• Фото: Владимир Воропаев

К этому роману обращались немало творцов – за 60 лет существования книги вышло несколько ее экранизаций. Яркие образы произведения манили и театральных режиссеров.

— Это действительно не просто — уместить такое художественное произведение в постановку. Соприкосновение прозы с театром — это серьезная штука. Поэтому этот спектакль нам по-особенному дорог, — говорит исполнительница роли матери Александра Урсуляк и раскрывает секреты: — Когда мы готовили несколько лет назад премьеру, узнали, что с этим же материалом работает Большой драматический театр и в главной роли должна быть Алиса Фрейндлих, представляете? А мы сидели и ломали голову — как это сделать, как это играть?! И я себе сказала – сажусь на поезд и еду в Санкт-Петербург смотреть их версию. И вот уже на выпуске спектакля мы узнали – они не справились и не стали ничего выпускать.

100

раз выходили на сцену артисты театра имени А.С. Пушкина со спектаклем «Обещание на рассвете»

А театр Пушкина осилил эту задачу и «Обещание на рассвете» в их версии побывало за несколько лет во многих городах страны. Мало того, под гастроли для него уже сделаны отдельные декорации.  

В постановке нет линейного сюжета — как и в самой книге. Режиссеру удалось передать эту особенность произведения — это отрывки воспоминаний взрослого сына о своей матери. В первой сцене мы понимаем это по интересному режиссерскому решению — Александра Урсуляк сначала появляется как немой образ, а ее сын —  актер Андрей Заводюк —  «озвучивает» маму. 

Александра Урсуляк, хрупкая и красивая актриса, командным и громким голосом предрекает своему сыну великую судьбу, лишь иногда, на доли секунды опустив руки и тихим шепотом произнося: «Надо лишь немного потерпеть». Она призналась: эти яркие интонации «подсмотрела» у своей родни с еврейскими корнями. Следуя за воспоминаниями сына, за спектакль она преображается несколько раз — от совсем юной девушки до зрелой  дамы и, наконец, до больной старушки с тростью и сединой.

Исполнитель роли Ромена Гари старше актрисы на два десятка лет — и это, на мой взгляд, оправданное решение режиссера. «Это нам развязало руки. Мы могли нырнуть и в гротеск, и фантазию, если бы мы шли за реалистичностью, очень быстро бы уперлись в стену», — говорит Александра Урсуляк.

Седовласый мужчина погружается в свою память и вдруг становится мальчишкой — перемотанный крест накрест платком он крепко держит за руку свою маму — совсем девочку в белом платье, и тем острее в этом контрасте отражается такая большая трагедия: выросший мужчина навсегда остался ребенком из-за этой удушающей и единственной в его жизни любви. «Боги забыли перерезать пуповину. И я выжил», — признаётся нам со сцены генеральный консул Франции, кавалер ордена Почетного легиона, писатель и – навсегда испуганный мальчик, потерявший свою маму.

«Обещание на рассвете» Театр имени Пушкина поставил несколько лет назад, а в 2017 году Александра Урсуляк стала мамой в третий раз — после двух дочерей у нее появился сын. «Наверное, да, мне стала немного ближе эта женщина. Отношения мать-сын основополагающие. Сын это другой мир, это все-таки любимый мужчина», — призналась актриса.

— Конечно, в этой героине много чего от меня: я тоже женщина холеричная, эмоциональная, нетерпимая, горячо любящая, но у нее ставки были слишком велики – она одна воспитывала сына, одна эмигрировала с ним. Она была одна против всего мира. Сама была уверена и посеяла в нем уверенность в том, что ее сын — великий человек. И он был большим человеком, но он был ужасно несчастным. Она, конечно, его своей любовью задушила, — говорит Александра Урсуляк.

Картинки воспоминаний сменяют одна другую, меняются города, где успели пожить герои, используется в постановке реальный биографический материал – фотографии Романа Кацева (реальное имя писателя – Прим. АП). Тональность спектакля кажется легкой и даже веселой, иногда эта легкость с неожиданными танцами и беззвучным смехом доходит до гротеска – тем отчетливее  за этой искусственной веселостью чувствуется неизбежное, оно набирает обороты, разгоняясь как поезд — чтобы врезаться на бешеной скорости в трагичный финал. Вы не уйдете с постановки с тяжелым сердцем — режиссер не показал самоубийство  задушенного любовью матери писателя, но в осколках этой удивительной судьбы мы видим и судьбы еврейского народа, и историю войны  (автор книги был летчиком во время Второй мировой войны), и жизнь довоенной и послевоенной Европы — мимолетные словно эти темы тоже рикошетят по зрителю.

— Режиссер театра Евгений Писарев, думаю, не хотел такого темного финала. Это история и так достаточно эмоциональна, мы понимаем в конце, что мамы уже нет в мире, она его поддерживала обманом. Спектакль в целом светлее, чем книга, в произведении много глубокой философии, но, когда делаешь экранизацию или прозу адаптируешь в театре – ты выбираешь из него то, что чувствуешь необходимым, — отметила Александра Урсуляк. 

Сценически постановка гениальна — свет, звук, декорации — здесь продумана каждая мелочь. А задействованным в спектакле на второстепенных ролях актерам отдельное «браво». И эта история дошла до амурского зрителя – спектакль сорвал овации. Сегодня же артисты дадут свой 101 спектакль «Обещание на рассвете» — снова выйдут на сцену Амурского драмтеатра в рамках «Золотой маски».

Возрастная категория материалов: 18+