• Фото: Архив АП
  • Фото: Архив АП

«Спасибо Анатолию Васильевичу за «Амурскую ярмарку»   

Александр Колядин, экс-мэр столицы Приамурья:

— Вспоминаю, как в девяностых мне довелось сотрудничать тогда  еще с начинающим предпринимателем Анатолием Телюком. Я был вице-мэром Благовещенска, а он организовывал свою первую торговую ярмарку — она проходила в Доме офицеров. К тому времени как раз пришла в упадок наша швейная фабрика. И каждый раз проходя мимо, я с ужасом смотрел на производственное здание: «Неужели с ним будет то же самое, что стало с другими предприятиями, которые развалились?!» Я даже представить себе не мог, что у нас в центре города останется полуразрушенная конструкция с зияющими дырами вместо окон. А там уже начали снимать батареи, вытаскивать рамы… За долги здание хотели забрать себе энергетики. Но я понимал: они его просто законсервируют и все! Энергетики сами в те годы жили не очень кучеряво — им все были должны, а они эти долги вколачивали. И поэтому я стал помогать Анатолию Телюку выкупить это здание.

Большое видится на расстоянии. Понимаю, что Благовещенску очень повезло, что в его биографии случился Анатолий Васильевич Телюк. И очень грустно, что он ушел из жизни преждевременно.

Анатолий Васильевич занимался своим делом, и занимался хорошо. Интересы наши сошлись: часть акций осталась у города, прибыль, пусть и небольшая, стала поступать в городской бюджет, а люди получили рабочие места. Многие даже представить не могут, какие это были кошмарные годы, какая была безработица. Поэтому первое, за что я лично скажу спасибо Анатолию Васильевичу — это за «Амурскую ярмарку». Что спас от разрушения огромное здание, развил там разные направления бизнеса и горожане получили работу. 

«Договор с ним можно было не заключать: если Телюк сказал – значит сделает»

Павел Инюточкин, известный бизнесмен, основатель АНК-холдинга:

С Анатолием Васильевичем мы познакомились, когда вместе оказались в городском Совете — первом, который избирался после развала Советского Союза. Помню, как хотелось изменить что-то в России, сделать полезное и нужное для нашего города. И на этой волне воодушевления наши взгляды на многое были с ним одинаковыми. Я занимался бизнесом в своем направлении, у Анатолия Васильевича было свое дело. Человек опытный, начитанный, эрудированный, для меня он был как наставник. Интеллектуал и к тому же еще патриот. У него было много идей во благо амурской столицы, которые он старался внедрить. В одной из заметок Анатолия Васильевича назвали купцом. Наверное, да. У него было что-то от настоящего купца и во внешности, и в поведении. Договор с ним можно было даже не заключать. Если Телюк сказал — значит сделает. Человек слова. Очень жаль…

«Мог аргументированно успокоить бурю человеческих эмоций»

Сергей Петрухин, известный в Приамурье доктор, бывший главный врач Благовещенской городской клинической больницы:

— С горечью узнал о смерти Анатолия Васильевича. Этот человек еще не реализовал многое из того, что хотел, что у него получалось и что является достоянием и украшением Благовещенска и родного Приамурья.

Помню, когда я еще учился в мединституте, Анатолий Васильевич пришел к нам преподавать общественные науки. Для нас, будущих медиков, ближе и важнее были естественные дисциплины, а всеми этими «…измами» мы тяготились. И тут на старших курсах приходит Телюк преподавать научный коммунизм. Молодой, яркий, эрудированный. Он так поставил процесс обучения, что мы слушали его открыв рот. Это был конец советской империи, что-то прозревало в наших головах, и дискуссий на лекциях было много. Анатолий Васильевич сам их провоцировал. Сейчас я понимаю, что это, наверное, была единственная форма завлечения студентов в изучение скучной дисциплины. Не догматические лекции по конспектам, а общение — с легкой иронией, с примерами из литературы и жизни. Это ему удалось. 

