Региональная общественно-политическая газета
Свежий выпуск: №40 (28930) от 15 октября 2020 года
Издается с 24 февраля 1918 года
23 октября 2020,
пятница

«Я не умею играть маленькие роли»: актриса театра Пушкина Александра Урсуляк о творчестве и семье

Общество

Любая роль по плечу — такая репутация сложилась в театральном мире столицы у хрупкой и женственной Александры Урсуляк. Казалось бы, ее судьбы была предрешена — родилась в семье известного режиссера Сергея Урсуляка и актрисы Галины Надирли, она должна была попасть на сцену с пеленок. Но  путь к себе сложился иначе. Об отношениях с отцом, мечтах, творчестве и впечатлениях о Благовещенске многодетная мама, актриса театра и кино Александра Урсуляк рассказала «Амурской правде» во время визита в Амурскую область. Вместе с театром Пушкина она привезла на фестиваль «Золотая маска» один из самых гастрольных спектаклей — «Обещание на рассвете» по автобиографическому роману Ромена Гари. Александра сыграла бесконечно любящую мать-одиночку, которая ломает любовью жизнь своего сына.

«Я не умею играть маленькие роли»: актриса театра Пушкина Александра Урсуляк о творчестве и семье / Любая роль по плечу — такая репутация сложилась в театральном мире столицы у хрупкой и женственной Александры Урсуляк. Казалось бы, ее судьбы была предрешена — родилась в семье известного режиссера Сергея Урсуляка и актрисы Галины Надирли, она должна была попасть на сцену с пеленок. Но  путь к себе сложился иначе. Об отношениях с отцом, мечтах, творчестве и впечатлениях о Благовещенске многодетная мама, актриса театра и кино Александра Урсуляк рассказала «Амурской правде» во время визита в Амурскую область. Вместе с театром Пушкина она привезла на фестиваль «Золотая маска» один из самых гастрольных спектаклей — «Обещание на рассвете» по автобиографическому роману Ромена Гари. Александра сыграла бесконечно любящую мать-одиночку, которая ломает любовью жизнь своего сына.

О театре

— Вы родились в такой семье, что кажется, судьба в актерской профессии была предопределена. А когда вы сами лично поняли, что это — ваша судьба? Был конкретный момент?

— На самом деле, бывают такие периоды в жизни, когда думаешь — а может, это не мое? Может, заняться чем-то другим… У меня было очень сложное детство, подростковый период — словно я жила не свою жизнь. Я оканчивала школу, и было вообще неясно, что мне делать — было такое непростое время, заканчивались 90-е, поэтому мама сказала — ну и иди пробуй. Папа сказал: «Что?! Ни в коем случае! Нет!» Это были весы в разные стороны, я устала от этого давления, папа достаточно жестко осаживал. И я подумала — сейчас пойду, если не поступлю, то больше никогда не пойду. Один раз — и все. И слава богу, что меня рассмотрели педагоги в Школе-студии МХАТ: Алла Борисовна Покровская, Михаил Владимирович Брусникин. Когда я зашла внутрь —  уже не тяготилась. Осознание пришло, когда я поступила — «Ах! Вот оно!» — и у меня началась жизнь.

— Актер участвует в выборе спектаклей для гастролей?

— Нет. Есть сложная техническая составляющая. Спектакль можно везти, если прокатчик готов это сделать. Есть спектакли многоездящие, а есть — мало. В какой-то момент мы стали много ездить с «Обещанием на рассвете». Евгений Александрович (Писарев — руководитель художественного театра им. Пушкина. — Прим. АП) позаботился о нас и сделал нам две декорации, одна домашняя — даже если она где-то очень далеко, мы не будем в Москве ждать, когда она вернется, и дома сыграем в своих домашних. Есть еще декорации для большой сцены и для маленькой сцены.

— Большая часть населения Амурской области не знает вас как театральную актрису — в силу удаленности от столичного театра. Если бы вы могли решать, какой спектакль бы привезли, чтобы презентовать себя?

