипотеки, содержать себя и зачастую семью. А чтобы платить зарплату, нужно зарабатывать, — делится бизнесмен. — При этом люди не перестали есть и отмечать важные события! Только теперь они делают это на улице, в гаражах и на дачах. Причем если в заведениях общепита проконтролировать соблюдение всех мер безопасности реально, то там — нет. Так почему у нас работают практически все сферы, кроме заведений общественного питания?  В общем, когда я выступил со своим мнением, руководитель амурского управления Роспотребнадзора Ольга Петровна Курганова мне говорит: «Кто у нас такой активный?»  Я представился, она сказала: раз вы говорите, что у вас все так хорошо и безопасно — приеду сразу после конференции. И действительно, приехала буквально в течение 15 минут.

Чек-лист безопасности

Владимир Михеев показал, в каком режиме работает DO.BRO coffee, вместе с представителями Роспотребнадзора обсудили некоторые меры безопасности. Итогом стало решение — инициативный бизнесмен разрабатывает стандарты для работы кофеен в пандемию, и им разрешат работать. Если на количестве заболевших это не отразится — по этим стандартам сможет открыться весь общепит.

— На самом деле мы ничего не выдумывали. Еще в начале весны Амурская федерация рестораторов и отельеров разработала и предложила властям стандарты безопасности для ведения бизнеса в этой отрасли с учетом всех противоэпидемиологических мер. Но тогда их не приняли. Мы взяли за основу этот документ, рекомендации Роспотребнадзора, консолидировали и визуализировали и создали рабочие инструменты в виде чек-листа безопасности, — говорит Владимир Михеев. — Вывели определение кофеен: заведение, где не должны продавать алкоголь, нет полноценной кухни, акцент на напитки и готовые десерты, продукты подаются в одноразовой посуде. Прописали и необходимые меры: термометрия сотрудников каждые три часа, уборка помещений, перчатки и маски для всего персонала, причем использованные средства индивидуальной защиты складываются в отдельные мешки и выбрасываются тоже отдельно. И сотрудники относятся к этим требованиям серьезно, ведь это их безопасность. На самом деле принести вирус с улицы, где ты контактируешь со множеством народа, гораздо легче, чем поймать его в кафе, где соблюдаются все меры предосторожности. Кстати, в наш чек-лист тайного покупателя, который может заполнить любой посетитель, использовав QR-код, распечатанный на стенах, мы включили и вопросы о безопасности. Например: все ли сотрудники носили маски и перчатки? Таким образом контроль за безопасностью ведется, даже когда начальства нет на месте. До первого августа ситуацию будут мониторить. Конечно, теперь кофейни, которые открылись (с 15 июля разрешили работать заведениям с залом менее 50 квадратных метров), несут ответственность перед остальными заведениями общепита. От их добросовестного отношения к соблюдениям мер безопасности во многом зависит открытие остальных точек общепита в Благовещенске. Надеюсь, все получится, и горожане смогут вновь вернуться в кафе, рестораны и закусочные.

Хочешь выжить — расширяй каналы и анализируй

«Люди перестали ходить в кафе и рестораны, но не перестали есть. А значит, нужно найти путь, как доставить свой продукт к их желудку», — объясняет стратегию работы кофеен DO.BRO coffee Владимир Михеев. По его мнению, выжить смогут только те, кто готов развивать много- и омниканальность бизнеса.

— Один канал — это продажа в самом здании ресторана или кофейни. Многоканальность — это когда ты собираешь заказы также с помощью соцсетей, своего сайта. А если ты также устанавливаешь свои точки в торговом центре, развозишь еду на различные предприятия — это уже омниканальность, — объясняет бизнесмен. — Нужно понимать, где сейчас находятся твои клиенты, и идти к ним со своим продуктом. У нас еще до пандемии готовился сайт для онлайн-продаж. Мы запустили доставку по городу. Развиваем сети, мессенджеры. Выложили товар на онлайн-полки в картографических сервисах, например в 2GIS. Мы работаем не только в формате кофеен, но и закупаем зеленое зерно, обжариваем его и продаем. Сейчас планируем зайти в сети наших супермаркетов. Запустили сбор средств для нового проекта, основанного на синестезии — восприятии вкуса через цвет. Заказали тактильную упаковку, нашли производителя. По задумке, будем расфасовывать продукт упаковки — кофе, который соответствует тому или иному цвету.