В канун 90-х меня выбрали в городской Совет депутатов, и когда там увидел Анатолия Васильевича, очень обрадовался. Время было интересное — брожение в стране, умах. Каждому хотелось внести свою лепту в управление городом, реализовать свое видение. На фоне 152 человек, дорвавшихся до микрофона, чтобы истину последней инстанции донести, Анатолий Васильевич, безусловно, выделялся: опыт преподавательский, мастерство владения речью, кругозор. Телюк говорил всегда кратко, понятно, убедительно. Люди разных политических взглядов сразу обретали в его лице союзника. Он мог аргументированно успокоить бурю человеческих эмоций.

Человек многогранный, талантливый, он не ограничивался стезей преподавательской или предпринимательской, что у него прекрасно получалось. Он был сподвижником многих общественных починов. Здесь трудно переоценить его вклад. У нас с ним был общий проект по увековечению памяти почетного гражданина города, врача и поэта Маслова Олега Константиновича. И самую большую поддержку мы получили от Анатолия Телюка.

«Я больше таких людей не знаю»

Виталий Ребизант, начальник Госинспекции по охране объектов культурного наследия Амурской области:

— Это огромная утрата для нашего города, для всего краеведческого сообщества Дальнего Востока. Анатолий Васильевич сделал больше всех для популяризации истории родного края. Изданы десятки книг в рамках проектов «Приамурье: из века в век», «Благовещенск: из века в век». При его непосредственном участии  восстанавливались Триумфальная арка и Свято-Никольская церковь, построен памятник Муравьеву-Амурскому и Святителю Иннокентию Вениаминову. Последние два года Анатолий Васильевич возглавлял общественный исторический совет по вопросам охраны объектов культурного наследия при правительстве области. И десятки зданий по результатам совместной работы поставлены на учет. Можно долго перечислять… И я даже не представляю, как теперь без его энергии, неравнодушия, участия дальше работать. Это огромная потеря для нас всех. Попробуйте еще найти бизнесмена, который бы столько вкладывал личных средств в издательскую деятельность, популяризацию культурного наследия, историю родного края. Я больше таких людей не знаю.

«У него разгорались глаза, когда он говорил об истории»

Юлия Климычева, бывший журналист «Амурской правды», автор исторических и православных проектов на страницах газеты:

— Очень горькая весть, что не стало Анатолия Васильевича Телюка. В конце 1990-х — начале нулевых, когда в «Амурской правде» начали выходить приложения «Старая мельница» и «Золотые купола», я познакомилась с Анатолием Васильевичем — руководителем «Амурской ярмарки», краеведом и меценатом. А еще — человеком, входившим в группу предпринимателей, сплотившихся вокруг архиепископа Благовещенского и Тындинского Гавриила. Группа предпринимателей организовывала паломничества с Албазинской иконой Богородицы на Сахалин, затем в Магадан, в эти поездки брали и журналистов. Анатолий Телюк стал одним из первых, кто поддержал архиепископа Гавриила, когда тот начал строить Благовещенский кафедральный собор.

Он всегда был очень доступен для интервью и комментариев и общался с удовольствием. Однажды довелось брать личное интервью для очерка. Мне было интересно, как кандидат философских наук бросил науку и с головой окунулся в бизнес. Казалось бы, совершенно несовместимые вещи. Но «взрывные 90-е», по его словам, поменяли все планы.

«Помогает ли философия в бизнесе? Не помогает. Философия — наука абстрактного порядка, а бизнес — сплошная конкретика, — говорил Анатолий Васильевич. — Иногда, оглянувшись назад, видишь, что надо было решать жестче, даже, я бы сказал, тупее, а не учитывать слишком много обстоятельств. Всегда стараешься над ситуацией подняться, учесть все детали, а потом понимаешь, что иногда это идет во вред».

Но привычка сеять разумное, доброе, вечное сохранилась и вылилась в роскошный издательский проект. Ряд книг проекта «Приамурье: из века в век» есть и в моей домашней библиотеке — что-то получила в подарок, что-то приобрела. И сейчас они станут доброй памятью об этом удивительном человеке.

