Региональная общественно-политическая газета
Свежий выпуск: №46 (28936) от 26 ноября 2020 года
Издается с 24 февраля 1918 года
29 ноября 2020,
воскресенье

«С Урала на Дальний Восток»: зачем земские учителя поехали в Приамурье и как их встретили ученики

Люди

Им было что терять, отправляясь из городов в сельские школы. У некоторых за плечами годы педагогической работы, ученики-олимпиадники, выпускники-медалисты. Учителя, приехавшие из разных уголков России в амурскую глубинку по программе «Земский учитель», откровенно признаются, что участвуют в ней, чтобы заработать обещанные два миллиона рублей. Деньги уже поступили на счета педагогов. Кто-то планирует купить на них жилье, другие — потратить средства на учебу собственных детей. В этом году по программе «Земский учитель» в амурских школах закрыто 47 остродефицитных вакансий. Как приняла амурская земля — педагоги, переехавшие из других регионов, в День учителя рассказали «Амурской правде».

«Мечтаю купить дочери жилье»

5

октября отмечается День учителя — профессиональный праздник работников сферы школьного образования

Юлия Бобовкина, учитель русского языка и литературы. Приехала из города Белорецка (Башкирия) в школу в селе Томичи Белогорского района

— О программе «Земский учитель» я узнала от коллег, потом прочитала на сайте министерства образования Башкирии и решила поучаствовать. Обычно я участвую во всех подобных новшествах, поэтому собрала документы и подала на Амурскую область, Забайкальский край и Башкирию. Получилось, что стала победителем в дальневосточном регионе.

Чувства были двоякие: конечно, очень обрадовалась, но пугало расстояние. В таком возрасте, а мне 48 лет, так далеко уезжать от своих страшновато, и ехать одной в чужой край тяжело. Но я ни о чем не жалею, рада, что приехала, буду здесь работать, учить ребятишек. Работу свою люблю, так что все должно получиться.

Деньги сыграли решающую роль в моем переезде. У меня, к сожалению, нет нормального жилья, только комната в коммунальном общежитии.

Не скрываю, что деньги сыграли решающую роль в моем переезде. У меня, к сожалению, нет нормального жилья, только комната в коммунальном общежитии. Дочка моя с мужем и сыном скитаются по съемным квартирам. Поэтому считаю своим долгом помочь ребенку с жильем. Просто у себя на родине заработать на квартиру мне нереально. В своей школе проработала 20 лет, и что имею? Дальше только пенсия, и других возможностей у меня не будет. А теперь смогу осуществить свои мечты.

На два миллиона в Белорецке можно купить хорошую 2-комнатную квартиру. Это город металлургов, небольшой, спортивный, чем-то похожий на ваш Белогорск. У нас там горы, горнолыжная база, бассейны. Природа похожая, смешанные леса, сосновый лес. Знаете, такое ощущение, что я сейчас где-то недалеко от дома.

По условиям конкурса я должна была прибыть в село не позднее 17 августа, а о результатах узнала в мае. 4 августа мы с зятем и его мамой выехали на машине. Дочь осталась дома с 3-летним сыном. Семь тысяч километров преодолели за шесть суток, спали немного, по два-три часа. Машину загрузили полностью. Помимо личных вещей, я везла телевизор, ноутбук, принтер, утюг, обогреватель — специально его купила, прочитав, что здесь большая влажность, уже пригодился. Еще везла две сумки книг и даже продукты. Старалась обеспечить себя на первое время: кто его знает, сколько здесь что стоит. Хотя в интернете почитала про Томичи.

Впечатление не обмануло, и я не разочаровалась, скажу вам. Проблема возникла только одна — жилье. Предложили квартиру, в которой раньше, видимо, жила неблагополучная семья, где были отрезаны все коммуникации. Директор школы Татьяна Григорьевна Лосенкова помогла купить сантехнику, девочки-технички побелили потолок, спасибо им за это. Сейчас все хорошо, осталось доделать ремонт на кухне.