— Конечно, у меня есть «Добрый человек из Сезуана», очень сложившаяся роль, она была обласкана всеми премиями, в том числе и «Золотой маской», и это хорошая работа и большая удача для актрисы сыграть эту роль. В ней много мяса — скажем так. Ну и это спектакль большого мастера. Юрий Бутусов — великий, на мой взгляд, режиссер. Конечно, я бы с удовольствием привезла эту постановку. Единственное — везти его крайне сложно. У нас там пол-Китая артистов, монтировщиков, декораций. Плюс не любая площадка готова его обслужить. Для этого  нужен хорошо оснащенный театр, подходящий по размеру. Хотя мы были с ним в Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре прошлой осенью.

— В этом спектакле вы играете две роли — доброй проститутки Шен Те и ее альтер эго Шуи Та. Можно сказать, что именно этот спектакль показывает вас как актрису в полном спектре?

— Думаю, что да. Мне сложно судить, конечно, я его же не видела. Но я очень люблю второй спектакль, который Юрий Михайлович поставил, — «Барабаны в ночи». Он немного другой, в нем нет такого акцента на мне. Но он пронзительный, драйвовый, сложный, классный.

—  Актер многое вносит в роль?

— Конечно! Современный артист — это соавтор, это не исполнитель. Артист должен быть личностью, сам настолько резонировать материал, должен рождать. Иначе каждый может играть пассивно, но одно и то же.

— Очень бы хотелось увидеть другие ваши работы.

— Кстати! «Добрый человек из Сезуана» выйдет на большой экран. Это проект «Маска в кино», 1 сентября мы отсняли спектакль. Сама я еще не видела, но теперь он появится в регионах — в кинотеатрах. Если другого варианта увидеть постановку нет — почему не посмотреть театр в кино, я сама была на таком показе.  

— А на себя пойдете смотреть?

— А может, пойду!

О зрителе

—  Пандемия для театра — толчок вперед или шаг назад?

— Ну так случилось — бывает в жизни. Такой большой всемирный факап. Конечно, для театра это катастрофа, шаг назад, потери — в том числе и финансовые. Из этого еще выбираться и выбираться. Но есть и хорошие новости — я всегда стараюсь искать в жизни плюсы. Иногда для того, чтобы понять, что ты имеешь, нужно на время это потерять. В целом наш театр очень хороший, не побоюсь этого эпитета. Большая концентрация хороших людей, любящих театр и свое дело. Но все равно мы вернулись после этого вынужденного отпуска с какими-то новыми силами, пониманием, что мы соскучились и как это важно, что у нас это есть. Как зрители вернулись в театр! Это тоже ощущается — у них отняли эту возможность, и с какой радостью полетели все в театр, когда стало можно. Ну да, не дают заполнять полностью. Но даже эти 50 процентов энергетически полностью заряжают зал.

— С точки зрения актера, зритель разный в разных городах?

— Конечно. На всем Дальнем Востоке чудесный зритель. По вниманию зала это чувствуется. В Южно-Сахалинск мы тоже привозили «Обещание на рассвете». В нем есть моменты, на которых зрители посмеиваются, но, если шутка интеллектуальная, она часто пропускается. И вот в этом городе помню — на тех моментах, где зритель всегда «ха-ха», была тишина,  а там, где литературная с намеком шутка, смеялись. И я такая думаю: «Опа, какие зрители».

— Благовещенский зритель каким показался?

— Мне кажется, здесь очень — в хорошем смысле — жадные до зрелища, не снобистско настроенные, а очень доверчивые и доброжелательные зрители.  Я надеюсь, что мы не обманули надежд.

— У вас дальневосточные корни. А когда первый раз приехали на Дальний Восток?

— Да, мой дедушка Володя окончил Нахимовское училище в Севастополе, по распределению попал в Петропавловск-Камчатский. Также и бабушка приехала — там они встретились и долго жили, там родился папа. Потом переехали в Магадан, там родился папин брат, потом был Хабаровск — там прошли школьные папины годы. А приехала я сюда первый раз два года назад как раз с «Золотой маской».

О семье

— А для вас пандемия — это была передышка?

