• Фото: Владимир Воропаев (архив)
  • Фото: Андрей Ильинский

Новостройки топят микрорайон

3

миллиона рублей стоит промышленная насосная станция, которая способна перегонять до 1 200 кубометров воды в час. Такие комплексы устанавливают в низинных местностях, где невозможно сделать естественный водоотвод

— Олег Гатаулович, самая частая фраза, которую в последнее время мы слышим от горожан после очередного дождя и затопленных улиц: «Раньше такого не было». Конечно, когда меньше чем за сутки на город падает почти месячная норма осадков, ждать мгновенного просыхания улиц не приходится. Но все же почему вода уходит так медленно?

— Причин на самом деле несколько. Часть из них характерны для всех регулярно подтопляемых участков, некоторые — для конкретной территории. Первая проблемная точка — микрорайон. Здесь, во-первых, высокий износ, а местами — и полное отсутствие системы водоотведения. Но самое главное — ливневая канализация не рассчитана на тот объем воды, что ей приходится принимать.

— Но ведь наводнения и проливные ливни были в городе и раньше.

— А вот новостроек на территориях «Тепличного», «Подсолнухов», 404-го квартала, «Питера», ТЦ «Флагман» раньше не было. Микрорайон расстраивается, и на месте естественных водосборников сегодня — многоэтажки. Раньше выпавшие осадки имели большую площадь для дренирования, вода оставалась в земле и постепенно просачивалась вглубь. Однако теперь здесь стоят дома, забетонированы площадки, заасфальтированы дороги. Дренажную функцию могут выполнять только клумбы и газоны, которых, как вы понимаете, не так много. И вода выходит на дорожную уличную сеть. Постепенно она стекает на Игнатьевское шоссе: здесь проходит центральная для микрорайона линия ливневого коллектора. Диаметр трубы — 800 миллиметров. Как только коллектор заполняется, воде некуда уходить.

Поэтому, кстати, так сильно страдает улица Дьяченко: вода спускается вниз, и сначала освобождаются от луж участки на Василенко, потом — на Институтской, Кантемирова, и лишь после этого приходит очередь Дьяченко.

Полная стоимость работ по водоотведению Благовещенска, по самым скромным оценкам, составит порядка пяти миллиардов рублей.

— Получается, чем больше будут возводить новостроек, тем больше воды начнет скапливаться в микрорайоне? Разве это не учитывают при застройке территории?

— При застройке новых жилых комплексов всегда рассчитывают водоотведение: с разрешением на строительство выдаются технические условия, в том числе есть требования и по водоотведению. Поэтому вода стекает в главный коллектор на Игнатьевском шоссе, но это еще сильнее увеличивает нагрузку на него.

Из-за того, что вода не уходит по системе водоотведения, она медленно проникает в грунт, повышая уровень грунтовых вод. Это отмечают и профильные специалисты. Как итог — затопленные подвалы. Еще один побочный эффект — суффозионные процессы: когда из-за перемещения воды под землей появляются просадки в грунте, что мы и наблюдаем до сих пор в разных частях города. Не стоит забывать и о том, что последние три года годовое количество осадков превышает среднестатистическую норму. Но количество воды — полбеды, гораздо больнее по городу бьет интенсивность ливней: коллекторы действительно не были рассчитаны на такие объемы.

— Вы сказали, микрорайон — один из шести наиболее проблемных участков. Где находятся остальные?

— Вторая зона — район ТЭЦ, где располагаются переулки Корейский, Волочаевский и другие. Здесь вода, выходя из Асташинских озер, очень сильно топит частный сектор. Третья — район пятой стройки, участки, которые выдавали многодетным семьям. Четвертая — часть КПП в квадрате улиц Театральная, Магистральная, Кольцевая и Новотроицкое шоссе. Этот участок довольно сильно подтапливается, причем здесь находятся несколько социальных объектов.

Пятая «точка» — Верхнеблаговещенское, где причиной является отсутствие естественного водостока с затопленных территорий. Шестая территория — традиционно подтопляемая центральная часть города: участки улиц Кузнечной, Политехнической, Зейской, район центрального рынка.

Пятую стройку застроили без учета ливневок

— Как бороться в каждой из таких «точек» с потопами? Одними машинами для откачки воды и помпами проблему решить невозможно.

— Для каждой территории необходимо свое решение. Например, возьмем район пятой стройки. Земельные участки здесь в целом имеют проблемы с дренажом: почва глинистая, вода уходит плохо. При этом расстояние между участками не соответствует требованиям по водоотведению. Ширина проездов зачастую не позволяет сделать водоотводные каналы. Есть и еще одна проблема, присущая частному сектору в принципе, но здесь из-за потопов она строит остро. Это искусственное изменение рельефа. Когда более поздние застройщики отсыпают территорию выше, чем у соседа. В итоге вода не распределяется равномерно, а уходит к тому, у кого дом построен ниже.

