Фото: Андрей ИльинскийФото: Андрей Ильинский

«Снимаем квартиру на время воды»

420

сантиметров — уровень воды в Белогорске на утро 25 августа 2020 года

— Нет у нас решения. Просто убираем все со двора, мебель повыше ставим и смотрим сводки, — вздыхает жительница района Старица в Белогорске Елена Зяблицкая. Это место называют островом: три улицы обособленно расположились в пойме Томи на окраине города. Всего около 150 домов. Вода пока подтопила только огороды у шести домов. Но люди, вспоминая, прошлый год, оптимизма не испытывают. — Мы купили участок в 2011. Специально перед этим по соседям прошлись, спрашивали, не топит ли? Сказали, только в восьмидесятых было наводнение, пару домов подтопило, и все. Нам дали разрешение, начали строить, а тут наводнение за наводнением.

«Даже если затопят — воду и хлеб в том году МЧС возило, молодцы. Что нам еще надо? Нет, не поедем никуда».

Действительно, наводнения в Белогорске стали чуть ли не обыденным явлением. Томь выходила из берегов в 2010, 2013, 2016, 2019 годах. В 2013, кстати, город топило два раза: в июне из-за дождей, в августе — от реки. Основных зон подтопления три — Остров Старица, дачи Междуречья и несколько домов, построенных на левом берегу Томи. Все эти территории относятся к пойме реки, но больше всего обычно страдает именно Старица.

— Самый сильный потоп был в прошлом году — вода в дом зашла. Пришлось снимать квартиру в городе, потому что здесь с детьми жить было невозможно. Вода уходит, но проблемы-то от нее остаются! Фундамент ведет, на стенах это отражается. Мы баню недавно построили, так по одной стене трещины идут, — рассказывает Елена. — Мы выставили на продажу дом, но в него больше четырех миллионов вложено: и мебель, и ремонт, и техника. А сейчас если и возьмут, то за бесценок.

На вопрос, готова ли семья сменить место жительства, если взамен дома им предложат квартиру в соседнем районе, женщина задумывается: «С мужем обсуждать нужно, конечно. Но мы именно свой дом хотели».

Помощь спасателей

130

спасателей работают в Белогорске. Задействованы 34 единицы техники и 5 плавсредств

Обнаружить жильцов в Старице непросто, большинство домов закрыты на замок. Зато спасателей видно издалека: первый пост обнаруживается на въезде в «остров», второй — с обратной стороны, откуда идет вода.

— В настоящее время в Старице подтоплено шесть приусадебных участков. Организовано дежурство, стоит техника для эвакуации. Каждый час проезжаем по улицам. Если нужна помощь – оказываем. Так, вчера вывезли мелкий рогатый скот одной из жительниц. Также помогали поднимать мебель обратившимся, — комментирует заместитель начальника главного управления МЧС России по Амурской области Денис Вайда.

— Но в основном идет информационная работа. Раздаем листовки, оповещаем с помощью громкоговорителя. От эвакуации все люди пока отказываются: говорят, что есть второе жилье в городе или родственники, готовые принять в своих квартирах. Но у нас готов пункт ПВР, при необходимости сможем принять людей.

Вода и хлеб

Лодки и автобусы для эвакуации, гидрокостюмы для спасения людей, постоянное дежурство: к приходу воды здесь готовы. Причем не только спасатели, но и жители. «Ой, ну куда мы поедем?» — отмахивается супружеская пара Анатолий Александрович и Людмила Яковлевна Ковязины.

— Нам по 70 лет, живем тут с 1989 года. Собаки две, кошки. Не бросим же. В прошлом году вода первый этаж затопила, там у нас хозяйственная комната. А дом-то я своими руками построил крепенько, и повыше поднял, так что в комнаты вода не заходила. Но все равно фундамент ведет, сырость, подполье завалилось, а сил и денег делать уже нет, — признается Анатолий Александрович. — Дети говорят, продавайте дом и приезжайте к нам в Благовещенск. Да кто ж его тут возьмет, всем уже известно про наши потопы. Хотя раньше никогда не было наводнений. Ну, вот в восьмидесятых подходила вода, через дорогу стояла. Так мы там сазанов ловили, сетки ставили. А теперь черте-что творится с погодой.

Самый большой ущерб вода принесла в прошлом году, говорят пенсионеры.

— Ну, ничего, даже если затопят — воду в том году МЧС возило и хлеб — молодцы. В этом году еще лучше поставлено: милиция дежурила. Сутки ночевали ребята, говорят, помощь, если что, окажем, — добавляет Людмила Яковлевна. — Вода да хлеб — что нам еще надо. Нет, не поедем никуда. Вообще ходили слухи еще прошлым летом, что квартиры взамен домов давать будут. Но переезжать, да еще из дома в квартиру — представьте, каково это старикам.

Пик к концу недели

Правда, пока прогноз по текущему наводнению более благоприятный, чем в прошлом году.

