Региональная общественно-политическая газета
Свежий выпуск: №46 (28936) от 26 ноября 2020 года
Издается с 24 февраля 1918 года
29 ноября 2020,
воскресенье

Каким он судостроителем был: экс-губернаторы и известные амурчане о Вячеславе Попове

В Благовещенске простились с легендарным директором судостроительного завода

Люди

Спроси в Благовещенске любого человека старшего поколения: «Кто такой Вячеслав Попов?»  Почти каждый ответит: «Директор судостроительного завода». Судьба этого человека и судьба предприятия, которым он управлял почти четверть века, давно стали одним целым. Пришел после речного училища в далеком 1966-м на благовещенскую судоверфь обычным мастером, а сдал последнюю вахту генеральным директором и акционером крупного завода, где объем валовой продукции в год превышает миллиард рублей.

Каким он судостроителем был: экс-губернаторы и известные амурчане о Вячеславе Попове / Спроси в Благовещенске любого человека старшего поколения: «Кто такой Вячеслав Попов?»  Почти каждый ответит: «Директор судостроительного завода». Судьба этого человека и судьба предприятия, которым он управлял почти четверть века, давно стали одним целым. Пришел после речного училища в далеком 1966-м на благовещенскую судоверфь обычным мастером, а сдал последнюю вахту генеральным директором и акционером крупного завода, где объем валовой продукции в год превышает миллиард рублей.

80

лет исполнилось в сентябре Вячеславу Степановичу Попову. Свою трудовую деятельность на благовещенской судоверфи он начал еще в 1966 году, с 1987-го и до последнего дня трудился на родном заводе

В Благовещенске давно уже нет мебельной, хлопкопрядильной и спичечной фабрик, осталось только здание от электроаппаратного и одно воспоминание от спиртового заводов. А судостроительный выполняет гособоронзаказы и конкурирует с сильнейшими судостроителями стран АТР в производстве гражданских речных и морских судов малого и среднего тоннажа. Один из таких, рыболовецкий сейнер со счастливым номером «777», ушел со стапелей завода имени Октябрьской революции к берегам Камчатки 22 сентября — в день, когда Вячеслав Степанович отмечал свое 80-летие. Активный, энергичный, полный сил и идей! Никто не ожидал, что этот юбилей — последний. Его уход из жизни стал горем не только для семьи — для всех амурских корабелов, для которых Вячеслав Попов долгие годы был примером, надеждой и главным направляющим.

Леонид Коротков: «Он дал заводу шанс на выживание»

Известный амурский политик Леонид Коротков, который семь лет руководил областью в начале нулевых, а до этого несколько лет был на депутатской работе в Госдуме, вспоминает: впервые узнал Вячеслава Попова в конце 80-х годов. Накануне распада СССР в стране начинались большие перемены. Одной из мер, направленных на демократизацию общества, были выборы директоров на государственных предприятиях. Состоялись такие в 1989 году и на Благовещенском судостроительном заводе. Решением трудового коллектива у руля предприятия встал Вячеслав Попов. 

— Это было очень неожиданно для многих, в том числе для руководства области, — признался «Амурской правде» Леонид Викторович. — До этого директором завода был Владимир Ильич Чекулаев. Я его тоже хорошо знаю, мы с ним вместе потом работали. Грамотный, толковый специалист, хороший организатор, но таким он был человеком, что всегда умел держать дистанцию в общении с подчиненными, коллективом. А Вячеслав Степанович — более демократичный, доступный. Тогда, видимо, это для людей было важно. И довольно неожиданно признанный лидер, орденоносец Чекулаев проиграл Вячеславу Попову. Тогда-то я его фамилию услышал впервые. Позже мы познакомились ближе, когда я стал депутатом Совета Федерации, а затем Госдумы. 

«И довольно неожиданно признанный лидер, орденоносец Чекулаев проиграл Вячеславу Попову выборы директора завода».

Та эпоха для страны и любого промышленного производства была очень тяжелой. Неслучайно в начале 90-х годов прекратили свое существование очень многие промышленные предприятия: домостроительные комбинаты, швейная фабрика, «хлопка», «спичка»… И судостроительный завод имени Октябрьской революции вполне мог пополнить этот печальный список, но выстоял. Как показала жизнь, то, что новым директором был избран Вячеслав Попов, имело решающее значение — для предприятия это был шанс.  