Еще один пример — Карповка. Как выдавали там земельные участки, я не знаю. Мы этим летом выезжали с комиссией, в которой были эксперты по мелиорации, изучили ситуацию. Выяснилось, что там вообще нельзя было строить дома: контруклон. То есть рядом с этой территорией есть естественный водосборник, озеро. И если оно переполнится, вода потечет в дома к людям. Что собственно и произошло. Я понимаю, когда участки выдавались, водоем был заполнен наполовину. Но это нужно было учитывать, прогнозировать такую ситуацию!

Такая же беда в Верхнеблаговещенском. Представьте таз, на дне которого люди построили дома. Мы можем рыть каналы, но вода туда просто не пойдет: нет естественного уклона — невозможно повернуть течение вспять. Поэтому здесь вообще возможно только принудительное водоотведение. Мы закупим три промышленных насосных станции для подтопляемых участков Верхнеблаговещенского. Каждая из них стоит около трех миллионов рублей и способна перегонять по 1 200 кубов воды в час. Это серьезный объем, за сутки все станции смогут перекачать полторы тысячи кубов воды. Такие мощности позволят выкачать объем поступающей воды (например, в последний августовский ливень скопилось порядка полутора миллионов кубов воды) в течение нескольких дней».

Второй коллектор для микрорайона

— Новостройки, межевание участков без места для водоотведения, дома в низине — эти проблемы вообще решаемы?

— Да, хотя честно  — это непросто. Есть определенные технологии, но они не дешевые и подразумевают перед собой несколько мероприятий.

Строительство альтернативных магистралей — в первую очередь это касается микрорайона. Один из вариантов, которые мы сейчас рассматриваем — параллельный водопровод диаметром не менее двух метров. Если в районе кольцевой развязки установить вместительный водосборник, от него можно будет пустить трубу вдоль магистральной улицы с выводом в Зею. Предварительно необходимо рассчитать площадь участка, объем предполагаемой воды и, исходя из этих данных, разрабатывать проект с устройством очистных станций.

Один из вариантов для микрорайона — строительство альтернативных магистралей. Возможно, здесь потребуется параллельный трубопровод диаметром не менее двух метров.

Второе — замена существующих диаметров труб ливневой канализации. Площадь застройки и площадь твердых покрытий, на которых собирается вода, сегодня увеличились. Соответственно, размеры труб на многих участках не соответствуют сегодняшней ситуации. Третье — установка повысительных насосных станций там, где есть контруклоны и вода не может уйти самостоятельно.

Возможно, потребуется устройство емкостей, которые будут собирать воду, а потом ее постепенно выдавать. Эти технологии нам предлагает компания СИБУР. Еще один вариант — дноуглубление Асташинских озер, которые будут собирать воду. Впоследствии она будет уходить в Бурхановку, возможно — путем перепускных шлюзовых систем. Как это выглядит: вода набралась в озеро и там стоит. Дождь прекратился, Бурхановка упала, шлюз открыли, вода ушла через нее, уровень в озере понизился, создавая запас для следующего дождя.

Слово за проектировщиками

— Кто и как будет решать, что нужно городу в борьбе с потопами?

— Для того, чтобы определить, где устанавливать коллекторы, а где — насосные станции, необходимо проектное решение. Выполняют эту работу специализированные организации, имеющие соответствующий опыт. Делать они это будут на основании схемы ливневой канализации. Схема сегодня разрабатывается Благовещенском, и это первый важный шаг, настоящий научный труд. В прошлом году, когда я пришел работать в администрацию города, мы решили, что городу схема необходима. Отыграли соответствующий конкурс — контракт выиграла московская компания. К декабрю схема будет готова. Кстати, они предлагают схему, альтернативную городу Долгопрудный. Сейчас компания проводит целый спектр обследований.

После того как схема будет готова, к работе приступят проектировщики. Они подготовят проектно-сметную документацию: тогда мы конкретно увидим, где необходимо проложить коллектор, какого диаметра будут трубы и так далее.

Полная стоимость работ, по самым скромным оценкам, — порядка пяти миллиардов рублей. Одна только магистраль из микрорайона будет стоить больше миллиарда: ее придется прокладывать в районе железнодорожных путей, а это значит — множественные согласования, перенос других сетей, изъятие земельных участков и так далее. Сейчас идет активная работа, мы ищем средства, рассматриваем варианты участия в федеральных программах.

Наш телеграм-канал, где мы выкладываем только самое интересное. И немного редакционной кухни — то, что обычно остается за кадром >> amurnews

Асташинские озера углубят

— Но на реализацию такого проекта потребуется не один год, а дожди у нас идут регулярно.

