• Могила сержанта Белана на берегу Зеи.
  • Братская могила на судостроительном заводе.

«Останки вывалятся в реку»

— Город растет, и его потребности в будущем могут затронуть и те объекты культурного наследия, о которых мы говорим. Не проще ли сейчас решить эту проблему раз и навсегда и перенести те воинские захоронения, которые находятся в черте Благовещенска? — отмечает советник председателя регионального отделения «Российского военно-исторического общества» Роман Чукмасов.

Речь идет о могиле на территории судостроительного завода, в ней захоронены 92 красногвардейца, погибших в марте 1918 года во время Гамовского мятежа. Есть военные захоронения 1945 и 1951 годов в поселке Новый (Аэропорт). В центре Благовещенска на стадионе «Спартак» находится могила Василия Павловича Григоренко, который погиб в 1942 году под Орлом. Перезахоронили его в 2009 году.

— Обратили внимание на эту проблему изначально благодаря могиле сержанта Белана на берегу Зеи, — продолжает Роман Николаевич. — До захоронения осталось буквально полтора метра суши. Подходы к этому месту не облагорожены. Вокруг битые бутылки, внизу люди жарят шашлыки. И главное, что от наводнений и сильных дождей берег обрушивается, а вместе с ним в ближайшее время разрушится и захоронение. Я лично выезжал на это место. В скором времени останки просто вывалятся в реку. Стали отрабатывать этот вопрос, попутно выявились дополнительные проблемные могилы.

Как оказалось, большинство воинских захоронений находятся на закрытых территориях предприятий, и люди не имеют к ним свободного доступа, хотя такое право гарантировано каждому законом.

— Могилы в поселке Новый также на закрытой территории — на базе Росгеологии, туда тоже попасть проблематично, — продолжили поисковики. —  Охрана не особо верит, что вы пришли посмотреть на погост, а не для того, чтобы вынести с территории что-нибудь ценное.

Отдельный участок

Между тем выход есть. В 2017 году на городском кладбище на 17-м километре Новотроицкого шоссе администрация выделила военно-мемориальный участок, где перезахоронили останки 70 участников Русско-японской войны 1905 года, привезенных из Китая. С тех времен там никого не перезахоранивали. И участок практически пустует. Поисковики обратились к мэру с предложением о переносе захоронений из Благовещенска на специально отведенную для этого территорию.

— Воинские захоронения не должны находиться в черте города — их надо переносить, — уверен председатель Российского военно-исторического общества Андрей Орлов. — Плюс за ними нужно следить, ухаживать. Уход за этими захоронениями городу обходится в копеечку, поэтому городские власти в первую очередь могут быть заинтересованы в этом. Чтобы избавить организации, людей от проблем и сохранить историческую память, нужно собрать могилы на один участок — это наше предложение.

Тем более что в ближайшие годы появятся новые герои родом из Приамурья, не сомневаются амурские поисковики.

— Поисковое движение в России с каждым годом набирает обороты, — отметил Роман Чукмасов. — И за последние годы произошли перезахоронения нескольких человек в Амурской области, чего не делалось много лет. В Свободном в феврале этого года перезахоронили красноармейца Николая Беседина. На очереди останки еще двоих амурчан, найденных на Волгоградской земле. Один из них — Яков Дмитриевич Безвершенко. Его родственники нашлись в Райчихинске. В настоящее время его останки покоятся на Россошенском военно-мемориальном кладбище в Волгоградской области. Мы планируем их забрать и перезахоронить, как только разрешится ситуация с пандемией коронавируса.

Могила неизвестного солдата

Еще один погибший амурский фронтовик — неизвестный из Бардагона. «В одну из экспедиций коллеги из Волгограда вместе с останками бойца нашли алюминиевую ложку. На ней было нацарапано: «Свободный, Бардагон» — явно человек из наших мест. А вместо имени нацарапаны инициалы — П. И. Это сотни, если не тысячи вариантов. Лучше бы фамилию свою написал!» — посетовали поисковики.

— Боюсь, что не удастся восстановить его имя и фамилию только по инициалам «П. И.» на ложке, — развел руками Андрей Орлов. — Сейчас переворачиваем все, что связано по Свободненскому району, Бардагону. Даже если не получится установить, чьи это останки, у нас есть предложение — забрать их и сделать в Приамурье могилу Неизвестного солдата. Место на военно-мемориальном участке большое.