«На самом деле из пандемии можно извлечь немало полезных уроков. У нас в стандартах теперь прописано, что здание должно быть обязательно с двумя точками выдачи продукта: основной вход и окно выдачи, если вновь придется работать только навынос. К тому же сейчас люди освоили онлайн-покупки. Коронавирус уйдет, а эта полезная привычка останется», — считает Владимир Михеев.

На днях стартует наш консалтинговый проект — кофе-точки в магазине вещей. Люди пришли купить себе одежду и заодно покупают кофе. Или пришли за кофе и заинтересовались вещью. Мы должны прийти туда, где есть трафик. Например, открывается бизнес-центр на Хмельницкого — мы открываем там точку.

Еще пять лет назад, когда мы приходили в банки с предложением открыть у них кофе-точку, нам говорили: вы в своем уме? А сегодня DO.BRO coffee вошла в топ-5 компаний в стране, где пилотными проектами запускают кофе-точки в Сбербанке: мы открыли две таких в Благовещенске, причем в пандемию.

Еще обязательное условие выживания — системность. Выживут компании, которые много внимания уделяют цифрам, бизнес-аналитике и на основании этого принимают решение. Раньше предпринимательство у нас было скорее интуитивным: а не попробовать ли мне меню, как у соседа? Нужно смотреть на анализ, коэффициент продаваемости у того или иного блюда и напитка. И на основе этого ставить планы продаж, прописывать скрипты (последовательность предложений клиенту. — Прим. АП) сотрудникам. У меня есть примеры ресторанов китайской кухни, которые справляются и работают, а есть и те, кто закрылся. Хотя меню у них практически одинаковые.

Есть анатомия результата. Его добиваются те, у кого есть четко сформированная, оцифрованная цель, и те, кто ищет пути для ее реализации.

Точечная поддержка 

— Наше предприятие состоит из трех юридических лиц. И только по одному мы смогли доказать снижение выручки больше чем на 30 процентов, получили по 12 тысяч на каждого сотрудника, — вспоминает руководитель DO.BRO coffee. — При этом затраты на подготовку документации огромные. У нас в папке, подготовленной для получения субсидий, больше 250 документов в итоге получилось. И все равно отказы. В одном случае — потому что больше 15 человек в компании работает. Во втором — доходы упали на 27 процентов, а не на 30.  В общем, много потраченного времени впустую. И это притом что мы живем в мире автоматизации! Зачем нужно было придумывать барьеры в виде ОКВЭД и потом уточнять их? Есть 54-ФЗ (о применении контрольно-кассовой техники. — Прим. авт.) — В распоряжении государства ежедневная онлайн-отчетность по поступлениям на твой расчетный счет. Программы спокойно могут вывести графики, которые наглядно отразят самые пострадавшие сферы и даже компании: на основании результатов можно точечно помогать наиболее пострадавшим. В конце концов, есть система Эвотор, которая автоматизирована и имеют всю аналитику, есть банковский эквайринг. Договаривайтесь с ними, анализируйте и распределяйте поддержку. Не знаю, почему не стали использовать эти методы.

Кофе меньше не станет

Пандемия меняет привычки людей не всегда в худшую для бизнеса сторону. «У нас было снижение трафиков кофейни и потребления кофе, но категория кофе в магазинах выросла», — отмечает Владимир.

Причем слухи о том, что в ближайшем будущем кофейных зерен будет не хватать и они резко поднимутся в цене, бизнесмен не подтверждает.