— Пик паводка ждем к 26-27 августа. С 24 по 27 идет поднятие воды, ожидаем уровня 410-430 сантиметров (для сравнения, в 2019 году максимальный уровень был 443 см — прим. авт.). Прогнозируем, что подтоплено будет до 55 домов в Старице и дачи в садовом товариществе в Междуречье, всего около 350 участков, низменных участков дорог местного значения — комментирует Денис Вайда. — Гребень паводка ожидается в районе Белогорска 26-27 августа.

Вода прибывает, но значительно медленнее, чем в 2019: тогда за сутки добавлялось по 50-60 сантиметров. Сейчас в Междуречье затоплено 127 садово-огородных участков. Добраться до своего участка большинство людей могут только на лодке. Первый от дороги дом стоит выше соседей: это не дача, здесь круглый год живут пенсионеры.

— Мы купили участок в 2004 году и сделали хороший дом, живем круглый год. Правда, оформить как жилье не получилось. Здесь и природа хорошая, и к городу совсем близко, но эти наводнения – уже сил никаких не осталось! — сокрушается Людмила Семедей. —Мы участок подняли — 20 КамАЗов песка завезли. И без толку: в прошлом году мебель пришлось вывозить, а микроавтобус спасатели вытаскивали. Мы уже пенсионеры, на новую квартиру не заработаем, а за эту копейки дадут, даже если продадим.

Единственный выход, на взгляд жительницы Белогорска, делать берегоукрепление реки. Однако стоимость подобных работ исчисляется миллиардами. Надежды на то, что федеральный бюджет (а область, и тем более, город такие расходы не потянет) выделит средства на две сотки дачных участков, весьма сомнительны. Все, что остается городу – учиться жить и строить в новых условиях.

Станислав Мелюков, глава Белогорска:

— Наш климат меняется — это очевидно. Раньше Белогорск топило примерно раз в 15 лет. А за последние 12, что я руковожу городом, это шестое наводнение. Причем, в начале августа нас заливали дожди, а теперь идет подъем реки. Конечно, город должен реагировать. Вопрос – как? У нас нет специалистов, которые могли бы прогнозировать, откуда придет вода и как себя будет вести: мы пользуемся сводками и прогнозами МЧС.

Система ЖКХ натиск стихии пока выдерживает, в августе после ливней дороги были у нас сухими уже на утро. А вот частный сектор утонул. Мы откачиваем воду, но она прибывает снова. И непонятно, куда она должна уходить. Система мелиорации, которая была в Советском Союзе, сожалению, не функционирует. Я на днях ездил утром проверять Низинное, там есть бывшая экономическая зона, которую топит в первую очередь, в 2013 над ней чайки летали. Но там сухо! Вода пришла из другого места, через Итикутскую падь, вдоль железной дороги.

Сейчас топит дачи Междуречья и Остров Старица — они находятся в пойме реки, где вообще не должно вестись строительство. Это же относится к левобережью Томи. Но люди продолжают возводить дома. И у нас нет права запретить там строительство. Если отказываем – люди идут в суд и все равно получают возможность узаконить жилье. А когда наступает наводнение и дома топит, они снова приходят к нам.

Конечно, мы помогаем. В прошлом году выдавали по 10 тысяч рублей и овощи, по 50 килограммов картошки и так далее. В этом тоже будем помогать деньгами и овощами. Точные цифры не назову, пока не будет оценен весь объем ущерба. На сегодня принято около 550 заявлений по подтопленным огородам, это те, кто уже пострадал от дождей.

При этом река – федеральная собственность, и самостоятельно заниматься берегоукреплением мы не можем. Дамба возле Старицы сделана на энтузиазме. Но чтобы надежно защитить дома, нужна грамотная гидротехническая защита. Это серьёзные мероприятия: изыскания, проектные работы. Несколько лет назад приезжали специалисты, оценивали ситуацию: по предварительным оценкам, укрепление двух километров берега обойдется больше, чем в миллиард. Кто нам даст такие деньги?

В прошлом году уже поднимался вопрос о переселении с затопляемых территорий. В Старице 150-200 домов. Построить два хороших многоквартирных дома и переселить людей туда — оптимальный вариант. Но я понимаю, что это будет непросто, люди привыкли жить на земле с огородом, хозяйством. Но этот вопрос назрел, и я буду поднимать его на уровне области: надо искать решение.

Еще одна проблема — нужно поднимать электросборки из подвалов наверх. Когда в 2013 году вода в домах района «Гора» поднялась выше уровня подвала, люди по нескольку дней оставались без света. Электрощитки подняли, стоимость работ не критичная: управляющие компании справились своими силами. Сумма вошла в тариф. 

Также мы уже несколько лет выбиваем определение однопроцентной зоны затопления: получить разрешение на строительство дома на такой территории будет невозможно. У Минприроды области мы стоим в плане на 2021 год, но будем просить решить данный вопрос уже в этом. Так как не знаем, что ждать от следующего года.

Возрастная категория материалов: 18+