— Помню, как мы сотрудничали по вопросам обеспечения заказами амурских корабелов. То, что было написано в Федеральном бюджете, в самом лучшем случае выполнялось процентов на 70, а иногда и вовсе финансирования не было. Вместе с Вячеславом Степановичем мы ходили по кабинетам министров, рассказывали о бедственном положении завода, получали более или менее одобрительную резолюцию на очередном обращении, потом уже начиналась работа в низах — через отделы, департаменты, чиновников и клерков пытались реализовать все на практике, — вспоминает экс-губернатор. — Работали и с Минприроды по природоохранному судну, и с Минобороны  по вопросу строительства танкера для Тихоокеанского флота.

Но особенно плотно работали с Госкомрыболовством, где была непростая ситуация — руководители менялись практически каждый год. Анекдот состоял в том, что вначале каждый из них делал главное дело на своем посту — распределял квоты на вылов биоресурсов в водах РФ и после этого (как зло шутили, обеспечив своих правнуков и праправнуков) уходил. Очередная замена главы Госкомрыболовства была уже как народная примета: скоро в Москву приедет Попов, мы с ним пойдем знакомиться с новым руководителем и снова будем выпрашивать деньги на строительство траулеров на судостроительном заводе. В отдельных случаях это приносило успех. И тогда на заводе был праздник, закладывалось новое судно.

За свой завод болел он всей душой. Благодаря усилиям Вячеслава Степановича и его  команды, завод сохранился, приносит пользу городу и области.

«Он вникал в тему и прямо говорил: «Да, я решу», либо «Нет, не берусь». Никогда не юлил. Честный, прямой, откровенный, коммуникабельный».

— Разумеется, кто-то может сказать, что не за просто так Вячеслав Попов работал. Став директором, он проводил мероприятия по акционированию государственного предприятия и, насколько знаю, сам стал довольно крупным акционером. В 1994 году завод преобразовали в ОАО «Благовещенский судостроительный и судоремонтный завод» — это довольно объективный процесс. Такие же прошли на всех крупных предприятиях. Главное, что завод с вековой историей сохранился, работает, дает рабочие места, платит налоги.

Вячеслав Попов окончил в Благовещенское речное училище, а позже заочно институт.

— В трудные самые времена Вячеслав Степанович оказался в нужный момент в нужном месте и со своими коллегами, партнерами сумел сохранить производство. Я знаю, что Попову поступало много предложений продать, грубо говоря, завод на металл. Можно было что угодно сделать из судостроительного завода, превратить его в какую-то крупную оптовую базу, через которую трелевать китайский ширпотреб: подъездные пути есть, ангары. Вячеслав Степанович на это не пошел, — рассказывает Леонид Коротков. — При том что выживали как могли. Пытались параллельно развивать и непрофильное производство, когда заказов было мало.

Попов сумел  быстро и грамотно изменить структуру управления заводом, что позволило сохранить территориальную и техническую целостность предприятия, сумел сплотить вокруг себя грамотных специалистов интеллектуального труда и рабочих профессий. Сохранив в трудные годы рабочие места. Но главное — профильное дело свое благовещенские корабелы сохранили.  За что коллективу большое спасибо, а Вячеславу Степановичу — светлая память. Передайте от меня искренние соболезнования его родным, друзьям и коллективу судостроительного завода.

Василий Орлов :«Это большая потеря для всех нас»

— Вячеслав Степанович почти четверть века руководил Благовещенским судостроительным заводом имени Октябрьской революции. Человек, к мнению и авторитету которого прислушивались не только работники предприятия, но и многие амурчане. Он руководил крупным заводом в неспокойные времена. И смог сохранить коллектив, традиции, получать и с честью выполнять новые заказы. Не преувеличиваю — на таких людях держатся предприятия, отрасль, экономика», — выразил соболезнования родным и близким губернатор Василий Орлов.

