Фото: rgo.ruФото: rgo.ru

Павлик — путешественник

Тигрят Павлика и Елену спасли в 2018 году в Приморском крае. Специалисты отловили их мать — тигрицу Казачку, которая представляла опасность для людей. Хищница начала таскать собак из села Алексеево-Никольское. Поймав тигрицу, специалисты выяснили, что у нее есть тигрята в возрасте 6—7 месяцев. Их решили не оставлять одних в тайге. Редких хищников в двухлетнем возрасте привезли в Амурскую область в мае 2019 года из  Центра реабилитации диких животных  Приморья и выпустили в Архаринском районе. Именно здесь амурские тигры когда-то успешно жили, однако популяция погибла по вине человека.

Павлик и Елена после выпуска в дикую природу. Фото: центр «Амурский тигр». 

Специалисты использовали для тигрят «мягкий выпуск» — практически без контакта тигра и человека. После прибытия на место хищникам дали снотворное, чтобы свести к минимуму стресс от переселения на новое место. Потом полосатых зверей перенесли во временный вольер, где они отходили от стресса и адаптировались. Затем двери вольера дистанционно открыли — животные вышли в лес без контакта с человеком.

Если тигрица Елена сразу обосновалась на территории Хинганского заповедника, то Павлик пошел своей дорогой. Как говорят специалисты, самцы склонны искать место обитания гораздо активнее самок. К слову, у амурских тигров, которые до этого переезжали в Амурскую область, уже был такой опыт — они уходили за пределы региона. Например, выпущенный в 2014 году президентом Владимиром Путиным тигр Борис облюбовал Еврейскую автономию и создал там семью. А Павлик остался ув Приамурье.

Оказавшись на свободе, он направился на север Амурской области, где исследовал побережье Бурейского водохранилища, зимой переплыл незамерзающий нижний бьеф Бурейской ГЭС, а потом развернулся и направился изучать местность чуть севернее Хингано-Архаринского заказника. Все это время специалисты следили за его перемещениями через ошейник с GPS-модулем. Центр «Амурский тигр» сообщил: этой зимой краснокнижный путешественник поставил рекорд, став самым западным тигром на Дальнем Востоке — об этом писали амурские СМИ. Сотрудники центра даже прозвали Павлика мартовским котом: он не остановился в своем любопытстве и пошел дальше, отметившись около таежных окрестностей Белогорска.

Ошейник помогает найти виновных

При этом ни разу не возникло рисков, что хищник выйдет к селам: Павлик никакого интереса к людям не проявлял.

«Надеемся, что наказание за убийство Павлика будет реальным и для многих это станет уроком», — говорит Сергей Арамилев. Фото: «Российское географическое общество». 

— Ошейник используется прежде всего для того, чтобы обезопасить людей, сельскохозяйственных и домашних животных. Мы следим по нему за перемещениями тигра. Если тигр появляется рядом с населенным пунктом, создаются специальные мониторинговые группы — одна из них при Амурском охотуправлении. Задача таких групп — сбор информации о том, что зверь делал в данном месте, — рассказал гендиректор центра «Амурский тигр» Сергей Арамилев. — Группа ищет следы и устанавливает причины выхода из леса животного. Но что касается Павлика, за все время обитания в дикой природе он ни разу не оказался в ситуации, которая требовала выезда такой группы. В его случае специалисты выезжали для подтверждения вида пищи, которую он добыл.

Охотоведы выезжали на место, находили останки добытых тиграми диких животных. Периодически полосатые хищники попадали в прицел фотоловушек — это еще один способ наблюдения за обитателями дикой природы. По словам Сергея Владимировича, Павлик постоянно был на контроле. Однако защитить животное от нападения человека трудно.  