Здорово мне помог сосед Борис Викторович Иванов. Не знаю, что бы я без него делала. Это человек большой и бескорыстной души, помог перевезти вещи из гарнизонной квартиры. Когда увидел, что не на чем спать, дал надувной матрас. Он же ввернул все лампочки, прикрепил тюль на окна и водогрейку на кухню. Причем тюль и гладильную доску принес свои. Я предлагаю деньги за помощь, он не берет. Иногда даже зовет на обед. Электроплиты же в квартире не было, в привезенной мультиварке я готовила себе еду — ее дочь положила в последний момент. Но сейчас все уже более-менее наладилось, обжилась. На первую свою зарплату, думаю, диван приобрести.

Уроки у меня в трех классах — в 5, 6 и 7-м, веду русский язык и литературу, родной язык и родную литературу. В неделю 29 часов, есть один мальчик-надомник. Конечно, с нетерпением ждала первый учебный день. Ребятишки мне понравились. Таких, кто сидит и ждет, когда урок закончится, единицы. В основном детки начитанные, работают хорошо. Всех я уже запомнила, даже подружились. Ребятишки, мне кажется, везде одинаковые.

Самый большой класс — это шестой, там 24 человека. В пятом и седьмом — в два раза меньше учеников. Сейчас, в эпидсезон, некоторые болеют. Учебная программа здесь такая же, авторы те же, так что для меня трудностей никаких в этом плане нет. Все свои наработки я привезла с собой, да и коллеги помогают.

Кстати, я первая из прибывших в Амурскую область учителей должна получить два миллиона рублей. Как написал наш куратор: «С вашей фамилии начали». Так что деньги где-то на подходе. Эта программа, считаю, нужна. С одной стороны, это поддержка учителей, а с другой — обмен опытом. Мы же общаемся с коллегами, что-то берем от них, что-то даем им. Возможно, какая-то часть учителей здесь останется и дефицит кадров будет закрыт.

По школе, где отработала 20 лет, конечно, скучаю. До сих пор осталась во всех группах. Но я оптимист по натуре: если приехала в Приамурье, значит, это было нужно. Кстати, когда коллеги провожали меня, пожелали встретить свою половинку. Насчет остаться здесь навсегда у меня нет однозначного пока ответа, жизнь покажет. Пока я осваиваюсь, привыкаю. Работать есть над чем, всероссийские проверочные работы вот провели, результаты не очень обрадовали, будем работать. Мы же сюда приехали ребятишек учить.

А люди у вас здесь, правда, другие — более открытые, доброжелательные и читают газеты. Когда на почте отправляла письмо, обратила внимание, что покупают прессу. Как будто попала в 80-е годы — в хорошем смысле. Ребятишки играют на улице, во дворах, как в моем детстве. Необычно, непривычно, но это здорово!

 «Поехала учителем на родину мужа»

Вероника Гроня, учитель английского языка. Переехала из Благовещенска в село Томичи Белогорского района

— В 2019 году я окончила Благовещенский педагогический университет и семь месяцев проработала в языковой школе. Потом в интернете прочитала новость о программе «Земский учитель», меня это заинтересовало, и решила попытаться. Муж родом из Томичей, поэтому указала школу в этом селе, где была вакансия учителя немецкого языка, а это мой профиль.

Была еще и другая причина: город со временем надоедает, хочется побыть в тишине. А здесь тихо, воздух свежий, хорошо! В Благовещенске у нас своей квартиры не было, мы с мужем снимали жилье, а в Томичах нам ее предоставили.

Какой я учитель? Серединка между строгой и доброй, и помочь могу, если требуется, и пожурить, если не слушают.

В плане переезда ничто не беспокоило, волновало только то, какую квартиру предложат. Но нам повезло, досталась хорошая «трешка». По своему вкусу сделали ремонт, мебель привезли свою, купили новую кухню и кровать, установили водонагреватель. Быстро обустроились, квартира у нас в аренде, которую оплачивает школа.

