Таможня цифровизируется

92

тысячи тонн грузов оформили в первом квартале 2020 года посты Благовещенской таможни

— Михаил Владимирович, зачем Благовещенской таможне присоединяться к Хабаровской?

— Реорганизация Благовещенской таможни — уже известный факт. Серьезное событие для нашего региона. Многих это беспокоит, в том числе — бизнес. Потому что у нас уникальное местоположение, такой близости к границе с Китаем нигде нет, и вдруг: была таможня — и нет таможни. Поэтому я бы хотел объяснить причины такой реорганизации — как так получилось, что Благовещенской таможни не будет.

Научно-технический прогресс и в мире, и в стране не стоит на месте. Правительство России взяло курс на цифровизацию. Безусловно, и Федеральная таможенная служба подвержена этим всем процессам. Цифровизация подразумевает отказ от бумажного документооборота и перевод его в электронный. Эти процессы в таможенной службе идут давно. Буквально две недели назад во Владивостоке была открыта последняя из 16 электронных таможен в стране. Раньше было порядка 600 мест декларирования — документы принимали в каждой таможне. Сейчас с помощью интернета всё сконцентрировано в этих 16 пунктах. В Дальневосточном регионе — это только Владивосток. Также и уплата таможенных пошлин и платежей раньше шла в каждой таможне, а сейчас создан единый центр. Такая централизация как раз подразумевает исключение подразделений, которые занимались этим на местах. Если говорить о структуре Благовещенской таможни — то это функциональные подразделения: отдел платежей, отдел стоимости, отдел валютного контроля, которые занимались контролем за декларированием. Надобность в этих подразделениях стала отпадать.  

Михаил Сорокин возглавляет Благовещенскую таможню с 10 ноября 2010 года.

Это затронуло не только Благовещенск — в России одномоментно сокращены порядка 20 таможен. В Дальневосточном регионе Магаданская и Камчатская таможни присоединены к Сахалину, а Благовещенская и Биробиджанская — к Хабаровску. Это процесс поэтапный, он будет продолжаться и дальнейшем. И через несколько лет, может быть, останется один Владивосток — как электронный центр декларирования. То есть отказ от бумажного документооборота, развитие телекоммуникационных систем и в целом технический прогресс стали причиной таких сокращений. Это следствие общих процессов цифровизации по всей стране.

Состав Благовещенской таможни:

  1. Благовещенский таможенный пост
  2. Таможенный пост Аэропорт Благовещенск
  3. Поярковский таможенный пост
  4. Таможенный пост МАПП Каникурган
  5. Нерюнгринский таможенный пост
  6. Якутский таможенный пост

— Как реорганизация отразится на работе таможенных постов?

— Если говорить упрощенно, то есть две составляющие таможенного оформления: документальный и фактический контроль. Документальный контроль — это, собственно, декларирование, подача документов. Фактический — это контроль на границе, в пунктах пропуска: это все процедуры досмотра, осмотра и все действия с товаром. И вся инфраструктура, которая занимается этим, — то есть таможенные посты — остается неизменной. Ее не коснется никакая реорганизация. Уходит только управленческий персонал и функциональные подразделения. Поэтому ничего не произойдет с Благовещенским таможенным постом. Вы спрашиваете, как реорганизация повлияет на работу пункта пропуска — никак не повлияет. Бизнес будет подавать документы в электронный центр во Владивосток. А товар как шел через посты, так и будет идти. Поэтому никаких изменений и проблем для бизнеса не возникнет. Более того, наверное даже удобнее будет: в одном месте всё декларировать.

«У нас уникальное местоположение, такой близости к границе с Китаем нигде нет, и вдруг: была таможня — и нет таможни».

Благовещенский пост у нас остается с прежним личным составом. Его функционал не меняется. Все потоки товаров, которые шли через этот пункт пропуска, остаются. С пассажирским направлением такая же ситуация. Оно сейчас не работает из-за эпидемии коронавируса, но, когда ограничения снимут, всё будет по-прежнему.

— У нас появился новый пункт пропуска в районе автомобильного моста в Каникургане, начинается строительство международной канатной дороги. Как они будут работать?

— В Каникургане будет отдельный пост: он, как и Благовещенский, будет подчиняться Хабаровской таможне. Он уже создан, его штатная численность 42 человека. И это позволило дать работу должностным лицам из функциональных подразделений, которые попали под сокращение. Благодаря этому достаточно большое количество людей не уйдут на улицу, а останутся работать в структуре таможни. На канатной дороге в перспективе тоже будет отдельный пункт пропуска. Оформление физических лиц будет проводиться без проблем, никаких опасений ситуация не вызывает.

«Наш коллектив — это большая семья»

99,5

миллиона долларов США составил внешнеторговый оборот Благовещенской таможни за три месяца 2020 года. В первом квартале 2019-го эта сумма была почти на треть ниже — 64,4 миллиона.

— Сколько все-таки людей подпадет под сокращение из-за реорганизации?