Олег Кожемяко: «Люди чувствовали себя уверенно за его спиной»

Вячеслав Попов возглавил завод в конце советской эпохи. Только начали серийное строительство средних добывающих судов неограниченного района плавания «Приморье», но развал страны поставил на нем жирный крест на долгие годы. Изменить ситуацию удалось с приходом в область Олега Кожемяко. Корабелам не пришлось долго убеждать нового губернатора в значимости судостроительного завода для экономики региона. Раньше сам возглавлявший Преображенскую базу тралового флота, Олег Николаевич оценил потенциал предприятия и стал помогать Вячеславу Попову в его возрождении.

«В истории Амурской области, да и в истории судостроения Дальнего Востока, Вячеслав Степанович оставил яркий след».

— Это был человек большой души и очень хороший организатор, производственник, хороший технолог. Мы с ним вместе начинали программу «Судостроение малых рыболовных сейнеров». Вместе ездили на Камчатку, разговаривали с рыбаками, предлагали им долговременное сотрудничество с использованием лизинговых схем, — рассказал «Амурской правде» Олег Кожемяко — сегодня губернатор Приморского края. — Вячеслав Степанович очень глубоко понимал проблемы не только судостроения, но и непосредственно рыбной отрасли. Он вывел такую стоимость судов, которая была интересна и рыбакам, и могла устроить его предприятие. Он умел находить нужные моменты в технологии, в цене, в качестве продукции.

Поэтому в 2010 году завод вновь приступил к строительству малых рыболовецких судов для Дальнего Востока — и тогда построил 16. Это довольно значительный объем. Я думаю, что в истории Амурской области, да и в истории судостроения Дальнего Востока, Вячеслав Степанович оставил яркий след. К сожалению, после того как я ушел из Приамурья на Сахалин, мы потеряли связь. Но у меня он навсегда в душе останется таким настоящим трудовым человеком, производственником. Человеком еще той советской закалки, который не изменил своему предприятию, отдал ему годы свой жизни. Он делал все, чтобы судостроительный завод существовал и работал. О таких говорят: человек на месте. Люди чувствовали себя уверенно за его спиной. 

Павел Печковский: «Корабелы смотрели на него как на лидера»

Ветеран труда, почетный гидроэнергетик, почетный гражданин Благовещенска. Среди заслуженных наград Вячеслава Попова есть и благодарность Главнокомандующего ВМФ России. За последние семь лет судостроительный завод исполнил 32 заказа Минобороны на постройку судов различного назначения, из них 23 — досрочно. При этом гидрографические корабли проектов 19910 и 19920 построены Благовещенским судостроительным заводом в рекордные сроки в сравнении со всеми другими российскими предприятиями, строящими корабли этих же проектов.

«Я понял давно, что мое богатство — это друзья», — признался Вячеслав Попов на своем последнем юбилее.

— Это заслуга коллектива и самого Вячеслава Степановича, принимавшего значимые решения на всех этапах производства. От Министерства обороны России выражаем глубокие соболезнования его близким, друзьям и коллегам, — сказал «Амурской правде» начальник управления Департамента военного ведомства РФ  по обеспечению государственного оборонного заказа кораблей и морского вооружения Павел Печковский. —  Вячеслав Степанович был незаурядным человеком. Порой был, как мальчишка, а порой удивлял глубокой мыслью мудреца.

Под его руководством завод даже в самые непростые времена выполнял задачи, в том числе для нужд обороноспособности страны. Вячеславу Степановичу удавалось с честью выходить из многих сложнейших ситуаций и обеспечивать сдачу кораблей в интересах Военно-морского флота с должным качеством и в установленные сроки. Корабелы смотрели на него как на лидера, который обеспечивал не только свое сегодня и будущее, но и будущее работников завода, их детей. И это, наверное, самое ценное, что было в этом человеке. Постараемся, чтобы дело, которому вы посвятили всю свою жизнь, продолжалось сегодня и завтра на благо и процветание нашей Родины.

Фото из семейного архива.

Александр Гаркин: «Как-будто кусок жизни отняли»

Все, кто работал с Поповым много лет, говорят: «Это был не только талантливый руководитель и крепкий хозяйственник, но еще и успешный предприниматель. В тяжелейший для отечественного судостроения период он выбрал верное направление диверсификации производства продукции завода». Это была идея Вячеслава Попова создать отдел маркетинга, благодаря чему благовещенские  корабелы стали получать еще и заказы на изготовление продукции для крупных предприятий нефтегазовой отрасли, гидроэнергетики. Для Бурейской ГЭС судостроители давно стали самыми надежными партнерами, а генеральные директора — еще и настоящими друзьями.