— Вынужденная. Но честно, на момент начала пандемии я не особо устала. И такого запроса не было. Но для моей семьи это было очень хорошо, для детей в первую очередь. Мне удалось уделить им время, особенно среднему ребенку — я с ней мало успевала общаться, акцент больше на маленького ребенка, у старшей уже свои интересы, мы с ней общаемся уже как взрослые. А средней не хватало постоянного моего присутствия, и мы  хорошо наверстали это в пандемию.

— Старшая дочь уже девятиклассница. Знает, чем хочет в жизни заниматься?

— Пока размыто, она очень всеядная, жадная — «драмкружок, кружок по фото, а еще мне петь охота» — это про нее. Она оканчивает музыкальную школу, занимается вокалом, тайским боксом, танцами, языками — у нее ни на что не хватает времени, мы придумываем, как бы вместить все это в расписание. Мне это нравится, я не вижу ничего страшного, что пока нет какого-то определенного. Она увлеченный человек, есть еще время определиться.

— Что касается театральной карьеры? Были мысли?

— Ой. Ну я никаких препон ей ставить не буду, падать в обморок — как мои родители падали. Будет так, как будет.

— Папа ходит на спектакли? Дает отзывы?

— Ходит. Иногда хвалит, иногда — нет. Мой папа добрый зритель и нежный отец.

— Есть груз ответственности?

— Конечно, не хочется папу подводить. Более того, я и своим детям говорю — помните, что за вами семья. Не позорьте! Ладно, мать. Но деда точно не стоит.

— Дочери ходят на ваши спектакли?

— Конечно. Обсуждаем, кто  что понял, бывают сложные вещи — не сразу понимают.

О творчестве и планах

— Вы отказывались от роли?

— Да. И от театральной, и в кино. Что тут такого? Понимаешь, готов ли ты сейчас, довольна ли ты командой, веришь ли ты, что этот материал сейчас возможен вот так сделать. Когда ты совсем молодой артист, салага, кто ж тебя послушает? Иди и работай. Но мы с Евгением Александровичем настолько доверяем друг другу, он знает, что для меня первоочередное — это успех театра. И если я понимаю, что это важно для театра, я готова наступить на горло своей песне, но если считаю, что это будет во вред театру, мы аргументированно это обсуждаем, в этом смысле он мне очень доверяет, и я этому рада.

— А есть роль мечты?

— Нет. Это бессмысленно мечтать о какой-то роли, можно мечтать о режиссере. Решающее — это режиссер.

— А есть режиссер мечты?

— Ну мой режиссер мечты — это Бутусов, это понятное дело. Я с удовольствием помечтаю о ком-нибудь другом… (Смеется.)

— А вас переманивали другие театры?

— Ну, во-первых, все знают, что я, как говорится, давно замужем. Я уже 19-й сезон в театре Пушкина, еще студенткой начала там работать. Все знают, что при театре, и понимают, что у меня вроде все, тьфу-тьфу, нормально. Но тем не менее меня пригласила мой педагог — Марина Станиславовна Брусникина, не чуждый нашему театру человек. И я согласилась с одобрения Евгения Писарева. Это дружеское соединение. Первое сотрудничество с театром «Практика». Спектакль «Поле» должны были выпустить к 9 мая. Но случился коронавирус, поэтому он выходит сейчас.

— У Марины Брусникиной вы играете в постановке по книге Айтматова «Материнское поле». Этот же материал нам на «Маску» привез ваш театр в необычном воплощении. Это нормальная практика, что один материал используется одновременно разными режиссерами?

— Вообще, это заразная штука. Только кто-то один взял — и тут же начали другие ставить.

— У вас там настоящий цветник, как сказал народный артист Игорь Гордин — Паулина Андреева, Марина Петренко, Виктория Корлякова, Яна Гладких, Нина Гусева и Анна Зайкова. Вы встречались с этими актрисами?

— Мы знаем друг друга — мы из одной мастерской. Где-то пересекались, много общих знакомых. Но сейчас еще теснее познакомимся. Я для них взрослая. Я на несколько мастерских их старше.

О кино

— Почему-то актеры не любят говорить о кино. Можно предположить, что амурчане знают вас больше из кино. Это не так важно для актера, как театр?