В одном стиле

Амурские поисковики не только вышли с инициативой убрать все воинские захоронения из столицы Приамурья, но и разработали проект — как может выглядеть мемориальный комплекс на городском кладбище.

— В разное время существовали свои традиции могильных памятников, — добавил Роман Николаевич. — В советское время  это постамент с красной звездой, в русской императорской армии любили ставить колонны и пушками обставлять. Чтобы не превращать мемориальный комплекс в нагромождение крестов, обелисков, оград, мы начали проводить консультации о создании единого архитектурного облика военно-мемориального участка кладбища. За основу взяли мемориальное кладбище министерства обороны под Москвой, Россошинское в Волгоградской области, старые воинские кладбища в Минске, Праге и другие. Обратились к организации, которая создает архитектурные проекты. Все вместе придумали единый стиль, который может удовлетворить всех.

По проекту участок будет разделен аллеей, на нем появятся однотипные памятники. «Два захоронения являются объектом культурного наследия. По закону их нужно переносить полностью — с оградками, забором. Мы проработали и этот вопрос. И учли в разработке проекта. И в конце аллеи будут стоять две стелы и посередине еще одна — с барельефом», — добавили поисковики.

Амурские поисковики сейчас разыскивают родственников восьми красноармейцев, найденных на месте боев Великой Отечественной войны

1.      Аникеенко Аким Иванович, 1909 года рождения, уроженец г. Туапсе. Призывался Благовещенским ГВК, возможно семья проживала в Благовещенске. Старшина 2-й статьи, погиб 25 октября 1942 года под Сталинградом. Поднят в числе 11-ти членов экипажа бронекатера БК-31 в 2017 году в Волгограде. Захоронен на Россошинском военно-мемориальном кладбище.

2.      Бойченко Павел Елизарович, 1922 года рождения, уроженец села Богородское Ивановского района Амурской области. Призван Ивановским райвоенкоматом в 1941 году. Погиб в ноябре 1941 года в ходе битвы за Москву. Семья: мать – Бойченко Анастасия Николаевна. Найден в мае 2018 года у деревни Криволучье Тульской области. Перезахоронен на кургане Славы Киреевского района Тульской области.

3.      Лобый Виктор Кириллович, 1919 года рождения, младший лейтенант. Уроженец Октябрьского района Амурской области. Погиб во время Ржевско-вяземской операции 19 ноября 1942 года. Найден в затерянном госпитальном захоронении в 2017 году и перезахоронен на военном Мемориальном кладбище в посёлке Погорелое Городище Тверской области.

4.      Сидоров Михаил Васильевич, 1922 года рождения, красноармеец, уроженец села Виноградовка Михайловского района Амурской области, призван Михайловским районным военкоматом. Семья проживала в Виноградовке. Пропал без вести в феврале 1942 г. Найден в апреле 2015 года у деревни Вышнее, Мосальского района Калужской области.

5.      Скотников Алексей Константинович, 1921 года рождения, уроженец Ленинградской области. Семья проживала в городе Свободный Амурской области. Погиб 24 февраля 1942 года. Найден около урочища Веретейка  Парфинского района Новгородской области в апреле 2014 года. Перезахоронен в селе Ясная поляна Новгородской области.

6.      Слесарев Георгий Герасимович, 1914 года рождения, уроженец Алтайского края. Призван Зейским районным военкоматом, красноармеец. Семья проживала в селе Дамбуки Зейского района Амурской области, брат — Слесарев Николай Герасимович. Найден в апреле 2016 года у деревни Плещевицы Валдайского района Новгородская области.

7.      Мезенев (имя отчество неизвестно), красноармеец, уроженец села Высокое Белогорского района или города Белогорска, семья – Мезенева (Мезенцева) Ольга. Найден в сентябре 2013 года, у деревни Мальцево Ельнинского района Смоленской области. Захоронен в 2013 году в деревне Ушаково Свмолейнской области.

8.      Чемизов Михаил Ильич, 1920 года рождения, уроженец села Невер Сковородинского района, призван Алданским РВК, красноармеец. Семья проживала в селе Невер Сковородинского района. Найден в мае 2011 года в районе деревни Опарино Тверской области. Перезахоронен в 2012 году в городе Тверь, на Мигаловском воинском мемориале.

Возрастная категория материалов: 18+