Мой первый рабочий день был очень волнительным, как и у любого человека. Практику я проходила в вузе, но она все-таки отличается от настоящей работы. Веду уроки у детей со 2-го по 7-й класс — немецкий и английский языки. Первый урок был в пятом классе, дети приняли меня с любопытством, осторожностью, потому что я новый учитель. А сейчас у нас все хорошо. Второклашки меня очень любят, много приятных слов говорят: «Какая вы красивая», «Такая умная, больше знаете, чем мы». Уважают, восхищаются, и это приятно. Потому что я ближе им по возрасту, мне 23 года.

Какой я учитель? Серединка между строгой и доброй, и помочь могу, если требуется, и пожурить, если не слушают. Если вижу, что ребенок не может справиться, то с ним сяду и сделаю домашнее задание.

Вообще, в сельских ребятишках нет той наглости и самоуверенности, которая сегодня присутствует у городских ребят. В этом плане мне легче работать. Еще в средней школе ты даешь базовый уровень английского, нежели в той же школе английского языка, где учащиеся получают более углубленный материал. Хотя мне, конечно, хочется научить детей языку, выдать как можно больше, поэтому иногда прошу ребят остаться после уроков. 

В школу я иду с хорошим настроением, рассчитываю, что мы с ребятами все сделаем из того, что запланируем. С детства мечтала быть учителем: рассаживала игрушки на диване и учила их. Муж у меня тоже педагог, окончил факультет математики и информатики БГПУ, но работает в другой сфере. Он поддержал наш переезд в Томичи. Кстати, в новую квартиру мы впустили не кошку, как принято, а собачку — у нас померанский шпиц Лили. Ей тоже очень нравится в селе, тут есть где побегать.

«Это наше первое долгое путешествие»

Владимир Саленков, учитель английского языка. Переехал из города Серов Свердловской области в поселок Прогресс

— Не скрываю, что денежное вознаграждение заставило меня поучаствовать в программе «Земский учитель»: подрастают дети, надо думать об их будущем. По профессии я учитель английского языка, после института год отработал в школе, потом проходил службу в органах внутренних дел и системе УФСИН, имею звание майора. Шесть лет назад вернулся в школу. В этом году у меня юбилей — исполнится 50 лет, и я его отмечаю на новом месте.

Нисколько не сомневался, что пройду по конкурсу, почему-то была уверенность. Хотя требований к учителям было много, оценивали по балльной системе. Учитывалось наличие образования (высшее или среднее), смежной специальности, педагогического стажа, категории, достижения (какие места ученики занимали в олимпиадах). К слову, у меня вообще редкая специальность, спасибо за это советскому образованию — учитель истории, социально-политических дисциплин и английского языка в средней школе, я окончил Курганский пединститут.

В поселок Прогресс мы ехали своим ходом — на машине с прицепом: я, жена Елена, ее 15-летний сын Вячеслав и наша дочь Виктория, ей пять лет. Расстояние в 7 тысяч километров мы проехали за 12 дней. Ребенок маленький, останавливались на ночевки в мотелях. Если в Сибири проблем с гостиницами нет, то в Забайкальском крае их очень мало, поэтому приходилось прикидывать расстояния заранее.

Это наше первое столь долгое путешествие. Сделали остановку на Байкале — впечатлил, будет отпуск, еще поедем. Мы решили, что все свои отпуска будем проводить, узнавая дальневосточный край, место, где теперь живем. Хотим побывать в Хабаровске, во Владивостоке, на Японском море.

В городе Серове, который находится в 400 километрах от Екатеринбурга, у нас есть своя двухкомнатная квартира, в ней сейчас живет тесть. Серов — промышленный город, там три завода, это центр северного управленческого куста Свердловской области. Мы специально выбирали поселок городского типа, жена была не готова жить в деревне. Хотя я сам-то привычный — вырос в семье военного.

Трудностей я не боюсь, но эти бытовые вопросы выматывают. А люди и местность у вас, конечно, потрясающие. Сосед вечером стучится, принес ведро картошки и помидоры: «Нате!» Просто так, понимаете?!

Жена в Прогрессе сразу нашла работу, она экономист, и теперь трудится в отделе образования. Когда мы приехали в поселок, было такое ощущение, что прибыли в прошлое лет на 10 назад. Удивили мелкие магазинчики, отсутствие больших торговых сетей и инфраструктуры, завышенные цены на продукты — все дороже на 20—30 рублей, а то и больше.