— Пока цена на кофе не растет. Более того, идет снижение. Правда, на итоговых ценах у нас это не отразится: курс доллара тоже поднимается, а зерном на бирже торгуют именно в этой валюте. Максимум, что мы сможем, — сдержать тут цену на некоторые время. При этом Россия растет по потреблению кофе, но еще большую популярность он приобретает в Китае. Конечно, это огромный рынок сбыта, и, если полтора миллиарда человек там начнут несколько раз в неделю употреблять этот напиток, действительно, может образоваться дефицит зерна. Но Китай сам развивает свои кофейные плантации, где раньше выращивали чай, в основном в провинции Юньнань. Она граничит с Вьетнамом, откуда завозят кофейные деревья.

В ближайшей перспективе кризиса зерна мы не ожидаем. Даже если в этом году из-за пандемии будут снижены объемы собранного кофе, это нивелируется прошлогодним урожаем: в 2019 году он был весьма обильным. Конечно, делать более долгосрочные прогнозы сложно, но чем выше спрос — тем больше это стимулирует предложение. Сегодня фермеры, работающие с зерном, используют далеко не весь свой потенциал.

Возрастная категория материалов: 18+

Добавить комментарий

Забыли?
(Ctrl + Enter)
Регистрация на сайте «Амурской правды» не является обязательной.

Она позволяет зарезервировать имя и сэкономить время на его ввод при последующем комментировании материалов сайта.
Для восстановления пароля введите имя или адрес электронной почты.
Закрыть
Добавить комментарий

Комментарии

Комментариев пока не было, оставите первый?
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было

Материалы по теме

Более 2500 амурчан работают удаленно или находятся на самоизоляцииБолее 2500 амурчан работают удаленно или находятся на самоизоляции
Отдохнули и заразились: губернатор предостерег от проведения массовых новогодних корпоративовОтдохнули и заразились: губернатор предостерег от проведения массовых новогодних корпоративов
94 представителя туротрасли и гостиничного бизнеса Приамурья получат региональные субсидии
Два благовещенских бара оштрафуют за обслуживание посетителей в залах после девяти вечера
Василий Орлов: «Муниципалитеты должны ускорить выплату субсидий бизнесу в период пандемии»
Полпред в ДФО: «Основной каркас для развития Амурской области создал Владимир Путин»
Ковид уменьшил аппетиты: амурчане стали экономить на продуктах, кафе и салонах красоты
Малому и среднему бизнесу продлили «ковидную» отсрочку по налогам ещё на три месяца
Экономим в пандемию: амурчане урезали расходы на транспорт, салоны красоты и туризм
Более 8,6 миллиона рублей распределили между пострадавшими в пандемию амурскими перевозчиками
Василий Орлов назвал недопустимой для амурских кафе работу в пандемию после 23 часов

Фото: Владимир ВоропаевФото: Владимир ВоропаевФото: Владимир ВоропаевФото: Владимир Воропаев
Самозанятым амурчанам выдадут микрозаймы по ставке от 1%: прием заявок уже идетЭкономика
Оперативный штаб: свободный коечный фонд для больных СOVID-19 составляет 22,6 процентаКоронавирус
Утренники в Амурской области пройдут без родителей и артистовКоронавирус
Более 2500 амурчан работают удаленно или находятся на самоизоляцииКоронавирус
85 процентов в форме ОРВИ: в Амурской области 149 случаев COVID-19Коронавирус
«Стань Дедом Морозом»: амурчане могут исполнить желания детей-сиротОбщество

Читать все новости

Люди

Подвиг на льду: 9-летний благовещенец Макар Белоусов вытащил  из полыньи тонущего друга Подвиг на льду: 9-летний благовещенец Макар Белоусов вытащил из полыньи тонущего друга
«Я уехала в Москву в никуда»: благовещенка приняла участие в «Битве дизайнеров» на ТНТ
«Я в кино всеядный»: актер и ювелир Евгений Крюков, его князь Курбский и взгляды на жизнь
«У нас будет девочка!»: благовещенская семья узнала пол будущего ребенка на ледовой открытке
Из хирурга — в инженеры-лаборанты: «Асфальт» проводил на пенсию старейшего сотрудника
Система Orphus