— К сожалению, ошейник не является гарантией того, что люди не причинят зверю вред. Чтобы это гарантировать, нужно постоянно находиться с ним рядом. Однако ошейник в таких случаях помогает выявить и задержать тех, кто пытается обидеть тигра. И то, что сейчас подозреваемые найдены — это в первую очередь благодаря тому, что Павлик все время находился под контролем. Служба охотнадзора выполняет большую функцию, но количество инспекторов критически мало. Мы не можем приставить человека к каждому животному. Думаю, каждый грамотный человек понимает, что уследить за животным на таких обширных территориях сложно. И тут стоит вопрос человеческой совести и душевной организованности общества, в котором мы живем, — подчеркивает Сергей Владимирович. — Если бы Павлик хотел на кого-то напасть, он бы давно это сделал. Он обследовал достаточно значительную территорию Амурской области, прошел большое расстояние, слышал людей, проходил мимо коров, лошадей — это достоверно зафиксировано.

Сергей Владимирович приводит примеры прекрасного соседства тигра и человека в Приморье. В этом году благодаря местным жителям там была спасена тигрица. И ей дали имя в честь населенного пункта — Санда, от старого названия села Горноводное — Сандагоу.

— Люди встали на защиту животного, оберегали, следили, чтобы с ним ничего не случилось. Сейчас тигрица живет в реабилитационном центре. Если бы в Приморье относились к тигру как к опасному свирепому хищнику, таких показательных историй бы не происходило, — считает Сергей Арамилев. — Надеемся, что наказание за убийство Павлика будет реальным и для многих это станет уроком. Мы на своем не остановимся. Если будут еще подготовленные тигры, мы поможем и выпустим их в Амурской области.

Браконьеров становится меньше

Несмотря на то что в России осталось всего около 600 амурских тигров, их уничтожение  не редкость. В азиатских странах высоко ценятся дериваты тигра, части тела применяются либо в восточной кухне, либо идут на изготовление препаратов тибетской медицины. Хотя в последнее время человеческая сознательность значительно выросла.

— Браконьерство на тигра существует очень давно, но радует то, что таких фактов становится меньше. Если раньше было 50—70 случаев в год, то в последние годы погибает 10—20 тигров. Это связано с тем, что существует определенный спрос на части тела тигра. Возбуждается ежегодно по 2—3 уголовных дела. Правоохранительные органы работают активно, вы сами понимаете, что в расследование таких дел вовлечены граждане и других стран, — отмечает генеральный директор центра «Амурский тигр». — Наверное, в Приморье гибель одного тигра не так заметна — здесь большая его популяция, чем в тех регионах, где тигры только начинают жить. Поэтому понятно, что убийство Павлика — резонансное. Но на самом деле гибель любого тигра, не важно, где он обитает, — это потеря для природы. Для нас это огромная трагедия.

По словам Сергея Арамилева, убийцы хищника своими необдуманными действиями похоронили не только тигра, но и труд сотни людей, которые участвовали в его подготовке к возвращению в природу, и еще большего количества людей, которые изыскивали средства для проведения этой уникальной операции. Россия — единственная страна, которая научилась возвращать диких хищников в природу таким образом, чтобы они не вступали в конфликт с людьми.

— Много людей вложили в Павлика душу, он их отблагодарил своей миролюбивостью, если бы с ним были какие-то проблемы, может, это могло бы вызвать дискуссию, но когда проблем не возникает… Мы же понимаем, что достаточно большое количество жителей Амурской области могло потенциально вступить в контакт с тигром, но не делало этого — видимо, относятся по-другому к этому животному, чем те люди, которые это сделали, и те, кто пишет в соцсетях о самообороне. Наша главная задача — чтобы виновные понесли справедливое наказание, — отметил Сергей Владимирович.

К слову, в прошлом году в России усилили уголовную ответственность за незаконную добычу и оборот особо ценных диких животных. Теперь деяния, предусмотренные ст. 258.1 УК РФ, относятся к преступлениям средней тяжести и тяжким. За незаконную добычу особо ценных диких животных срок лишения свободы вырос до 4 лет. Максимальный срок лишения свободы за эти преступления, совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, повысился с 7 до 8 лет. Также в таких случаях суд назначает серьезный штраф — от миллиона рублей.

Возрастная категория материалов: 18+