Ни КГБ, ни тигров: полковник ФСБ — о поисках выжившей после авиакатастрофы амурчанки Ларисы Савицкой

«Одна» — так называется художественный фильм-катастрофа о Ларисе Савицкой. Съемки  уже месяц идут в Пермском крае. Бывшая амурчанка, которой судьба даровала жизнь после падения с высоты 5 200 метров, долго лечила травмы — физические и душевные. А потом уехала из Благовещенска, и следы ее потерялись. Судя по информации в «Википедии», Ларисы уже семь лет нет в живых. Но это ошибка: женщина удивительной судьбы долгие годы скрывалась от журналистов, а недавно вышла из тени и участвует в роли консультанта в съемках приключенческого фильма. Почему картину не стали снимать в Приамурье и насколько киноистория достоверна и близка к действительности — «Амурской правде» рассказал полковник ФСБ в отставке Владимир Болотин. Он возглавлял оперативно-следственную группу, которая занималась поисками останков погибших пассажиров печально известного рейса № 811 и случайно обнаружила в тайге живую Ларису Савицкую.

Амурская трагедия

Историю чудом выжившей в авиакатастрофе 20-летней амурчанки Ларисы Савицкой знает весь мир. 24 августа 1981 года из-за несогласованности диспетчерских служб разных ведомств в амурском небе произошла трагедия.

На военном аэродроме под Завитинском начались учения и, взлетая, тяжелый бомбардировщик врезался в гражданской самолет. Оба лайнера с высоты более 5 километров рухнули в тайгу. На борту Ан-24,  летевшего из Южно-Сахалинска в Благовещенск с посадкой в Комсомольске-на-Амуре,  находились ребенок и 26 взрослых пассажиров, среди них была молодая семейная пара Савицких.

Влюбленные студенты поженились весной, но свое свадебное путешествие перенесли на август. Гостили у родственников во Владивостоке, потом в Комсомольске, оттуда  возвращались домой.  Места у молодоженов располагались в центре салона, как раз у крыла. Но они решили пересесть подальше — в хвост самолета.

Это стало одним из звеньев целой цепочки событий, которые помогли Ларисе единственной выжить в страшной авиакатастрофе: на обломке самолета она спланировала на березовую рощу, что смягчило удар о землю.

Больше двух суток израненная девушка ждала помощи, укрываясь от дождя обломком обшивки фюзеляжа, и закутывалась от ночного холода чехлами с кресел. Когда ее на третьи сутки обнаружили поисковики, собиравшие останки погибших, на два километра разбросанные по тайге, они не поверили своим глазам.

Девушку растерли спиртом, вызвали вертолет и эвакуировали в больницу. Она вылечилась, окончила педагогический институт и уехала из родного Благовещенска, чтобы забыть о трагедии навсегда.  

Реальный прототип сотрудника КГБ

— Сходство актеров, исполняющих роль молодоженов Савицких, несомненна. Особенно Максим Иванов сильно похож на Володю, погибшего мужа Ларисы. Саму ее играет Надежда Калеганова, а известный актер Виктор Добронравов — сотрудника КГБ по фамилии Князев, которого прислали из Москвы «для расследования катастрофы и сокрытия ее следов». Владимир Павлович, вы на месте  руководили поисковыми работами, а что за сотрудник Комитета госбезопасности СССР, который курировал ваши действия?  
1981 год. Владимир Болотин в своём кабинете.

— Да не было такого! На военный аэродром в Завитинск прибыла  правительственная комиссия из Москвы, которую  возглавлял начальник Центральной инспекции безопасности полетов Вооруженных Сил СССР маршал авиации Иван Пстыго. В ее составе был и  представитель гражданской авиации. Ситуация ведь была неординарная: столкновение в воздухе гражданского лайнера с военным бомбардировщиком. Каждое ведомство было заинтересовано доказать свою правоту. А по линии госбезопасности из Москвы никто сюда не прилетал.  Не было такой надобности. Такими  вопросами всегда занималось региональное управление. Я на тот момент был в амурском УКГБ руководителем подразделения, ведущего оперативную работу на объектах промышленности, транспорта и связи. И мне  поручили возглавить оперативно-следственную группу.