— Достойный человек. Только 80-летний юбилей ему отметили, радовались, поздравляли — и вдруг… — генеральный директор ОАО «Нижне-Бурейская ГЭС» Александр Гаркин, с которым мы связались в понедельник вечером по телефону, с трудом находил слова.  —  Я сейчас как раз в пути, еду в Благовещенск, чтобы проводить в последний путь Вячеслава Степановича. Мы знакомы были и сотрудничали с ним почти двадцать лет. Он же участвовал в строительстве Бурейской ГЭС: на судостроительном заводе изготавливали для нас облицовки торов, водоводы к отдельным турбинам и другое нестандартное оборудование. Он по Нижне-Бурейской ГЭС инженерные мысли выдвигал.

Александр Гаркин вспомнил, как начали заполнять Бурейское водохранилище, и плавник пошел с берегов. Вячеслав Попов тогда решил эту задачу.

— Под его руководством были разработаны конструкции наплавных сооружений, комплекс оборудования для сбора и утилизации древесного плавника на водохранилище, а еще мы с ним вместе разрабатывали новый проект буксира, — делился успехами многолетнего сотрудничества Александр Сергеевич. — Вот я упомянул о водоводах, а проработал технологию и воплотил ее в жизнь Вячеслав Степанович. Теперь на Бурейской ГЭС водоводы из металла, которые сделал наш судостроительный завод. Коллектив он подобрал достойный, который ответственно относится к поручениям, работу выполняет четко, качественно.

Заказчику с Поповым комфортно было работать. Он вникал в тему и прямо говорил: «Да, я решу» либо «Нет, не берусь». Никогда не юлил. Честный, прямой, откровенный, коммуникабельный. Город много потерял. Теперь и судостроительному заводу будет сложно — такой опытный управленец ушел. Коллектив его уважал. До сих пор не верится: вот только недавно был у него в гостях, и вдруг такая печальная, печальная новость. Очень жалко. Столько лет шли рядом. Как-будто кусок жизни отняли...

Альбина Попова: «Важнее рыбалки и охоты для него были только корабли»

У каждого свои важные даты, а для судостроителя Попова  это было открытие сезона охоты. Этому увлечению ничего не могло помешать. Даже рождение сына.

— Бабушка даже спустя многие годы обижалась, вспоминая, как она была уже на сносях, а молодой супруг умчался с ружьем в лес, — рассказала семейную историю невестка Вячеслава Степановича, известная благовещенская общественница и бегунья Альбина  Попова.  — Ей так не хотелось отпускать мужа, и она сделала вид, будто роды приближаются, обхватила живот руками: «Ой, Слава, что-то в боку колет, не уезжал бы ты никуда». А он жену в охапку, быстренько отвез в больницу — и  на охоту!  «Другие мужики под роддомом ходят, дежурят, ждут, кто у них родится, а моего ничего не могло  остановить. Важнее рыбалки и охоты для него были только корабли», — вздыхала Людмила Михайловна, вспоминая то время, когда на свет появился их сын и мой будущий муж.

Коренной камчадал, где всегда обилие снега, Вячеслав Попов с детства ходил на лыжах и привил любовь к зимнему виду спорта своим детям и внукам. Он до последнего участвовал в пробежках «Лыжня России». И даже когда зимой ездил поправить здоровье в приморскую Шмаковку, всегда брал с собой в санаторий лыжи.

Сестра: «Он с детства был влюблен в корабли»

Вячеслав Попов всегда шутил, что он в три месяца видел в бинокль Японию, а его бесконечная любовь к морю и кораблям от того, что он родился в пути между материком и полуостровом, когда родители возвращались из отпуска домой на Камчатку.  

— Мы жили в небольшом поселке рядом с перерабатывающим заводом, куда постоянно прибывали рыболовецкие сейнеры, — вспоминает старшая сестра Лариса Степановна. —Смотришь, мальчишки во дворе мяч гоняют или на велосипедах, а брата нет. Мы знали, где его найти: он постоянно на судах отирался. Вылезал оттуда весь в мазуте, а лицо светилось счастьем, что ему разрешили гайки покрутить. Он с детства был влюблен в корабли. 