Я спросила, помнит ли Анатолий Васильевич свой первый заработанный рубль. Оказалось, что очень даже хорошо. Он помнил, как болели и не хотели разгибаться пальцы: сосед предложил мальчишкам 5–6-х классов разгружать кирпич на стройке. Сначала работа показалась легкой, но вскоре пацаны поменяли мнение. Однако стойко разгрузили, что требовалось. Заработанные рубли он отдал маме и вспоминал, что она расплакалась. Он рассказал еще об одном случае, когда тоже заставил маму плакать тем, что последние в семье деньги, данные на сахар и хлеб, он потратил на книжку из истории воинственных древних племен.

Вспоминал о своем отце, который был коренным благовещенцем, и любая прогулка с ним была экскурсией в историю. Из этих прогулок и родилась его любовь к краеведению, его желание возвращать утраченные исторические объекты, будь то Свято-Никольская церковь или Триумфальная арка, возвращать забытые знания — через издаваемые «Амурской ярмаркой» книги, за которыми был огромный труд многих людей, которые сидели в архивах и библиотеках. Они были вдохновлены Анатолием Васильевичем, и результат получался всегда блестящий. Помню, как у него всякий раз разгорались глаза, когда он говорил об истории.

Большое видится на расстоянии. Понимаю, что Благовещенску очень повезло, что в его биографии случился Анатолий Васильевич Телюк. И очень грустно, что он ушел из жизни преждевременно, наверняка планов у него было очень и очень много. 

«Создал энциклопедию дореволюционной истории области»

Валентина Кобзарь, член Союза журналистов России:

— В начале 2000-х  я работала на «Амурской ярмарке». Тогда восстанавливали Триумфальную арку. Анатолий Васильевич был инициатором (впервые озвучил идею в 1991 году!), организатором и локомотивом этого грандиозного проекта. Вместе с архиепископом Благовещенским и Тындинским Гавриилом они нашли, сплотили, воодушевили самых разных людей. На двадцати страницах книги «Триумфальная арка» — полный список тех, кто вложил труд и средства в ее восстановление: предприниматели, генеральные директора, инженеры, плотники, художники, большие и малые коллективы, приходы Русской православной церкви… Это была в буквальном смысле народная стройка, пожалуй, последняя в современной истории города. 

В начале 2005 года, когда до завершения арки оставалось совсем немного, сложилась — по разными причинам — критическая ситуация. После обсуждения на одной из планерок — тишина и растерянность. Анатолий Васильевич говорит: «Вы меня не знаете». Улыбается, и все понимают, что он разрулит проблему, решит нерешаемое. Как? Только жена его Татьяна Николаевна знает, каких усилий, каких нервов стоила Анатолию Васильевичу реализация его замыслов.

Мне посчастливилось участвовать в издательских проектах «Благовещенск: из века в век» и «Приамурье: из века в век», которые инициировал Анатолий Васильевич. За 14 лет в свет вышло больше тридцати книг, из них больше двадцати — на темы краеведения. Совокупный коллектив: историки, архивисты, краеведы, художники, дизайнеры, которых привлекли к проектам Анатолий Васильевич и Татьяна Николаевна, — больше двухсот человек со всей России и из-за рубежа.

«Военные события в Приамурье. 1900–1902», «Благовещенск. Март 1918», «Амурцы-эмигранты. Первая треть ХХ века» (С. В. Емельянов), «Господа офицеры» (В. Н. Абеленцев, А. А. Гаршин), двухтомники «История Благовещенска. 1856–1907», «Амурские казаки», «Деловой мир Приамурья (середина XIX — начало XX вв.)» Не будь доброй воли Анатолия Васильевича, ни эти, ни другие книги не увидели бы свет никогда. Потому что очень дорого.

В реализацию издательских проектов были вложены огромные деньги, но и огромный труд. Анатолий Васильевич и Татьяна Николаевна были редакторами всех книг, которые выпускали. Редакторами академического уровня: они создали, по сути, энциклопедию дореволюционной истории нашего региона. Как тяжело не вовремя прощаться. На полпути. Не завершив так много...