И самая главная проблема — здесь невозможно снять благоустроенную квартиру. Их просто нет. У той, которую планировала предоставить администрация, нашелся собственник — наследник умершей хозяйки. Другой предложенный вариант требует капремонта и больших финансовых вложений, еще и находится за речкой. Летом пешком оттуда до школы идти 35 минут, а зимой, представляете, сколько добираться. Поэтому самим приходится искать жилье, да и мы были настроены его снимать.

Не поверите, но квартиру, где временно живем, нам помог найти первый встречный. Мы с женой прошлись по домам, увидели, что парень съезжает, подошли к нему, спросили про аренду квартиры. Он позвонил кому-то, в итоге сняли квартиру у молодой пары. Но она выставлена на продажу, поэтому сидим на чемоданах и ищем другое жилье.

Трудностей я не боюсь, но эти бытовые вопросы выматывают. А люди и местность у вас, конечно, потрясающие. Сосед увидел на нашей машине номера другого региона, поинтересовался, откуда приехали. А вечером стучится, принес ведро картошки и помидоры: «Нате!» Просто так, понимаете?! Природа тут шикарная, я уже по грибы в лес сходил, креветок в озере половил — сам же рыбак и охотник, душа моя радуется.

Дочка в садике адаптировалась хорошо, как будто туда и ходила. А вот сын переживает, он увлекается робототехникой, программированием, здесь с этим сложно. Но мы сразу обсудили, что если возникнут проблемы с учебой, самореализацией, то он сможет вернуться в Серов к родному отцу и доучиваться там. В общем, пока присматривается.

В моей прежней школе было углубленное изучение предметов, на 1 300 учеников — 9 учителей иностранного языка. Понимаете, какой уровень? Поэтому я вижу пробелы в английском языке у нынешних моих учеников и буду делать все, чтобы их ликвидировать. Когда ехал сюда, мне сказали, что будет ставка 21 час в неделю, то есть 4—5 уроков в день. Но перед моим приездом уволилась учитель английского языка, и теперь нас только двое предметников. И моя ставка нынче 38 часов в неделю, или по 7 уроков в день. Здесь, кстати, классы не делят на группы, приходится заниматься сразу с 22—26 учениками. Еще веду классное руководство.

Свои наработки я уже стал внедрять на новом месте. Мы с ребятами провели Международный день европейских языков. Старшеклассники рассказывали младшим ребятам об английском языке. В Серове хорошо удавалась «Битва хоров», когда ученики в красивых костюмах пели песни на английском языке. Идей масса, будем воплощать. Ребята меня сразу приняли, контакт был налажен с первых уроков. Двое ребят уже выбрали английский язык в качестве Единого госэкзамена.

Признаюсь, в школе работать сложнее, чем в системе УФСИН. Нагрузка большая. Свою зарплату еще не видел, но думаю, что при такой же нагрузке столько же получал бы и в Серове.

Планы на два миллиона у нас с женой одни — дать хорошее образование детям, чтобы в будущем они смогли обеспечить себя. Мы сторонники этого, не вкладываемся в недвижимость.

Для «земских учителей» открыта горячая линия

У 47 учителей, прибывших по программе «Земский учитель» из других регионов, в WhatsApp есть своя группа, в ней они переписываются друг с другом и с куратором, делятся впечатлением. География участников обширная — от Подмосковья до Забайкалья и Благовещенска. Большинство педагогов не от хорошей жизни решились покинуть нажитое место. И для молодежи, и для учителей со стажем жилищный вопрос — основной.

Амурский областной институт развития образования запустил горячую линию для педагогов, которые трудоустроились в школах региона по программе «Земский учитель». Контакт для связи: (4162) 226-264, пн.— чт.: 8.00 — 17.00, пт.: 8.00 — 14.30.

Обратиться за помощью специалистов института могут не только «земские учителя», но и директора образовательных организаций, а также родители школьников. 