Мечта о мореходке во Владивостоке не сбылась — комиссию по здоровью не прошел. А в Благовещенское речное училище приняли, позже окончил заочно институт. Капитаном не стал, но рулил заводом, который корабли строил и выпускал в далекие синие моря.

Лариса Степановна вспомнила времена, когда москвичи хотели прибрать к рукам судостроительный завод: «Мы так переживали: борьба же шла. Но от брата чего-то добиться было трудно. Судить, рядить, кого-то осуждать: кто-то плохой, а кто-то хороший — это было не в его характере. Он на все вопросы отвечал: «Трудно. Будем бороться». В нем была внутренняя уверенность. И завод действительно отстояли. Самое главное, что я в нем ценила, это то, что он не ожесточился, сохранил душевную теплоту. Всегда найдет чем удивить: рыбу поймал или дичь подстрелил, всех угощал. Любил сюрпризы делать.  Иногда смотришь, человек только выбился в начальники, и сразу меняет круг знакомых. Начинает водить дружбу с теми, кто ему по статусу подходит. Слава друзей не менял. Он и на юбилее сказал: «В песне поется, что мои года — мое богатство, а я понял давно, что мое богатство — это друзья».

Фото из семейного архива

 

Возрастная категория материалов: 18+

Добавить комментарий

Забыли?
(Ctrl + Enter)
Регистрация на сайте «Амурской правды» не является обязательной.

Она позволяет зарезервировать имя и сэкономить время на его ввод при последующем комментировании материалов сайта.
Для восстановления пароля введите имя или адрес электронной почты.
Закрыть
Добавить комментарий

Комментарии

Комментариев пока не было, оставите первый?
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было

Материалы по теме

«В Тынде я и Третьяка видел, и Фирсова»: умер бывший вратарь тындинского «Локомотива»«В Тынде я и Третьяка видел, и Фирсова»: умер бывший вратарь тындинского «Локомотива»
Человек, который вернул Благовещенску его историю: известные амурчане об Анатолии ТелюкеЧеловек, который вернул Благовещенску его историю: известные амурчане об Анатолии Телюке
В Благовещенске скончался известный бизнесмен и краевед Анатолий Телюк
В понедельник Благовещенск простится с Дмитрием Болотиным
Ушел в день юбилея родного БГПУ: сегодня не стало экс-декана истфила Дмитрия Болотина
«На таких людях держатся предприятия»: губернатор выразил соболезнования родным Вячеслава Попова
Закончилась песня: в пятницу не стало руководителя хора БГПУ Нины Гуменюк
Сегодня ночью ушел из жизни директор судостроительного завода Вячеслав Попов
В Благовещенске скончался известный хирург Владимир Шаповалов
Ушел из жизни известный амурский деятель культуры Виктор Гора

Высший уровень в номинации «Исполнение требований законодательства о закупках» получило ПриамурьеОбщество
Больше 500 диких кабанов проверили на африканскую чуму с начала года в Амурской областиОбщество
Книги, танцы, КВН: благовещенской Ассоциации пожилых людей исполнилось 20 летОбщество
Скорпионов ждут непредвиденные расходы, а Львы сменят партнеров: гороскоп на 29 ноябряСоветы
Энергетики тянут новую ЛЭП для расширяющегося аэропорта Благовещенска и водозабораЭкономика
Амурские студенты накололи пенсионерам Ивановского района 12 кубов дров и помогли медикамОбщество

Читать все новости

Люди

Мама с некрасовской судьбой: Светлана Дорогайкина воспитала семерых детей Мама с некрасовской судьбой: Светлана Дорогайкина воспитала семерых детей
Рокировка: прокуратуру Приамурья возглавит прокурор из Кубани, Руслан Медведев переедет в Оренбург
Журналист АП выиграл приз зрительских симпатий конкурса социальной журналистики
Мамы в «красных» зонах: истории амурских медиков, которые спасают жизни больных COVID-19
Четверть века с «Иванушками International»: празднование 25-летия известная группа перенесла на год
Система Orphus