119 государственных и 989 муниципальных — такое количество услуг сегодня оказывают многофункциональные центры Амурской области. Для доступности их населению в городах и районах области открыты 23 отделения МФЦ. За восемь месяцев этого года через МФЦ поступило более 323 тысяч заявлений от амурчан. А с 1 сентября 2020 года на эти учреждения возложены еще и полномочия по реализации механизма внесудебного банкротства. Какие услуги сегодня наиболее востребованы и как работают отделения в период пандемии — об этом и многом другом специалисты рассказали «Амурской правде».
— Комплексная работа многофункциональных центров ведется по принципу «одного окна», что делает доступной и удобной получение гражданами и юридическими лицами государственных и муниципальных услуг, — говорит исполняющая обязанности директора МФЦ Амурской области Татьяна Крамаренко. — Статистика здесь, думаю, говорит сама за себя. За 8 месяцев этого года через МФЦ принято 256 тысяч заявлений на предоставление государственных и муниципальных услуг, 51 тысяча заявлений — по регистрации, подтверждению и восстановлению учетной записи в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА) для получения доступа к порталу «Госуслуги» и 15 тысяч заявлений — по иным услугам.
По словам специалиста, пятерку самых востребованных у населения государственных услуг возглавляют услуги Росреестра. По количеству принятых заявлений им лишь немного уступают услуги МВД — это регистрации по месту жительства или месту пребывания (прописка), получение российского паспорта. Затем идут услуги региональных органов власти области: чаще всего граждане обращаются в МФЦ за получением услуг органов социальной защиты населения. Примерно на одном уровне по популярности находятся услуги налоговой службы и Пенсионного фонда. Основной поток заявлений, или 65 процентов от общего числа услуг, приходится на услуги федеральных органов власти и государственных внебюджетных фондов.
В период пандемии и действия режима повышенной готовности все МФЦ Амурской области не прекращали принимать посетителей. Притом, что многие органы власти в регионе приостановили личные приемы амурчан либо ввели предварительную запись.
Также в период самоизоляции значительно расширился перечень государственных услуг, предоставляемых через МФЦ. Так, в мае было заключено соглашение с Пенсионным фондом РФ и министерством социальной защиты населения области на получение через МФЦ выплат на детей, предусмотренных Указом Президента РФ «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей».
— Речь идет о трех видах пособий: на детей возрастом от трех до семи лет, на детей до трех лет и детей с трех до 16 лет, — комментирует Татьяна Крамаренко. — С 26 мая и до конца августа 2020 года МФЦ принял 4,7 тысячи заявлений по этим пособиям. Основной поток, конечно, был по пособиям с трех до семи лет — 80 процентов от поданных заявлений.
Длительный период самоизоляции внес свои коррективы в систему предоставления услуг. Амурчане в результате введенных ограничений вынуждены были заказывать и получать необходимые услуги дистанционно — используя функционал портала «Госуслуги». О чем говорит значительный рост обращений граждан в МФЦ за получением учетной записи в ЕСИА. Только с марта по июль принято 34 тысячи заявлений по регистрации, подтверждению, восстановлению доступа к ЕСИА. Это в два раза больше, чем за аналогичный период 2019 года.
— Наши специалисты регистрировали граждан в системе ЕСИА и помогали им в электронном виде подать заявления, — поясняет Татьяна Олеговна. — Вообще, подача документов в электронном виде имеет ряд преимуществ. Помимо того, что госпошлина, например, по водительским удостоверениям будет ниже на 30 процентов, так еще и срок ожидания меньше. Если же подавать через МФЦ, то результата придется ждать дольше — только по регламенту срок составляет 15 рабочих дней. Также и по остальным услугам. Удобнее и безопаснее в период пандемии подать электронное заявление через портал «Госуслуги» не выходя из дома. Тем более что на сегодняшний день разработаны сервисы для дистанционного подтверждения учетной записи в ЕСИА. Так, граждане, являющиеся клиентами Сбербанка, Почта-банка, Тинькофф-банка, ВТБ могут сделать это через онлайн-версию личного кабинета.
Во всех отделениях МФЦ по-прежнему выполняются все санитарно-эпидемиологические предписания Роспотребнадзора. Посетителям без масок запрещен вход в офисы многофункционального центра. Перемещение и рассадка людей — тоже с соблюдением рекомендованной дистанции. Во помещениях есть санитайзеры для обработки рук.