«Это был для меня источник вдохновения, а сейчас словно кислород перекрыли»

Марина Синельникова, руководитель амурского отделения Общества «Россия – Япония»:

— Я очень благодарна Анатолию Васильевичу за то, что поддержал меня в самый сложный период моей жизни. Двенадцать лет назад нас выгнали из муниципального помещения в гостинице «Зея», где мы создали музей, работали с детьми, уже начались курсы японского языка. Нам некуда было пойти, и я обратилась на «Амурскую ярмарку». Там тоже туго было с площадями, но через несколько дней мне позвонила Татьяна Николаевна Телюк:  «Марина, мы выгородили закуток в коридоре, если вас это устроит, приходите — поможем чем можем».  Я начинала с этих 16 квадратных метров в коридоре, а сейчас мы ни у кого ничего не просим, сами финансируем свои общественные проекты, в нашей школе порядка 70 человек изучают японский язык, наши выпускники  поступают в профильные вузы, учатся и работают в Японии.   

А сколько раз были моменты отчаяния, когда опускались руки, хотелось все бросить. Анатолий Васильевич, с которым мы много общались, постоянно меня поддерживал, говорил: «Вот если сейчас все преодолеешь, у тебя все будет хорошо потом. Держись. Он давал мне советы, из наивной общественницы сформировал во мне экономически самостоятельного человека. Сам Анатолий Васильевич удивительный человек. Он смог построить бизнес и финансировать благотворительные проекты, заниматься меценатством, издательской деятельностью.  То, чем занимается «Амурская ярмарка» — это уникальное сочетание предпринимательства и служения обществу.  Для меня все 12 лет — это была такая поддержка. В любое время я могла прийти к Анатолию Васильевичу за советом, и он всегда все ставил на свои места.

Жаль, что я уже не смогу сказать эти слова лично: «Анатолий Васильевич, наше Амурское отделение Общества «Россия — Япония» и единственная в области школа японского и корейского языков — это и ваше наследие! Спасибо вам за все: за мудрость и наставничество, за юмор и величие, рядом с которым все, что кажется маловажным в современном обществе — история, культура, образование, все это наполняется смыслом.

За мой город, который восстанавливает свое историческое лицо, а значит, и свое достоинство... Это был для меня источник вдохновения, а сейчас словно кислород перекрыли. Я понимаю, что все мы не вечны. Но это тот человек, которого никем не заменишь.

«Ушла целая эпоха — эпоха Телюка»

Людмила Козлова, бывший руководитель пресс-службы «Амурской ярмарки» и  редактор газеты «Витрина»:

— Анатолий Васильевич не только много внимания уделял работе с предпринимателями, но и защищал их интересы. Уж не знаю, помнят об этом люди бизнеса или не помнят, но когда несколько лет назад обсуждали, каким должен быть местный коэффициент по единому налогу на вмененный доход — ЕНВД, то такие споры шли в региональном парламенте. Именно Анатолий Васильевич сумел доказать депутатам, какой коэффициент можно применить для того, чтобы он был наименее затратным для уплаты этого налога предпринимателями. Бился как мог. Доказывал и доказал.

Еще мне на всю жизнь запомнился такой момент. Анатолий Васильевич не просто участвовал в восстановлении первого дома в Амурской области — Свято-Никольской церкви, он, по большому счету, руководил всем строительством. От него зависело очень многое. Когда уже храм возвели, архиепископ Благовещенский и Тындинский Гавриил подошел к Анатолию Васильевичу и смотрит снизу вверх на него. Анатолий Васильевич же высокий был, статный. А глаза у батюшки такие детские-детские. И с такой   надеждой в голосе, как ребенок у взрослого, он спрашивает: «Анатолий Васильевич, а дальше что будем строить?» «Придумаем и построим», — твердо сказал Анатолий Васильевич. Это не только для нашего города — для всего Дальнего Востока очень большая потеря. Все, кто его знал, кто с ним общался и работал, не могут поверить, что его больше нет. Это же целая эпоха Телюка уходит.

Коллектив «Амурской ярмарки» скорбит об уходе Анатолия Телюка. Фото: Софья Иванова

Возрастная категория материалов: 18+