—  Около трех четвертей из сокращаемых мы можем трудоустроить на Каникурганском посту, а также на вакансиях, которые есть на Благовещенском таможенном посту. Но порядка 25—30 человек все-таки будут сокращены. В основном это люди, которые уже заработали пенсию. Конечно, это очень болезненно, как и сокращения персонала в любой организации.

— Как коллектив воспринял известие о грядущих изменениях?

— А как бы вы отреагировали на новость о сокращении? Вот так и у нас. Тут получается несколько негативных аспектов. Материальный — потому что в Благовещенске тяжело найти работу, да и не только в Благовещенске. И второй аспект моральный — у нас большой коллектив, с давними традициями. Недавно мы отметили 30-летие Благовещенской таможни. Это наша большая семья. У многих тут друзья, люди проработали по 20—30 лет, а потом вдруг не стало этого коллектива.

— После реорганизации вы остаетесь здесь?

— Я ухожу работать в Хабаровск. Должность пока не буду озвучивать, этот вопрос еще не до конца решен.

— Сложно оставлять Благовещенск после почти 10 лет работы?

— Да, у меня тоже сердце болит. 10 лет — это достаточно серьезный срок в жизни человека. Для меня наш коллектив — это родные люди. Я знаю беды каждого. Конечно, я прикипел к коллективу, и непросто его оставлять. С одной стороны понимаешь, что процессы, которые сейчас происходят, неизбежны. А с другой — все равно жалко.

— За эти годы что вам больше всего запомнилось?

— Сложно сразу ответить. Но, наверное, эта близость к Китаю. Я вообще дальневосточник. Но и я отмечал уникальность города Благовещенска и Амурской области. Здесь наш основной партнер — Китай, на 99 % и по импорту, и по экспорту. И сам Благовещенск мне очень понравился. Красивый город.

Хабаровская таможня станет самой большой в мире

— Благовещенская таможня сейчас ведь крупнейшая в мире по зоне деятельности?

— Да. Она объединяла два больших субъекта федерации: Амурскую область и Республику Саха. А сейчас Хабаровская таможня будет самой большой в мире. У нее протяженность зоны деятельности от океана до океана: от Николаевска-на-Амуре, это Тихий океан, и до Якутии. Учитывая развитие Северного морского пути, не за горами тот момент, когда Тикси станет пунктом пропуска — а это уже Северный Ледовитый океан. Громадная территория. Но я не думаю, что будут проблемы с управлением. Сейчас не надо начальнику таможни ездить в каждый пункт пропуска. Я, работая в Благовещенске, только пару раз в год бывал в Якутске. Для работы пунктов пропуска достаточно компетенций начальника поста и современных средств коммуникации. Мы в режиме онлайн можем подключить все посты, увидеть друг друга.  

— Можете выделить главные достижения Благовещенской таможни? Чем вы можете гордиться?

— Я бы отметил работу с крупными проектами, которые сейчас осуществляются в Амурской области. В частности, строительство Амурского газоперерабатывающего завода — почти все комплектующие, которые используются на проекте, идут из-за границы. Плюс, конечно, мы участвуем в создании пункта пропуска на мосту в Каникургане. Всё это новая и достаточно сложная работа. Она уникальная, потому что таких проектов нигде в стране больше нет. Из-за этого многие решения, операции были новациями, на нашей практике даже формировалась нормативная база Федеральной таможенной службы. Мы гордимся, что мы участвуем в этих проектах и что всё проходит без сбоев. За несколько лет строительства газоперерабатывающего завода не было ни одной задержки в строительстве по вине таможни. Работа незаметная, но она очень существенная. Мы старались не мешать бизнесу работать.

Модернизация таможенных органов снизит коррупционную составляющую

После реорганизации Хабаровская таможня будет контролировать работу 16 пунктов пропуска на территории Якутии, Амурской области, Еврейской автономии и Хабаровского края. Как рассказали «Амурской правде» в Дальневосточном таможенном управлении, стратегия развития таможенной службы России предполагает масштабное реформирование системы.

— С 1 октября Биробиджанская и Благовещенская таможни будут реорганизованы путем присоединения к Хабаровской таможне, а Магаданская и Камчатская — к Сахалинской таможне. С учетом развития цифровых технологий и применения электронного декларирования реорганизация не повлияет негативным образом на деятельность участников внешнеэкономической деятельности, эффективность таможенного контроля и сроки оформления. Напротив, проводимые Федеральной таможенной службой России мероприятия позволят более эффективно использовать ресурсы таможенных органов, что приведет к повышению качества таможенного администрирования, сокращению сроков проведения таможенных операций, — говорится в официальном ответе Дальневосточного таможенного управления.

Кроме того, развитие электронных таможен и центров электронного декларирования минимизирует человеческий фактор и позволит снизить коррупционную составляющую в работе таможенных органов, отмечают в ведомстве.

Возрастная категория материалов: 18+