«Мы рады обмену опытом»

Светлана Яковлева, министр образования Амурской области:

— На сегодняшний день в Амурской области 47 педагогов, которые приехали из разных уголков нашей большой Родины и работают в наших образовательных организациях. Конечно, для нас это замечательная помощь. Тот факт, что педагогам будут выделены средства на обустройство, очень важен. Но самое важное, что эти педагоги, работая в наших школах, привнесут нотку иного в образовании. Потому что каждая территория большой России имеет свои изюминки в преподавании. И этот опыт, который прибыл вместе с педагогами, он очень нужен. Будучи в одной из школ районов, я услышала замечательную фразу от учителя, которая приехала: «У вас так хорошо оборудованы учительские места и такие замечательные дети, есть с кем работать». Она имела в виду оборудование кабинета учителя, возможность использовать технические средства при проведении урока. У нее есть желание подготовить детей для участия в конкурсах, олимпиадах. Я сомневаюсь, что у нее не было такого желания там, где она работала, но тот факт, что она так положительно отозвалась об условиях работы наших педагогов и наших детках, радует. Значит, мы делаем правильные изменения в системе образования.

И еще одна фраза прозвучала от «земского учителя»: «Я расскажу своим коллегам, как здесь здорово, пусть приезжают работать». Поэтому мы желаем, чтобы у всех учителей, которые приехали к нам, были комфортными и условия работы, и условия проживания. Чтобы наша Амурская область стала для них местом, где они останутся и продолжат свою работу. А ученики, чтобы прославляли школу и учителей.    

Возрастная категория материалов: 18+

Добавить комментарий

Забыли?
(Ctrl + Enter)
Регистрация на сайте «Амурской правды» не является обязательной.

Она позволяет зарезервировать имя и сэкономить время на его ввод при последующем комментировании материалов сайта.
Для восстановления пароля введите имя или адрес электронной почты.
Закрыть
Добавить комментарий

Комментарии

Комментариев пока не было, оставите первый?
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было

Материалы по теме

Сорок студентов педотряда закрывают дефицитные специальности в школах Амурской областиСорок студентов педотряда закрывают дефицитные специальности в школах Амурской области
Земские учителя Амурской области на месяц раньше получили по два миллионаЗемские учителя Амурской области на месяц раньше получили по два миллиона
126 педагогов в Амурской области получат по два миллиона по программе «Земский учитель»
Накануне Дня знаний амурчан приглашают поздравить педагогов в соцсетях
«Жизнь в деревне не пугает»: в Приамурье приезжают «земские учителя» со всей страны
Лучший педагог России приедет в Циолковский по программе «Земский учитель»
Амурских школьников будут учить педагоги из Воронежа и Тюмени
Учат в школе: в Амурской области сформировали список земских учителей
На программу «Земский учитель» в Амурской области приняли 900 заявок
Шесть амурских районов и два города ждут документы от будущих «земских учителей»

Скорпионов ждут непредвиденные расходы, а Львы сменят партнеров: гороскоп на 29 ноябряСоветы
Энергетики тянут новую ЛЭП для расширяющегося аэропорта Благовещенска и водозабораЭкономика
Рокировка: прокуратуру Приамурья возглавит прокурор из Кубани, Руслан Медведев переедет в ОренбургЛюди
Амурские студенты накололи пенсионерам Ивановского района 12 кубов дров и помогли медикамОбщество
Ёлки без аниматоров: мэр Благовещенска попросил горожан не прибегать к услугам праздничных агентствОбщество
Благовещенская детская поликлиника №3 закрывается на капитальный ремонтОбщество

Читать все новости

Люди

Мама с некрасовской судьбой: Светлана Дорогайкина воспитала семерых детей Мама с некрасовской судьбой: Светлана Дорогайкина воспитала семерых детей
Рокировка: прокуратуру Приамурья возглавит прокурор из Кубани, Руслан Медведев переедет в Оренбург
Журналист АП выиграл приз зрительских симпатий конкурса социальной журналистики
Мамы в «красных» зонах: истории амурских медиков, которые спасают жизни больных COVID-19
Четверть века с «Иванушками International»: празднование 25-летия известная группа перенесла на год
Система Orphus