Моменты падения Ан-24 кинематографисты обещают сделать максимально реалистичными. Для съемок закупили списанный самолет, распилили  и вместе с манекеном девушки, похожей на Ларису Савицкую, сбросили с высоты в уральскую тайгу.

— Так получается, что это вы являетесь прототипом собирательного образа чекиста,   которого играет Добронравов?

  — Похоже на то. Сотрудники КГБ участвовали в поисках потому, что одним из направлений работы нашего отделения было недопущение чрезвычайных происшествий  на транспорте,  в том  числе и обеспечение безопасности полетов. Любое ЧП мы рассматривали сквозь призму:  «не было ли там враждебного умысла». Но никаких «секретных условий» с нашей стороны не было. Они, возможно, были у военных.  Обломки  бомбардировщика Ту-16К после крушения искали и собирали вплоть до мелких частей, а гражданский борт  никому не был интересен. Главной целью нашей поисково-спасательной операции было — выяснить причины катастрофы и оказать содействие в организации поисков и эвакуации останков погибших, чтобы родственники могли кого-то опознать, всех могли похоронить. Собирать обломки Ан-24 смысла не было.  

Часы из кабины погибшего Ан-24

— А какие-то крупные части самолета нашли?

—  Да, сначала обнаружили  носовую часть воздушного судна с обломками левого крыла, а потом на расстоянии примерно двух километров  вертолетчики увидели с высоты  нижнюю часть фюзеляжа с хвостовым «оперением». В кабине самолета уцелели двое часов. Одни забрал следователь, а вторые  взял командир Южно-Сахалинского объединенного авиационного отряда Гольцев. Человек бывалый, он уже неоднократно выезжал на поисково-спасательные работы.  Как-то мы сидели у костра, и Вячеслав Михайлович говорит: «Володь, ты мне понравился. Вот держи часы на память». 

Я их пристроил в свои «Жигули» и всем рассказывал, что это часы из самолета, упавшего под Завитинском. Они «жили» у меня долго, пока я не продал жигуленок  вместе с этими часами. Я думаю, что авиационные артефакты в районе катастрофы еще будут находить в своих походах туристы-экстремалы. Потому что множество мелких искореженных деталей самолета были разбросаны по тайге — и не на сотни метров, как пишут московские журналисты, а на несколько километров.

«Тайга другая, и плащей у нас с собой не было» 

— Я думаю, участники недавнего экстрим-тура сильно удивятся, когда узнают, почему фильм «Одна» не стали снимать у нас в Приамурье.  Как объясняют его создатели,  когда «они приехали на место авиакатастрофы, то оказалось, что все леса там вырублены».

— Я тоже не понял, с чего они это взяли.  Смотрел по телевизору сюжет, отснятый нашими джиперами во время экспедиции, там же тайга непролазная. И вот что еще важно: уральские сосновые леса, которые  выбрали для сьемок фильма, конечно, смотрятся живописно. Но они сильно отличаются от реального места катастрофы и той обстановки, в которой пришлось работать нашей группе. Дальневосточная тайга — особенная, труднопроходимая. А местность, где нашли выжившую Савицкую, еще и наполовину болотистая,  сильно заросшая кустарником. Там кочки и ямы, заполненные водой, буреломы.  Помню, в одном месте лиственница поваленная лежала. Когда мы находили трупы погибших пассажиров, сносили их в одно место, то приходилось  эту лиственницу огромную обходить.

Так были одеты поисковики в тайге. Майор госбезопасности  Болотин  слева.

 — А поляна, на которой проходят съемки, похожа на ту, где нашли Савицкую?

— Нет. В березовом пролеске, куда девушка спланировала на обломке фюзеляжа, поляна была небольшой и болотистой. Вокруг огромные лиственницы. Поэтому вертолеты рядом кружили, а это место все время проскакивали. И больше там никаких полян не было.  Когда Ларису все-таки нашли,  пришлось даже деревья вырубать, расчищая место для «вертушки». Для этого сверху сбрасывали топоры и пилы.

«Был важный свидетель: человек, который обнаружил Савицкую на обломках самолета, растирал ее спиртом, чтобы согреть озябшее тело».

