Три шага регистрации

Систему персонифицированного финансирования (когда на каждого ребёнка родители могут получить один сертификат, который финансируется государством) внедряют в Амурской области наряду еще с 14 регионами России с этого года в рамках регионального проекта «Успех каждого ребенка» нацпроекта «Образование».

Наш регион вошел в тройку лидеров: на сегодня уровень реализации программы — около 90 процентов, и в сентябре этот механизм финансирования заработает. А значит, дети смогут получать бесплатное для них образование с начала учебного года, рассказали на онлайн пресс-конференции областного правительства. Система рассчитана на детей в возрасте от 5 до 16 лет. Амурская область потратит на эти цели 14 миллионов федеральных, областных и муниципальных средств.

В некоторых учреждениях, несмотря на сертификаты, будут набирать воспитанников по результатам вступительных «экзаменов», например на спортивные направления.

Стать обладателем сертификата несложно: для этого нужно зарегистрироваться на сайте «Навигатор дополнительного образования Амурской области». «Как правило, это занимает у родителя от 10 до 30 минут, — прокомментировал заместитель руководителя федеральной экспертной группы по внедрению целевой модели дополнительного образования детей Анатолий Барсуков. — Но даже если человек не справится сам, он всегда может обратиться в образовательное учреждение своего ребенка — школу или сад. Ему помогут, в том числе зарегистрируют и электронную почту, которая необходима для доступа в личный кабинет на сайте». Затем родитель на сайте «Навигатор» выбирает программу, которая интересует ребенка и подходит к его возрастной группе, и оставляет заявку.

Третий шаг — прийти в образовательное учреждение своего ребенка с его свидетельством о рождении и СНИЛС. Здесь сертификат зарегистрируют. После этого остается дождаться обратного звонка от выбранной ребенком организации, подтвердить выбор и отправляться на секцию или кружок.

Сгораемая сумма

 — Каждый сертификат имеет уникальный номер, после его регистрации родители с помощью сайта смогут вести электронное портфолио: здесь будет размещена история посещений – какие кружки или секции выбирал ребенок, также здесь можно почитать отзывы о программах допобразования и оставить свой, — комментирует Анатолий Барсуков. —  По сути, работу сертификата можно сравнить с пластиковой картой. Вы выбираете, что именно им оплачивать из предложенных вариантов, но в пределах суммы, которую определяет для своей территории каждый муниципалитет.

14

миллионов потратят на систему персонализированного финансирования в Приамурье. Это деньги федерального, областного и муниципальных бюджетов.

Сертификат будет действителен в течение учебного года – с сентября по май. Правда, в этом году, поскольку проект пилотный, нынешние сертификаты будут работать до конца 2020 года. Это необходимо для «обкатки» системы. Затем их планируют продлить. С 2021 года правила станут строже — если родитель зарегистрировал сертификат, но не использовал в течение нескольких месяцев, деньги не перейдут на следующий учебный год, а «сгорят» и будут зачислены на сертификат следующему по очереди ребенку. Вновь получить финансирование на сертификат можно будет через несколько месяцев. Но только если к тому времени останутся свободные оплаченные сертификаты).

— Мы не можем пока точно назвать количество сертификатов, но их должно быть не менее 25 процентов от общего охвата детей, — рассказала руководитель регионального модельного центра «Амурский институт развития образования» Светлана Голубева. — В Амурской области живут более 130 тысяч детей от 5 до 16 лет.

При этом система не ограничивает использование сертификатов только в своем муниципалитете. Например, ребенок из Селемджинского района может стать участником благовещенской дистанционной программы допобразования.

Конкуренция и тренды

Такой тип финансирования — когда деньги государство выдает не напрямую учреждению, а платит за каждого ученика — заставляет сферу допобразования разрабатывать и расширять те направления, которые актуальны для современного общества. «Навигатор» запускает конкуренцию — теперь родители голосуют рублем за программу, которая интересна им, — комментирует руководитель федеральной экспертной группы по внедрению целевой модели дополнительного образования детей Александр Костин. – Раньше бюджетные средства учреждения получали напрямую и сами решали, какую программу запускать. В итоге в первую очередь зачастую ориентировались не на потребности общества, а на свои возможности».

— Сегодня в области превалируют программы спортивной и художественной направленности: танцы, рисование и так далее. Тому есть объяснение: закупить материально-техническую базу для уроков робототехники гораздо сложнее, чем оборудовать футбольную секцию или кружок по пению, — говорит Анатолий Барсуков. — Эта система складывалась много лет, и за короткий срок изменить тенденции непросто, но персонализированное финансирование стимулирует учреждения дополнительного образования выбирать максимально актуальные программы, чтобы привлекать учеников.

Хотя первые два места делят между собой художественные и спортивные секции, сегодня специалисты отмечают большой рост интереса к информационным технологиям, техническому творчеству, дисциплинам.

— Много запросов на предпринимательство и бизнес, программы развития лидерских качеств, обучение маркетингу, финансовой грамотности, — комментирует Александр Костин. — Есть рост, но менее значительный, естественно-научной направленности —  химия, биология. Тренд последнего времени — медицина.

Еще одна тенденция — сетевые формы взаимодействия. Несколько образовательных учреждений объединяют свои ресурсы, чтобы запустить совместную программу. Например, школа договаривается с предприятием, у которого есть производственно-учебный класс с соответствующим оборудованием, и дети получают дополнительную площадку для обучения.

Бесплатные программы

Важно: сайт «Навигатор» предлагает не только кружки и секции, которые можно оплатить сертификатом. Это областной ресурс, на котором собраны все программы дополнительного образования. Удобная сортировка позволяет увидеть все актуальные предложения в одном месте: есть ранжирование по возрасту, направлению, например, техническое, естественно-научное, муниципалитету, району и организаторам (если вы хотите, чтобы ребенок занимался в одном из кружков определенной школы или центра допобразования, детского сада).

Если интересуют только те программы, которые можно оплатить сертификатом, нужно выбрать соответствующий пункт в меню. Кроме того, отмечены программы для детей с особенностями здоровья.

— В настоящее время у нас подгружено более полутора тысяч программ, участвует больше сотни образовательных учреждений, — комментирует Светлана Голубева.  — И это далеко не все. Начинают подключаться частные организации, на данный момент их восемь. Однако оплатить сертификатом можно только те программы, которые прошли сертификацию. Заявки подали уже на 981 программу, одобрение получили 154, еще 44 — отказ. Остальные в стадии работы. Экспертиза осуществляется тремя экспертами и после результатов проверки утверждается общественным советом.


Сертификат персонифицированного финансирования – это именной электронный документ, который позволит ребенку учиться дополнительно, вне школы, за счёт средств, выделенных государством. Все данные о сертификате (срок действия, остаток средств на счёте, списание) будут находиться на сайте «Навигатора» во вкладке «Личный кабинет». Средства, которые даёт сертификат, можно потратить только на дополнительное образование детей и только через портал дополнительного образования. Деньги нельзя потратить на другие цели и нельзя обналичить. При этом в выборе занятий дети не ограничены.

Возрастная категория материалов: 18+