— У вас есть альтернативные предложения? Я регулярно получаю сообщения лично, по почте и в соцсетях. Все просят, требуют решить проблему. Но никто не готов ответить на вопрос «как?» Сейчас мы делаем то, что наших силах. Возможно, этой зимой будем проводить дноуглубление Асташинских озер. Глубину планируем увеличить значительно — в два-три раза. Кроме того, проведем к ним краткую магистраль, чуть расширим русло Бурхановки.

Кстати, в этом году мы уже расчистили часть Бурхановки по улице Калинина. Вытащили горы покрышек, старые холодильники и даже части «Запорожца». Сделали ревизию системы водоотведения в микрорайоне: есть пример, когда мы разрезали трубу, а она на 90 процентов забита песком, и только сверху — маленькое отверстие для воды. Может быть, об этой работе не все знают, но она идет постоянно. Это тяжелая, затратная, но выполнимая задача. Надеюсь, за несколько лет благодаря комплексному подходу проблема с водоотведением в Благовещенске будет решена. 

Московские эксперты сделали предварительную модель водоотведения 

В Благовещенске работают сотрудники столичной компании ООО «Центр теплоэнергосбережений». Они уже создали предварительную модель общегородской схемы водоотведения на основе технической и исполнительной документации. Сейчас данные будут актуализировать с помощью «полевой» работы.

— Проведем дополнительное обследование существующей сети городской ливневой канализации, в том числе телеинспекцию нескольких труднодоступных участков. Это, в частности, участок коллектора Бурхановки в районе «Самбери» и некоторые другие участки, которые мы определим в ближайшие дни, — объяснил Виктор Кашев. — Дальше на базе полученных сведений будем формировать вариантную схему организации системы сбора и очистки поверхностного стока  Благовещенска.

Для микрорайона пока наметили несколько вариантов: строительство нового коллектора с выводом стоков в Амур или углубление и берегоукрепление Асташинских озер. По итогам работы специалисты предложат и другие варианты отвода поверхностных вод.

«В последний августовский потоп работали круглосуточно» 

Пока готовятся к реализации масштабные проекты, на борьбу с последствиями дождя каждый раз выходят сотрудники муниципального предприятия ГСТК.

— Вообще наша бригада — 10 человек. Но когда идет проливной дождь, на ликвидацию последствий бросают все ресурсы. В последний августовский потоп работали круглосуточно, сменами по 12 часов. В дневную — человек 30, в ночную — около 15, — рассказал «Амурской правде» мастер участка МКП ГСТК Алексей Кошман. — Конечно, машин и людей всегда не хватает, но мы делаем все, что в наших силах.

За двое суток после начала того дождя в Единую диспетчерскую службу Благовещенска поступило 264 заявки. В распоряжении ГСТК — 10 вакуумных машин, вместимость каждой от 4 до 7 кубометров воды. Августовский ливень принес в город около полутора миллионов кубов осадков.

 — В первую очередь откачиваем воду с улично-дорожной сети, работаем на социальных объектах. Топит ведь не только дома, но и сады, школы, другие учреждения, — говорит Алексей Кошман. — Если есть возможность, приходим в частный сектор, откачиваем воду из подвалов многоэтажных домов.

Впрочем, работают над ливневой системой канализации не только во время дождя, а весь сезон: с весны и до поздней осени. «В штатном режиме регулярно промываем коллекторы: у нас есть две каналопромывочные машины, два насоса. Вода заходит под давлением в 10 атмосфер, поднимается песок, который мы затем с помощью насосов выкачиваем. Постоянного ухода требуют и решетки коллекторов: летом они забиваются скошенной травой. Сейчас начинается осень — пойдет листва».


Василий Орлов, губернатор Амурской области:

 — Паводки в нашем регионе становятся более частым явлением, чем это было раньше. Нужен системный подход к решению. В Благовещенске проблема потопов стоит очень остро, особенно страдает микрорайон и Верхнеблаговещенское. Дворы и улицы после прохождения циклона превратились в настоящие реки и озера. Непогода привела к разливу Ротаньего озера, подтопило дороги и придомовые территории. Попытки перекачивать излишнюю воду в озера Ротанье и Монументское ничего не дали, ситуацию это не спасло, разлившиеся водоемы проложили путь по селу. Нужно проработать вариант переноса вводно-распределительных устройств в домах, чтобы впредь ситуация не повторилась. Стоит продумать и систему отвода воды с озер. Сильные летние ливни стали привычными — соответственно, нужно принимать продуманные решения, которые позволят избежать проблем с подтоплением в будущем.

Возрастная категория материалов: 18+