По словам специалиста, ставка в работе МФЦ Амурской области сегодня делается на то, чтобы перенаправить основную долю предоставляемых на бумажном носителе услуг — в электронные. Для этого учреждение разработало для амурчан инструкции по работе на портале «Госуслуги», в личных кабинетах налоговой службы, Пенсионного фонда и Росреестра. Во всех помещениях МФЦ обеспечен доступ к необходимым сервисам на специально оборудованном месте, подключены многофункциональные устройства для сканирования документов. В каждом МФЦ выделены сотрудники, которые помогают гражданам в получении услуг в электронном виде через портал «Госуслуги». В приоритет выведен талон по регистрации, восстановлению, подтверждению личности в системе ЕСИА портала «Госуслуги».
Во всех отделениях МФЦ установлены POS-терминалы, что дает возможность амурчанам вносить платежи и государственные пошлины при предоставлении государственных услуг на приеме у специалистов МФЦ. Однако оказание помощи заявителям при подаче заявлений и документов через портал не обходится без трудностей и препятствий.
— И дело не только в технической стороне вопроса — сбоях в работе порталов, отсутствии интернета у заявителей, электронной почты, сложностей в заполнении электронных форм заявлений, но и в низкой готовности органов власти на местах к получению заявлений в электронном виде, — замечает и. о. директора МФЦ Амурской области Татьяна Крамаренко. — Хотя, казалось бы, они должны быть заинтересованы в переводе своих услуг в электронный вид, этот формат удобен. По ряду услуг, имеющихся на портале «Госуслуги», человеку уже не пришлось бы лично обращаться в орган власти для предоставления оригиналов документов либо за получением результата. Например, при получении справок и выписок от Пенсионного фонда, налоговой службы, МВД. Но пока в работе мы встречаем немало недопонимания. Особенно это касается вопроса недоверия к документам, полученным в электронном виде и заверенным электронно-цифровой подписью.
В 2020 году осуществлено подключение автоматизированной информационной системы МФЦ к сервисам СМЭВ (системы межведомственного электронного взаимодействия) для предоставления следующих государственных услуг — сведений о трудовой деятельности, выдачи заграничного паспорта нового поколения с использованием программно-технического комплекса «Криптобиокабина». Также проводятся работы по подключению к сервису «Прием и обработка заявлений во ФГИС ФРИ из МФЦ» — по регистрации транспортных средств инвалидов.
Кроме того, чтобы сделать доступнее получение государственных и муниципальных услуг и сократить время ожидания жителям микрорайона Благовещенска и близлежащих сельских поселений Благовещенского района, в областную собственность приобретены помещения в здании по улице Институтской, 7. В скором времени там разместится дополнительный офис МФЦ.
— Помимо того, что у МФЦ постоянно расширяется перечень государственных и муниципальных услуг, нам еще добавляются и ранее несвойственные учреждению функции, — замечает Татьяна Олеговна. — Например, открытие окна Общероссийского народного фронта (ОНФ) — для взаимодействия граждан с органами власти по проблемным вопросам, то есть универсального места очного взаимодействия граждан и бизнеса с государством. Подобные окна открыты в семи отделениях МФЦ. Сюда можно подать любые обращения: будь то вопросы, касающиеся организации помощи ветеранам, либо обращения по срокам социальных выплат и пособий.
С 1 сентября Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 289-ФЗ на многофункциональные центры возложены полномочия по реализации механизма внесудебного банкротства. Эта услуга также пользуется популярностью у граждан. На приеме у специалиста, по телефону колл-центра, а также на официальном сайте МФЦ Амурской области (mfc-amur.ru) граждане могут получить всю необходимую информацию об условиях, необходимых для признания себя банкротом.
— В МФЦ работают универсальные специалисты, они могут принять заявление по любой услуге. Кроме того, мы оказываем платные услуги населению, например, составление договора купли-продажи недвижимого имущества, договора дарения, декларации 3-НДФЛ для получения вычетов и т. п., — говорит Татьяна Крамаренко. — Спектр платных договоров на самом деле большой. Все тарифы указаны на сайте МФЦ Амурской области и на информационных стендах в помещениях МФЦ.
В целях повышения инвестиционной привлекательности области во всех офисах МФЦ Благовещенска выделен отдельный талон электронной очереди для субъектов малого и среднего предпринимательства «Услуги в сфере открытия и ведения бизнеса». Данный талон является приоритетным. Кроме того, в офисе № 3 МФЦ Благовещенска открыты два специализированных окна для представителей бизнеса.
Амурчане высоко оценили качество предоставления услуг через МФЦ Амурской области. По итогам восьми месяцев 2020 года уровень удовлетворенности по оценкам, переданным в ИАС МКГУ, составил 98,9 процента. А согласно рейтингу, проводимому Минэкономразвития России, Амурская область набрала более 80 из 100 возможных баллов и вошла в группу субъектов Российской Федерации с высокой эффективностью организации деятельности сети МФЦ.
В июне 2019 года запущено мобильное приложение «Мои Документы Онлайн», с помощью которого пользователям доступен широкий функционал:
Возрастная категория материалов: 18+