— Очень важно. Мне кажется, что артист должен сниматься в кино. И когда я вижу артистов, которые не работают в театре, мне кажется, это неправильно. В этом есть какая-то обделенность. Должен быть баланс. Но это совершенно два разных мира. Я человек с абстрактным воображением,  для меня театр — это трехмерная структура. Это история, когда активно работает воображение и зрителя, и артиста. И ощущение правды совершенно иное. Мы с самого начала знаем: я — актриса, вы — зритель,  но что-то происходит такое, что вы забыли, что сидите в зале, я забыла, что актриса, и мы заняты какой-то историей. Это самое настоящее волшебство. В кино тоже есть магия, но в нем реалистичное существование чаще всего. В театре же может быть все что угодно — музыка, оперетта, клоунада, и это настолько объемно, мне как человеку, владеющему и голосом, и телом, конечно, театр ближе. Но бывают столкновения с прекрасными людьми. Сейчас я закончила картину, которую считаю просто везением своим. Я снялась у Натальи Мещаниновой в ее последней работе, и это был кайф. Замечательный материал, прекрасная роль, мне было здорово в чудной компании. Рабочее название «Быть комиком» или «Комики».

Кадр из сериала «Хорошая жена».

— Зрителям вы запомнились в сериале «Хорошая жена». Он не так давно вышел.

— Снимали мы «Хорошую жену» еще в 2017 году, я только родила сына.  Это большая работа, хорошая роль — она крупная. Я не могу играть маленькие роли, мне это сложно. Мне нужен разгон, эпизоды сложно переживаю — не из-за тщеславия, привыкла, что есть дистанция. На короткие я не могу. А эта роль сложная, кажется, что это такая хорошая тетенька, жена, а она не такая белая и пушистая, как кажется.

— Вы сами о себе говорите, что очень уверены в себе. Женщина уверена в себе, когда любима, или эта уверенность все-таки от успешной самореализации в профессии?

— По большому счету я достаточно уверена в себе, хотя меня постоянно разрывают сомнения — внутри что-то переживаю и ковыряюсь. Это нормально. Качели — что-то не получается, что-то получается. Но, конечно, количество любви рядом — это важно для любого человека. Я ужасно счастлива, что у нас в театре я все время подпитываюсь — постоянно летят эти куски любви. От коллег ко мне, от меня — к коллегам, поэтому мы очень подзаряжаемся друг от друга. И мой прекрасный любимый муж меня все время оберегает, подзаряжает, верит в меня и дети тоже. Любовь — это очень важная штука.

Возрастная категория материалов: 18+

Добавить комментарий

Забыли?
(Ctrl + Enter)
Регистрация на сайте «Амурской правды» не является обязательной.

Она позволяет зарезервировать имя и сэкономить время на его ввод при последующем комментировании материалов сайта.
Для восстановления пароля введите имя или адрес электронной почты.
Закрыть
Добавить комментарий

Комментарии

Комментариев пока не было, оставите первый?
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было

Материалы по теме

Мэр Благовещенска: «Новый асфальт на улице Калинина вскрыли вынуждено»Общество
Площадки у всех благовещенских школ планируют выложить цветной плиткойОбщество
Рыбы поверят в чудеса, а Тельцы будут давать дельные советы: гороскоп на 23 октября:Советы
Вручение литературной премии имени Завальнюка перенесено на декабрьОбщество
Косуля проплыла: на северной реке Норе завершилась миграция копытныхОбщество
Налоговые инспекции Амурской области прекратили прием посетителейОбщество

Читать все новости

Общество

Мэр Благовещенска: «Новый асфальт на улице Калинина вскрыли вынуждено» Мэр Благовещенска: «Новый асфальт на улице Калинина вскрыли вынуждено»
Площадки у всех благовещенских школ планируют выложить цветной плиткой
Концлагерь для долматинца: благовещенские зоозащитники спасают породистых собак
Королева безопасности Галина Роденкова: «Охранников на удалёнку не переведешь!»
Почему у врачей неразборчивый почерк и кто живет дольше всех: утро с «Амурской правдой»
Система Orphus