Еще есть неточности в одежде актеров. Например, московский сотрудник госбезопасности — так сказать, мой прототип, при галстуке, одет в костюм, а сверху плащ. Это, конечно, плод фантазии киношников. Никакие плащи мы с собой в тайгу не брали, потому что в них неудобно по буреломам  пробираться. Еще есть такой нюанс: изнутри плащ начинает отпотевать, и вся одежда становится мокрой.  Мы все были в «энцефаликах» — это костюмы защитного цвета с пропиткой от клещей и капюшонами. И куртки еще брали с собой. Только Николай Андросов, который  обнаружил Ларису Савицкую, был в синей авиационной форме с погонами. Вот его бы киношникам расспросить.

Казалось бы, режиссеры и сценаристы должны хвататься за каждую соломинку, собирая материал для фильма, основанного на реальных событиях. А тут такой важный свидетель! Человек, который обнаружил Савицкую на обломках самолета. Кто растирал ее спиртом, чтобы согреть озябшее тело. Кто видел ее состояние и разговаривал с ней, дожидаясь вертолета, а потом помогал эвакуировать. Уверен, что эти сведения обогатили сюжет. Можно было прилететь и поговорить. Но этого не случилось. И уже  никогда не случится — недавно Николай Михайлович ушел из жизни. А он мог рассказать съемочной группе то, о чем сама Лариса Савицкая никогда не расскажет. 

Лариса и муж Володя в юности. Фото: личный архив Ларисы Савицкой.

Лариса Савицкая — главный консультант фильма, который выстроен по ее рассказу. Она прилетела в Прикамье на съемочную площадку. Фото: Ярослав Чернов, 59.ru.

«Провода мы не обрезали, тигров в бурейской тайге не было!»

По сюжету фильма «Одна» героиня встретилась в тайге с амурским тигром. И даже успели отснять страшные сцены встречи Савицкой с опасным зверем на расстоянии всего полутора метров, сцены, как он гнался за израненной девушкой — Лариса чудом смогла уцелеть.

— Это художественный вымысел сценаристов. Да, было такое, что кто-то увидел рядом с местом крушения самолета следы хозяина тайги. И это сильно осложнило нам поисковую операцию. Потому что солдаты-срочники, которые помогали нашей группе собирать и вывозить тела погибших, после этого отказались идти в тайгу безоружными, чтобы не угодить в лапы медведю. Пришлось срочно привозить для них пистолеты. Ночью все оружие лежало в нашей машине связи под охраной, а днем, когда отправлялись в тайгу, солдатам выдавали пистолеты. Дня нас это был такой напряг! Офицеры не медведей боялись, а как бы самострела не вышло. Никакой амурский тигр на Ларису напасть не мог. Их в те времена в бурейской тайге и в помине не было. Они появились уже в наши дни, когда создали фонд защиты этих редких животных. Встречу Ларисы Савицкой с тигром придумали для остроты сюжета.

В своем интервью разным СМИ креативный продюсер фильма рассказывает о том, как  «по приказу сотрудников КГБ в деревнях рядом с местом авиакатастрофы обрезали телефонные провода» — чтобы местные жители никому не могли позвонить и рассказать о том, что видели. И еще добавили эпидемию ящура в районе — чтобы ввести запреты на передвижение по району и никто «лишний» не мог проехать к местам, где идут поиски.  

Бурейская тайга. Кадры с выезда к месту падения самолета. Фото: Владимир Воропаев.

—  Да это бред полный. Мне как руководителю оперативно-следственной группы  приказов таких никто не отдавал, и я никому таких приказов не отдавал. Да и зачем было обрезать в деревнях провода?! — полковник ФСБ в отставке даже рассмеялся. — Какой там ящур?! Катастрофа произошла в небе над непроходимой тайгой далеко от населенных пунктов. Вблизи находился только лесозаготовительный пункт Федоровка. Там стояла всего одна изба да пустующий барак. Потому что эта «лесоточка», как ее называли, работала только в зимнее время, когда шел лесоповал. А было еще лето. Да там и линии связи никакой не было. Остальные деревни от места катастрофы находятся далеко. Создается впечатление, что фильм будет не на реальных событиях основан, как нам обещают, из разряда фантастики. Не зря ведь Лариса Савицкая сказала, что сама она сценарий даже не читала — его муж одобрил. Обязательно схожу и посмотрю, когда он выйдет в прокат. Очень интересно, какие еще сюрпризы приготовили сценаристы.

Возрастная категория материалов: 18+